Ученые осуществили прорыв в лечении ДЦП

Российским ученым удалось добиться прогресса в лечении детского церебрального паралича

Детский церебральный паралич (ДЦП) – состояние, которое обусловлено различными причинами и, к сожалению, встречается нередко (примерно 2 случая на 1000 новорожденных). Симптомы при церебральном параличе развиваются из-за патологии в головном мозге вследствие повреждения во время беременности, родов или в раннем детстве.

Вылечить детский церебральный паралич полностью пока не представляется возможным, но больших успехов в терапии позволяет добиться регулярная реабилитация ребенка, применение вспомогательных приспособлений, таких как сиденья, ходунки, вертикализаторы и другие. Как правило, эти методы лечения детского церебального паралича дорогостоящи и требуют постоянной работы родителей и врачей.

Ученые активно ищут другие возможности вылечить ДЦП или добиться улучшения симптомов. Настоящего прорыва в лечении детского церебрального паралича в 2018 году удалось достигнуть ученым из России.

Трансплантация клеток показала свою эффективность в лечении ДЦП

Трансплантация клеток является перспективным новым средством лечения детского церебрального паралича. Предыдущие исследования показали, что терапия стволовыми клетками может помочь детям с ДЦП. Другие исследования указывают на то, что лечение макрофагами также может быть новым эффективным методом.

Макрофаги – клетки, которые могут восстанавливать поврежденную ткань головного мозга и кровеносные сосуды, тем самым улучшая неврологические функции, такие как моторное управление и познание. Детский церебральный паралич – прежде всего моторное расстройство, но многие дети с этим диагнозом также имеют когнитивные нарушения. Лечение макрофагами может улучшить обе проблемы.

Елена Черных и ее коллеги из Новосибирска, Россия, лечили 57 детей с детским церебральным параличом с помощью интратекального введения аутологичных M2 макрофагов. Они использовали M2 макрофаги из-за их высокого регенеративного потенциала и противовоспалительной активности. У всех детей был церебральный паралич тяжелой степени; во многих случаях он был вызван гипоксически-ишемической энцефалопатией или внутричерепным кровоизлиянием во время рождения.

Черных и коллеги оценивали безопасность этого способа лечения, а также изменения в неврологической функции, измеряемые по специальным шкалам выраженности симптомов ДЦП. Ученые также использовали опросник для оценки когнитивных способностей детей. Они исследовали каждого ребенка с детским церебральным параличом через три месяца после лечения и наблюдали в дальнейшем до пяти лет.

Через три месяца дети показали «замечательное улучшение» симптомов ДЦП. Это включало улучшение моторных навыков, увеличение силы и снижение спастичности. Преимущества не ограничивались двигательной функцией; лечение также повлияло на когнитивные способности.

Некоторые из детей (16 из 42) понимали или улучшили свое понимание речи, а 12 из 51 показали «появление смысловой речи». 38 из 42 показали снижение агрессии, и 34 из 52 улучшили свой контакт с посторонними. Более того, 29 детей с ДЦП ранее имели эпилептические приступы; но их активность после лечения прекратилась у 10 из этих детей и снизилась еще у 14. Эти результаты весьма впечатляют, особенно потому, что улучшения двигательной функции и умственных способностей не ослабевали в течение всего периода исследования.

Серьезных побочных эффектов нового лечения ДЦП в России отмечено не было. В своих пятилетних наблюдениях авторы обнаружили, что ни у одного из детей не наблюдался неврологический спад, повышенная активность приступов или развитие опухоли. Разумеется, необходимы дальнейшие дополнительные исследования. Однако это исследование показывает, что трансплантация M2 макрофагов может быть безопасным и эффективным средством лечения детского церебрального паралича.

Трансплантация клеток доказала свою эффективность и может стать современным способом лечения детского церебрального паралича в России в совокупности с другими методами.

Ссылка на исследование:

Найдено возможное средство для восстановления мозга при детском церебральном параличе

Блокирование производства белка, называемого FoxO3, может улучшить мозговое восстановление после повреждения, что может привести к новым методам лечения детского церебрального паралича, рассеянного склероза и деменции, сообщают ученые в Journal of Clinical Investigation.

Гиалуроновая кислота является естественным типом сахара, одной из самых больших молекул в организме человека. Это один из основных компонентов внеклеточной матрицы, каркас, обеспечивающий структурную и биохимическую поддержку клеток.

Эта молекула накапливается в областях повреждения в белом веществе головного мозга, предотвращая процесс восстановления после потери защитного слоя нервных волокон, называемых миелином, что может привести к значительному ухудшению функции мозга.

Исследователи из Университета Здоровья и Науки Орегона продемонстрировали, что хотя поражение головного мозга разрушает гиалуроновую кислоту в широкий диапазон фрагментов, только один фрагмент определенного размера – bHAf – блокирует созревание клеток головного мозга, необходимых для восстановления мозга.

Этот эффект опосредовался путем активации белка под названием FoxO3, который подавлял важные гены в процессе восстановления, называемые ремиелинизацией. Важно отметить, что исследователи отметили, что эта блокирование предотвращало действие других сигналов восстановления.

«Мы идентифицировали молекулу, которая играет роль« плохого актера ». По сути, она захватила молекулярную систему иммунной системы и переделала ее, чтобы остановить процесс восстановления мозга после повреждения. И хотя эта новая молекула не может быть легко обнаружена в мозге, FoxO3 может служить ценным биомаркером для выявления его пагубных последствий в белом веществе, создавая возможность для дальнейших исследований и целенаправленных методов лечения для полного устранения последствий повреждения головного мозга для людей всех возрастов».

Стивен Бэк, доктор медицины, доктор философии, старший автор исследования.

Эти результаты дают новую возможность для лечения физических нарушений, связанных с повреждением белого вещества мозга. Идея ученых состоит в том, что предотвращая образование этой молекулы, можно создать эффективный путь, позволяющий мозгу продолжать регенеративный процесс, для того чтобы лимитировать долгосрочную физическую и умственную отсталость, связанную с разрушительными неврологическими состояниями.

По мнению исследователей, определение механизмов, регулирующих генерацию и действия bHAf, может указывать на стратегии восстановления мозга при нескольких неонатальных и взрослых неврологических расстройств, включая церебральный паралич.

Потенциальная стратегия состоит в разработке молекул, которые могли бы предотвратить образование фрагментов гиалуроновой кислоты. Дальнейшее исследование путей восстановления мозга может также способствовать новым методам лечения, таким как трансплантация стволовых клеток.

Новое исследование позволит восстанавливать головной мозг и излечивать последствия различных видов повреждения мозга, в том числе и при ДЦП.

Цитата:

medicalxpress.com