Новости в лечении рассеянного склероза в 2019 году

Обновления в терапии рассеянного склероза 2019 года

Мы часто воспринимаем нашу иммунную и нервную системы как должное, предполагая, что иммунная система защитит от болезней и от проникновения патогенных микроорганизмов в организм. Точно так же мы считаем, что нервная система будет извлекать информацию из окружающей среды и передавать ее в мозг, чтобы воспроизводить активные движения. Но что происходит, когда иммунная система считает нервную систему врагом и атакует ее?

Это и происходит при нередком аутоиммунном заболевании, а именно, рассеянном склерозе (РС).

РС является изнурительным расстройством, поражающим миллионы людей во всем мире. Симптомы рассеянного склероза могут включать прогрессирующий паралич и ухудшение памяти. Цель ученых, изучающих неврологические заболевания – не только понять эти заболевания с научной точки зрения, но и разработать методы лечения и новые подходы для улучшения качества жизни.

Новый препарат показал эффективность в лечении одной из форм рассеянного склероза

Исследование показало, что новый препарат может помочь предотвратить или замедлить осложнения при одном из типов рассеянного склероза (РС), известном как вторичный прогрессирующий РС. Это первая обнадеживающая новость в лечении рассеянного склероза в 2019 году.

Препарат, который ранее не использовался для лечения рассеянного склероза, называется ритуксимаб (ритуксан).

Он используется в терапии ряда заболеваний, в том числе некоторых видов рака крови и аутоиммунного заболевания, ревматоидного артрита.

Новое швейцарское исследование показало, что пациенты с рассеянным склерозом, принимавшие ритуксимаб, имели меньшее количество инвалидизирующих симптомов в течение 10-летнего периода, чем те, кто не принимал препарат. Люди, принимающие новое лекарство, также имели более медленное развитие симптомов рассеянного склероза.

Важно отметить, что исследование было небольшим: 88 человек, из которых только 44 получили лекарство. Ученые считают, что это потенциально ценное лечение рассеянного склероза, но есть еще много вопросов. В настоящее время проводятся другие исследования, посвященные значению ритуксимаба.

При рассеянном склерозе иммунная система начинает атаковать собственную центральную нервную систему, повреждая миелин, который окружает нервные клетки.

Симптомы заболевания варьируются от человека к человеку, но могут включать усталость, головокружение, затруднения в ходьбе, онемение или покалывание, падение зрения, боль, депрессию, проблемы с кишечником и мочевым пузырем, мышечные спазмы и нарушения мышления и памяти.

РС обычно начинается как ремиттирующее заболевание, сменяя активную и неактивную стадии. Большинство людей с этой формой заболевания в конечном итоге переходят на вторичную прогрессирующую форму РС, что приводит к большему количеству неврологических проблем и инвалидности.

Ученые считают, что ритуксимаб, по-видимому, работает, воздействуя на В-клетки в иммунной системе. Эти клетки были вовлечены в развитие РС в других исследованиях, согласно ранее опубликованным исследованиям.

В новом исследовании ученые сравнили 44 человека с РС, получавших ритуксимаб, с 44 людьми с заболеванием, которые этот препарат не получали. Добровольцы, получавшие ритуксимаб, в среднем находились в возрасте 50 лет, им был поставлен диагноз в течение 18 лет. Средний возраст группы, которая не получала ритуксимаб, составлял 51 год, и у них был РС в среднем 19 лет.

В то время как пациенты, кто получал препарат, имели тенденцию к более низкому прогрессированию симптомов инвалидности, исследование должно продолжиться на большей группе людей, чтобы подтвердить его эффективность, изучить требуемую дозировку и побочные эффекты.

Как отличить рассеянный склероз от других заболеваний

Разработан новый многообещающий метод лечения рассеянного склероза, “Троянский конь” для иммунных клеток

Нейроны

Нервная система состоит из миллионов соединений, похожих на пучки проводов. Как и провода в доме, они изолированы и тем самым защищены от окружающей среды, обеспечивая быструю связь между клетками. Но в отличие от проводов, эта изоляция изготовлена ​​из материала под названием миелин. При РС эта миелиновая оболочка разрушается, оставляя нервные связи «голыми». Это приводит к тому, что нейроны не могут посылать сигналы, что приводит к параличу и возможной смерти.

В настоящее время существует несколько вариантов смягчения симптомов рассеянного склероза. Некоторые передовые методы лечения пытаются изменить иммунную систему, но делают это путем ее полного подавления, что делает пациента восприимчивым к инфекциям.

Подход, который разработали ученые, направлен на клетки, вызывающие заболевание. Удаление клеток, вызывающих РС, предполагает, что это позволит организму восстанавливаться и тем самым улучшать качество жизни пациентов.

Ученые создали новый подход к непосредственному устранению клеток, вызывающих рассеянный склероз, который похож на троянского коня, используемому греками. Они «обманывают» дефектные иммунные клетки, используя белковую конструкцию, построенную из трех белков.

Первый белок имитирует изоляцию, которая окружает нейроны (миелин). Теоретически это должно привести к тому, что иммунные клетки, которые ищут этот белок, связываются с лекарством. Второй белок заставляет любую клетку, которая связывается с первым белком, поглощать препарат.

Третий белок – смертельный сигнал. Таким образом, любая иммунная клетка, которая связывается с данной конструкцией, забирает всю последовательность белка и затем погибает, что хорошо, поскольку у здорового человека не должно быть иммунных клеток, распознающих этот белок. Использование новой технологии должно приводить к тому, что у пациентов с рассеянным склерозом аберрантные иммунные клетки специфически устраняются.

В новых исследованиях ученые проверили это на мышах с удивительными результатами, обнаружив, что аберрантные иммунные клетки были действительно устранены. Но более важными были изменения в способности мышей двигаться. Обработанные мыши быстро смогли восстановить способность ходить.

Учёные повторили это исследование несколько раз с тем же результатом. В настоящее время они исследуют верхний предел дозы этого соединения, чтобы определить пределы безопасности. Исследователям еще предстоит проделать большую часть работы, в том числе протестировать соединение на крови, полученной от пациентов с РС. Изолировав их кровь, они смогут проверить соединение в чашке Петри и наблюдать за воздействием на их иммунные клетки.

Кроме того, ученые намерены в ближайшем будущем быстро начать исследование новой методики лечения рассеянного склероза на людях. Интересным применением новой технологии является то, что она также может быть использована при множестве других аутоиммунных заболеваний. В таких случаях белок, который подвергается нападению со стороны тела, может быть легко заменен на другой – тогда препарат будет работать и на эти аберрантные клетки.

Как отличить рассеянный склероз от других заболеваний

Новости в лечении рассеянного склероза: поможет трансплантация стволовых клеток

Для пациентов с ремиттирующим ремиттирующим рассеянным склерозом (РС) немиелоабляционная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток (HCST) связана с более длительным временем прогрессирования заболевания по сравнению с модифицирующей болезнь терапией (МБТ), согласно исследованию, опубликованному в Journal of the American Medical Association.

Команда ученых зарегистрировала 110 пациентов с ремиттирующим рецидивирующим РС, у которых было как минимум два рецидива при получении МБТ в предыдущем году. Пациенты были случайным образом распределены для получения трансплантации с циклофосфамидом и антитимоцитарным глобулином (55 пациентов) или МБТ с более высокой эффективностью или другим классом, чем в предыдущем году (55 пациентов). Девяносто восемь пациентов оценивались в течение одного года, а 23 – ежегодно в течение пяти лет.

Исследователи обнаружили, что прогрессирование заболевания имело место у трех и 34 пациентов в группах трансплантации и модифицирующей болезнь терапии соответственно. Среднее время до прогрессирования не может быть рассчитано в группе трансплантации, но составляло 24 месяца в группе МБТ.

Средняя расширенная шкала статуса инвалидности снизилась (улучшилась) в группе HSCT (с 3,38 до 2,36) и увеличилась (ухудшилась) в группе с МБТ (с 3,31 до 3,98) в течение первого года.

Такая высокая степень улучшения не отмечалась в фармацевтических исследованиях даже с более интенсивной модифицирующей болезнь терапией, включающей алемтузумаб, пишут авторы.

Многие пациенты с рассеянным склерозом хотят лечиться с помощью пересадки стволовых клеток

Многие пациенты с рассеянным склерозом (РС) рассматривают аутологичную трансплантацию гемопоэтических стволовых клеток (аТГСК) в качестве варианта лечения, согласно исследованию, опубликованному в Multiple Sclerosis and Related Disorders.

Команда экспертов провела опрос 137 пациентов с рассеянным склерозом с целью оценки истории болезни, знаний о методике аутологичной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, ожиданиях от аТГСК, источниках информации и роли, которую они отводят своим неврологам.

Исследователи обнаружили, что 54 процента пациентов рассматривают аТГСК или сейчас, или в будущем. Желание попробовать этот новый метод терапии рассеянного склероза было выше у тех, кто недоволен текущим лечением, имеет более короткую продолжительность заболевания (≤10 лет) или более серьезный неврологический дефицит. Только каждый четвертый сообщил, что обладает достаточными знаниями об аТГСК.

Хотя пациенты предпочитают получать информацию от своего невролога, они в основном используют потенциально ненадежные источники информации (например, Интернет и телевидение). Половина пациентов считают, что аутологичная трансплантация гемопоэтических стволовых клеток превосходит высокоэффективную терапию, модифицирующую заболевание. Среди пациентов, заинтересованных в аТГСК, ожидания эффективности оказались значительно выше по сравнению с пациентами, не пожелавших проходить трансплантацию.

«Неврологи должны заблаговременно информировать своих пациентов о потенциальных преимуществах и рисках аТГСК, чтобы дать им возможность выбрать лучший вариант лечения», – пишут авторы исследования.

Автор: Василиса Кузнецова