31.03.2020

Ученые создали миниатюрную модель печени человека

3-D миниатюрная печень прокладывает путь к открытию лекарства для конкретного пациента

Печень человека является жизненно важным органом, участвующим во множестве функций. Поскольку восприимчивость к болезням печени сильно варьирует среди пациентов, исследователи разработали новую модель системы печени. Цель заключается в том, чтобы персонализировать ее для моделирования заболеваний и поиска лекарств.

В исследовании, опубликованном в Cell Metabolism, международная группа ученых разработала метод создания многоклеточных органоидов печени человека (миниатюрной печени), включающих различные типы клеток печени, которые показывают характеристики ткани печени вплоть до уровня генов и белков. Ученые смогли создать печень в течение 20 дней, комбинируя различные активно растущие типы клеток, созданные из плюрипотентных стволовых клеток (PSC), которые могут трансформироваться практически в любой тип клеток.

Важно отметить, что исследователи смогли вызвать у этих органоидов заболевание печени, известное как стеатогепатит, что было подтверждено накоплением жиров и повышенной экспрессией воспалительных белков. Кроме того, эти органоиды показали повышенные уровни показателей фиброза, что было измерено с использованием атомно-силовой микроскопии.

Способность вызывать симптомы заболевания в этой модели, имитирующей органы, улучшит понимание основных причин развития заболевания и позволит провести безопасное тестирование лекарств, отметили ученые.

В другом захватывающем достижении исследователям также удалось создать больные органоиды печени, используя плюрипотентные стволовые клетки от пациентов с болезнью Вольмана (Wolman), которые испытывают дефицит фермента, участвующего в расщеплении жировой ткани, что приводит к накоплению жира в различных органах, включая печень. Затем ученые исследовали способы лечения этих больных органоидов и преуспели в облегчении симптомов заболевания, используя два разных метода.

Поскольку текущее лечение болезни Вольмана чрезвычайно дорого, ожидается, что эта новая исследовательская модель облегчит открытие новых и более доступных методов лечения. Этот успех также указывает на то, что другие заболевания тоже могут быть смоделированы с использованием нового подхода.

Как пояснил ведущий автор, «эта новая и воспроизводимая стратегия «в чашке» прокладывает путь к точному исследованию механизмов болезни конкретного пациента и открытию эффективных методов лечения с использованием больных органоидов печени человека».