Ученые обращают вспять основной симптом шизофрении

Последние разработки в лечении шизофрении

Исследователи восстановили нормальную рабочую память на мышиной модели шизофрении, устранив основной симптом этого расстройства, которое у людей практически невозможно вылечить.

Рабочая память – это фундаментальный мозговой процесс, используемый для хранения и вызова информации. Этот процесс серьезно нарушен у людей с шизофренией, меняющих свои рассуждения, восприятие и принятие решений.

Перенаправив препарат, который в настоящее время разрабатывается для лечения лейкемии, команда ученых восстановила дисфункциональные клетки мозга на мышиных моделях, вернув эти клетки (и рабочую память животных) обратно в здоровое состояние.

Новые результаты, опубликованные в журнале Neuron, ставят под сомнение общепринятое мнение о том, что клеточные нарушения, лежащие в основе проблем с памятью при шизофрении, не могут быть устранены после появления симптомов. Они также несут огромные надежды на лечение более 21 миллиона человек во всем мире, у которых уже диагностирована шизофрения.

Считается, что шизофрения является расстройством нервно-психического развития, которое начинается за годы до того, как его можно диагностировать. Это значительно усложняет эффективное лечение данного заболевания.

Наиболее известные симптомы шизофрении – паранойя, слуховые галлюцинации и бред – часто можно контролировать с помощью антипсихотических препаратов.

Но сбои в работе памяти, затрагивающие практически всех пациентов, остались в основном неизлечимыми. Это стимулировало возобновление усилий по устранению основных причин шизофрении.

Проблемы с памятью могут затруднить поддержание отношений или работу, по существу отрезав людей с шизофренией от окружающего мира.

В новом исследовании исследовательская группа сосредоточилась на гене SETD1A, который вырабатывает белок, регулирующий или изменяющий активность других генов. В 2014 году ученые обнаружили, что мутации в SETD1A связаны с шизофренией у людей.

Исследователи изучили поведение мышей с генами SETD1A, которые производят в два раза меньше белка, чем обычно, чтобы имитировать наблюдения у пациентов. По сравнению с нормальными мышами, у этих животных был характерный дефицит памяти, связанный с шизофренией, и им было трудно ориентироваться в простом лабиринте.

Клетки головного мозга, называемые нейронами в префронтальной коре головного мозга животных, области мозга, критической для памяти и сложного поведения, у этих мышей заметно отличались.

Обычно нейроны в этой области имеют особые ветви. Они используют эти ветви, чтобы соединиться с другими нейронами и общаться со своими соседями. Но нейрональные ветви у мышей с дефицитом SETD1A были короткими и деформированными, не позволяя установить необходимые связи.

Чтобы воздействовать на этот процесс, команда ученых начала думать о способах манипулирования SETD1A. Ранее не было известно о существовании лекарственных средств для манипулирования SETD1A, поэтому команда определила обходной путь. Они обнаружили еще один ген под названием LSD1 (не связанный с психоактивным веществом LSD). Когда этот ген выключен, он сводит на нет вредное воздействие SETD1A.

Ученые отметили, что в течение нескольких недель после введения ингибитора LSD1 память животных значительно улучшилась. Более того,  аксоны в мозге животных росли по образцу, подобному тому, что существует в здоровом мозге мыши.

Это наблюдение продемонстрировало, что ингибитор LSD1 воздействовал не только на дефицит памяти, связанный с шизофренией, но и на лежащие в основе молекулярные механизмы, которые им управляют.

Таким образом, ученые нашли убедительное доказательство того, что SETD1A  не только направляет раннее развитие, но также поддерживает текущие функции мозга взрослого человека, такие как рост аксонов. Фактически, SETD1A, вероятно, влияет на дополнительные аспекты работы мозга.

Исследователи предполагают, что SETD1A влияет на множество других факторов, таких как другие гены и белки, и что объединенная активность всех этих факторов в конечном итоге вызывает дефицит памяти, наблюдаемый у мутантных мышей.

Психиатрические расстройства, такие как шизофрения, оказались трудно поддающимися лечению, отчасти потому, что у них нет единой причины, одного “сломанного” гена. Учитывая наличие множества генетических и факторов окружающей среды, эти результаты могут проложить путь к персонализированным лекарствам, разработанным для людей с мутациями SETD1A и, возможно, даже более широким стратегиям лечения.

Мутации SETD1A существуют у небольшого процента всех пациентов с шизофренией, но у многих людей, у которых диагностировано расстройство, есть проблемы, подобные тем, которые вызваны этой мутацией. Таким образом, методы лечения, специфичные для SETD1A, действительно могут иметь более широкие последствия для шизофрении в целом, отметили ученые.

В будущем команда надеется еще больше выяснить роли SETD1A. Они также надеются расширить и усовершенствовать свои исследования ингибиторов LSD1 в качестве терапевтической стратегии. В настоящее время несколько ингибиторов LSD1 находятся на ранних стадиях клинических испытаний для лечения лейкемии и других форм рака. Ученые изучают возможность их перепрофилирования для лечения пациентов с шизофренией.

Аристада – один из последних препаратов для лечения шизофрении

В 2015 году FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) одобрило применение нового препарата Аристады (арипипразола лауроксила) для лечения взрослых с шизофренией, тяжелым инвалидизирующим заболеванием головного мозга. Аристаду вводит медицинский работник каждые четыре-шесть недель, используя способ доставки с помощью инъекции в руку или ягодицы.

Лекарства длительного действия для лечения шизофрении могут улучшить жизнь пациентов, считают специалисты. Разнообразные варианты лечения и лекарственные формы, доступные для пациентов с психическими заболеваниями позволят адаптировать план лечения к потребностям пациента.

Эффективность Аристады была продемонстрирована 12-недельным клиническим испытанием на 622 участниках. У участников с острой шизофренией, которая стабилизировались пероральным арипипразолом, было обнаружено, что Аристада сохраняет лечебный эффект по сравнению с плацебо.

Аристада(Aristada) и другие нетипичные антипсихотические препараты, применяемые для лечения шизофрении, имеют предупреждение, предупреждающее медицинских работников о повышенном риске смерти, связанном с нецелевым применением этих препаратов для лечения поведенческих проблем у пожилых людей с психозом, связанным с деменцией.

Ни один препарат в этом классе не одобрен для лечения пациентов с психозом, связанным с деменцией. Применять Аристаду следует только после тщательного изучения справочника по лекарственным препаратам для пациентов, в котором содержится важная информация об использовании и рисках препарата.

Наиболее частым побочным эффектом, о котором сообщали участники исследования, получавшие Аристаду в клинических испытаниях, было ощущение постоянного движения (акатизия).

Aristada производится Alkermes, Inc. Больше информации об исследовании, изучающем новый препарат для лечения шизофрении, можно прочитать в Journal of Clinical Psychiatry.

Автор: Мария Захаркина