Новости в лечении болезни Паркинсона 2020 года

Возможное лечение Паркинсона направлено на две основные нервные системы

Ученые обнаружили, что неинвазивный метод, который однажды может быть использован для лечения болезни Паркинсона, может успешно воздействовать на высокоспецифичную группу клеток мозга, которые играют ключевую роль в развитии этого заболевания.

В 2015 году ученые продемонстрировали, что форма генной терапии может нацеливаться и стимулировать группу нервных клеток, пораженных этим заболеванием, называемых холинергическими нейронами. Эти клетки дегенерируют по мере прогрессирования заболевания.

Теперь, благодаря технологии визуализации мозга, они обнаружили, что их метод, нацеленный на клетки, которые производят определенные химические вещества мозга, может также успешно стимулировать другой тип нейрона посредством межклеточных взаимодействий.

В исследовании, опубликованном в журнале Neurotherapeutics, ученые показывают четкий путь коммуникации между холинергическими и дофаминергическими нейронами, двумя основными нейромедиаторными системами мозга.

Дофаминергические нейроны продуцируют дофамин, но при болезни Паркинсона эти уровни снижаются, поскольку нейроны деактивируются и в конечном итоге умирают. Это может вызвать ряд симптомов, в том числе нарушение движения.

Используя тип генной терапии в крысиной модели Паркинсона, ученые нацелены на холинергические нейроны только для того, чтобы понять, что эффект дофаминергических нейронов ощущался и в терапевтическом эффекте. Первоначально стимулированная клетка способна вызывать положительную реакцию в типе рецептивных клеток, восстанавливая дофаминергические функции.

Было обнаружено, что при стимуляции обеих групп нервных клеток испытуемые полностью выздоравливают, у них в том числе не проявляются признаки движения и нарушения осанки.

В методике генной терапии команда использовала безвредный вирус, чтобы доставить генетическую модификацию холинергических нейронов у крыс с паркинсонизмом. Затем они вводили лекарство, предназначенное для «переключения» и стимулирования целевых нейронов.

В будущем этот метод может обеспечить менее инвазивный и более эффективный способ лечения пациентов с болезнью Паркинсона. Хотя данное заболевание в настоящее время можно лечить с помощью лекарств, они, как правило, становятся неэффективными через пять лет и имеют ряд побочных эффектов. Альтернативой является инвазивная хирургическая процедура, называемая глубокой стимуляцией мозга, которая использует электроды для отправки импульсов в мозг. Тем не менее, это лечение дает смешанные результаты.

Ученые изучили новый способ лечения болезни Паркинсона с помощью доставки лекарств непосредственно в мозг

В серии клинических испытаний была опробована экспериментальная методика лечения болезни Паркинсона, в которой используется новый способ введения препарата прямо в мозг через имплантированные порты. Ученые считают, что это может быть прорывной терапевтической стратегией для лечения неврологических состояний.

В новой серии испытаний, кульминацией которых стало открытое исследование (где участники знали о том, какое лечение они получат), ученые изучили эффективность новой стратегии (и метода доставки препарата) у людей с болезнью Паркинсона.

В новом исследовании ученые стремились восстановить дофамин-продуцирующие клетки мозга у людей, у которых врачи диагностировали болезнь Паркинсона.

Поскольку дофамин является нейротрансмиттером, регулирующим контроль за телом, нарушение выработки дофамина – из-за изменений в клетках мозга, которые его высвобождают – приводит к развитию симптомов болезни Паркинсона.

Ученые, проводившие испытания, решили попытаться реабилитировать эти клетки мозга, повысив уровень нейротрофического фактора, происходящего от глиальной клеточной линии (GDNF), типа белка, который поддерживает здоровье нейронов.

В исследовании, опубликованном в Journal of Parkinson’s Disease,  ученые тестировали не только новую терапию, но и инновационный метод введения лекарства – через порт, который они имплантировали в череп.

Первоначально ученые провели небольшое пилотное исследование с шестью участниками с болезнью Паркинсона, и их главной целью было установить, безопасен ли новый терапевтический подход. На следующем этапе еще 35 участников с болезнью Паркинсона приняли участие в двойном слепом исследовании, когда ни они, ни исследователи, проводившие терапию, не знали, имели ли они дело с экспериментальным лечением или плацебо.

Это испытание длилось 9 месяцев (40 недель), в течение которых ученые давали половине добровольцев ежемесячные инфузии GDNF и вводили плацебо другой половине, которая действовала как контрольная когорта. Для введения лекарства был встроен специальный порт, после имплантации добровольцы получали в общей сложности более 1000 инфузий препарата каждые 4 недели.

Для анализа результатов первого 9-месячного (40-недельного) испытания нового лечения болезни Паркинсона было выполнено сканирование головного мозга. Исследователи не обнаружили изменений в мозге участников, которые получили плацебо. При этом у добровольцев, которые получили лечение GDNF, было 100-процентное улучшение в области мозга, которая содержит клетки, продуцирующие дофамин.

На 18-месячной отметке, когда участники проходили курс лечения GDNF в течение 9 месяцев или полных 18 месяцев, исследователи обнаружили, что каждый начал испытывать умеренные или значительные улучшения своих моторных симптомов.

Ученые также пришли к выводу, что длительное воздействие GDNF было безопасным. Однако, необходимо провести дополнительные исследования, которые позволят оценить, как долго человек с болезнью Паркинсона должен получать новое лечение, чтобы получить наибольшую пользу.

Ученые отмечают, что введение лекарств непосредственно в области мозга, на которые они нацелены, может революционизировать терапевтические подходы к лечению неврологических состояний, потому что большинство работающих лекарств не могут проникать из кровотока в мозг из-за естественного защитного барьера.

Автор: Мария Захаркина