20.02.2020

Учёные нашли новый подход к лечению депрессии

Лечение депрессии должно также восстановить правильное функционирование гематоэнцефалического барьера

Чтобы лучше лечить людей с депрессией, мы должны не только лечить нейроны, пораженные болезнью, но и восстанавливать целостность барьера, который регулирует обмены между кровообращением и мозгом. Это заключение исследования, опубликованного в PNAS.

Согласно главному автору исследования, от 30 до 50% страдающих депрессией плохо отвечают или совсем не реагируют на антидепрессанты.

По их мнению, причина заключается в том, что при депрессии действуют биологические механизмы, отличные от тех, которые непосредственно влияют на нейроны.

Ученые уже показали в 2017 году, что появление депрессивных симптомов у мышей, подвергшихся социальному стрессу, было связано с повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера. Они также обнаружили, что эта проницаемость связана с уменьшением количества белка под названием клаудин-5.

Поэтому команда решила проверить, что вызывает снижение уровня клаудина-5 у мышей в условиях социального стресса и почему некоторые мыши устойчивы к социальному стрессу, а другие – нет.

Исследователи исследовали гематоэнцефалические барьерные клетки у мышей с депрессией и стрессом, у мышей с устойчивым стрессом и у контрольных мышей. Их наблюдения показывают, что эпигенетические процессы, которые позволяют экспрессировать ген claudin-5, более легко активируются у устойчивых мышей. Они также отметили, что устойчивые мыши продуцируют меньше одного из белков, которые ингибируют экспрессию гена клаудина-5.

Напротив, у депрессивных стрессированных мышей экспрессируется больше фермента, называемого HDAC1, который вызывает потерю клаудина-5. Затем ученые проверили, присутствуют ли такие же механизмы у людей.

Оказалось, что экспрессия HDAC1 была выше у людей с депрессией без лечения на момент смерти, чем у субъектов, которые принимали антидепрессанты или в контрольной группе. Это увеличение коррелировало со снижением уровня клаудина-5.

Новые результаты показывают, что усилия по разработке более эффективных методов лечения депрессии не должны ограничиваться поиском новых молекул, которые нацелены на пораженные нейроны. Исследователи также должны найти способ закрыть пробелы в гематоэнцефалическом барьере, чтобы обеспечить его надлежащее функционирование.

В будущем команда ученых планирует сосредоточить свои усилия на оценке влияния различных фармакологических подходов и образа жизни на целостность этого барьера.