КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ГЛУХОТУ
Рубрика: Детские болезниПрофилактику глухоты и тугоухости нужно начинать задолго до рождения ребенка. Будущие родители не должны быть кровными родственниками, так как в этих случаях довольно часто рождаются глухие дети. Злоупотребление алкоголем также может стать причиной рождения неполноценного ребенка. К врожденным нарушениям слуха относятся пороки развития уха, наружного слухового прохода, недоразвитие уха.
Некоторые заболевания женщины в начале беременности опасны, так как могут привести к недоразвитию уха плода. Особенно чувствительно ухо плода к отрицательным воздействиям з первые 3 месяца беременности. Однако и в более поздние периоды беременности их опасность достаточно велика. Причинами нарушения слуха могут быть преждевременные и затяжные роды, различные травмы, удушье плода. Применение некоторых лекарств в период беременности также может привести к поражению органа слуха у плода, следствием чего является врожденная глухота.
У новорожденного слух понижен, поскольку ухо его заполнено миксоидной тканью — желеобразной массой, Но по мере ее рассасывания ребенок начинает слышать лучше. Такие простудные заболевания, как насморк, затягивают процесс рассасывания этой ткани, проникновение воздуха через слуховую трубу в ухо при этом будет задерживаться, и может развиться тугоухость. Вот почему чрезвычайно важно предупреждать переохлаждение, которому новорожденный очень подвержен.
Причинами глухоты ребенка могут быть перенесенные детские вирусные инфекции (в частности, корь), врожденные и приобретенные аномалии развития уха, поражения слухового нерва. Среди причин тугоухости в детском возрасте одно из ведущих мест принадлежит хроническому гнойному среднему отиту. Фоком для развития тугоухости являются особенности строения уха, перенесенные заболевания и, возможно, аллергическая предрасположенность. Имеет значение также питание. Среди болезней, предшествующих развитию тугоухости, можно выделить острый средний отит, острые респираторные заболевания, обострение хронического синуита, гайморита. Причиной развития тугоухости могут быть и аденоиды.
Родители, самостоятельно лечащие своих детей с помощью лекарств, часто даже не подозревают об их вредном влиянии на орган слуха. Наблюдения показывают, что чем меньше возраст больного ребенка, получившего лекарства, тем более выраженным и стойким может быть изменение слуха. Отрицательное действие различных лекарств проявляется особенно резко, если имеются отягощающие факторы: недоношенность, родовая травма, инфекционные заболевания, болезни почек, печени.
С профилактической точки зрения важно знать, что резкий звук способен вызвать боль, головокружение и даже временную потерю слуха. Вредно сказывается на слухе и сильное сжимание чепцом головки ребенка (сдавливание ушных раковин и слухового прохода). Несвоевременное удаление инородных тел из уха, неправильное сморкание, систематическое самостоятельное удаление серы, затрудненное носовое дыхание, различные травмы также являются частыми причинами тугоухости.
Приобретенная глухота нередко обусловлена инфекционными заболеваниями (эпидемическим паротитом, гриппом, эпидемическим цереброспинальным менингитом, скарлатиной), черепномозговой травмой. При паротите (свинка) поражение слухового нерва сопровождается тугоухостью с последующим развитием глухоты. Слух при этом не восстанавливается, но остановить дальнейшее его ухудшение можно. При скарлатине воспалительный процесс из горла и слуховой трубы легко распространяется на среднее ухо и может вызвать значительные, часто необратимые изменения. В этих случаях отмечаются рвота, головокружение, понижение слуха.
Следует отметить, что дети дошкольного возраста, как правило, не жалуются сами на понижение слуха, особенно если оно одностороннее, а проявляют это другим способом — они не отзываются на обращение, часто переспрашивают при разговоре, садятся ближе к источнику звука, например к телевизору. И только при целенаправленном осмотре и обследовании их в медицинском учреждении выявляется понижение слуха. Если тугоухость не выявлена в ранней стадии развития, эффективность лечения намного снижается.
Родители с помощью простейших методов обследования могут рано заметить нарушение слуха у ребенка. Реакцию на звук у новорожденного можно определить по безусловным рефлексам, возникающим без предварительной выработки. К безусловным рефлексам при внезапном сильном звуке относится смыкание век, расширение зрачка. Ранним рефлексом на слуховой раздражитель является двигательное возбуждение.
При обследовании слуха надо находиться вне поля зрения ребенка. Необходимы звучащие игрушки низких и высоких тонов. Барабан и гармошка передают совокупность низких тонов довольно большой силы, пищалки — высокие тона. Реакция на звук у ребенка может быть разнообразной: расширение зрачков, прекращение сосания, затихание при плаче. В случае, если реакции ча звук отсутствуют, следует обратиться к врачу.
К шести месяцам становится выраженным рефлекс локализации звука — поворот головы в направлении его источника. В медицинских учреждениях слух исследуют в специальной кроватке, где автоматически записываются четыре параметра (различные реакции ребенка на звук): поворот головы, вздрагивание, общая двигательная активность и дыхание в ответ на повторяемые звуковые стимулы.
Приводим одну из методик исследования слуха у детей ранн’е- го возраста с помощью различных по интенсивности звуков.
Ребенок находится на коленях матери, а по обеим сторонам на расстоянии 0,5 м размещены источники звука. Исследующий располагается лицом к ребенку и наблюдает за его реакций на звуки, источниками которых служат трещотки высокой и низкой частоты, чашка и ложка (ложкой помешивают в чашке), папиросная бумага (ею просто шелестят) и негромкая речь.
Детей с тугоухостью готовят к обучению в специальных школах для глухих (глухонемых), где учат чтению с губ. В такие школы направляются дети со стойкой тугоухостью, способные слышать речь на расстоянии 2 м, а шепот — 0,5 м. При незначительном понижении слуха дети могут обучаться в обычной школе. Однако для них нужно создавать специальные условия — предоставлять первые парты, использовать индивидуальные звукоусиливающие аппараты. Важнейшим условием для успешных занятий в обычной школе является полная сохранность у ребенка речи.
Основными методами в профилактике и лечении’ глухоты и тугоухости являются рациональное питание, закаливание организма, правильное носовое дыхание, ликвидация очагов инфекции, лечение сопутствующих заболеваний, удаление аденоидов, полипов, исправление носовой перегородки.
Если имеется тугоухость, необходимо слухопротезирование, с тем чтобы не допустить развития глухоты. В настоящее время широко применяются операции при различных заболеваниях уха, врожденных уродствах, направленные на улучшение слуха. Такие операции проводят и детям дошкольного возраста. Надо своевременно соглашаться на хирургическое лечение, потому что со временем, если в процесс вовлекается слуховой нерв, операция становится безуспешной.
Электрические звукоусиливающие приборы — слуховые аппараты — различны. Их назначают путем индивидуального подбора после предварительного исследования слуха. Такими аппаратами могут пользоваться дети при речевом общении в быту. В дальнейшем аппарат будет использован при обучении в школе. В настоящее время создаются специальные лаборатории, подбирающие слуховые аппараты детям с различными формами глухоты и тугоухости.
В связи со сказанным трудно переоценить значение регулярных профилактических осмотров детей, поступающих в первый класс, плановые медицинские обследования.
Осмотры оториноларинголога проводятся с целью выявления ранних форм тугоухости.
Важность выявления глухоты у детей раннего возраста очевидна: если лечение не начинается до 7 лет, то почти невозможно использовать остаточный слух в последующем обучении и образовании. Как только у ребенка будет обнаружен дефект слуха, необходимо обратиться к Брачу для принятия мер, особенно, если малыш еще не научился говорить. Невыполнение этих условий, откладывание на лотом ничем не может быть компенсировано: ни звукоусиливающей аппаратурой, ни слуховой интенсивной тренировкой.
Перспективы воспитания детей с нарушенным слухом особенно велики до трехлетнего возраста при самом активном участии в этом процессе родителей, поскольку они ближе всего к ребенку в этот период.