МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Оценка логопедом голоса по различным параметрам

Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голоса

Логопед отвечает за оценку нарушений голоса. Основой исследования и анализа нарушений голоса служит 10 карт системы Баффало III. Аудио- и видеозапись являются неотъемлемой частью диагностического процесса. Ниже приведены 10 карт, из них логопед выбирает ту, которая более всего соответствует нарушению голоса у данного пациента.

1) голосовой скрининг; 2) групповое поведение; 3) голос; 4) перенапряжение голоса; 5) речевое напряжение; 6) резонанс; 7) голос при нарушении слуха; 8) запись голоса; 9) голосовая диагностика; 10) эффективность голосовой терапии.

Голосовые карты

Решение об окончательном выборе карт зависит от особенностей нарушения голоса и связанного с этим поведения. Карты 3, 4, 8, 9, 10 применяют при обследовании у всех больных. Эти карты служат основой для общих и частных описаний голосового поведения и других характеристик общения при нарушениях голоса. После заполнения карт логопед составляет полное описание нарушений и разрабатывает основные задачи голосовой терапии.

Здесь представлена система Баффало III, основанная на пятибалльной шкале тяжести нарушений голоса. Представлены типы предварительных образцов голоса, которые необходимо получить у каждого больного. Оценку голоса с помощью карт необходимо проводить минимум три раза: при диагностической проверке голоса; в середине курса голосовой терапии; по завершении голосовой терапии. Вся процедура заполнения карты занимает не более 45 мин. В этой главе также приведены сведения о правилах выполнения аудио- и видеозаписей. Запись следует делать в течение примерно 20 мин.

Для оценки голоса по различным параметрам логопед пользуется соответствующими шкалами. Голос прослушивают в различных условиях непосредственно и в записи. По-видимому, из всех параметров речевого общения только качество голоса зависит от условий прослушивания. Это было продемонстрировано Moller и Starr (1984), которые обследовали 100 человек с расщелиной неба в возрасте 2—42 г. (средний возраст 11,1 г.).

Эксперты оценивали голос в трех ситуациях: при непосредственной беседе, при наблюдении больного через зеркало и прослушивании через акустическую систему, при прослушивании голоса, записанного на пленку. Условия прослушивания не влияли на оценку разборчивости, резонанса, артикуляции и приемлемость речи в целом. Однако при непосредственной беседе нарушения качества голоса были расценены как менее тяжелые. Поэтому мы считаем, что эксперты всегда должны точно указывать, в каких условиях происходило прослушивание. Также необходимо отмечать уровень подготовки экспертов и шкалу, по которой они оценивают голос. По мнению Wedin, Hammarberg, Fritzell и соавт. (1980), важнейшая роль в оценке нарушений голоса отводится опытным экспертам с натренированным слухом.

У каждого ребенка определяют основные параметры голосового поведения с помощью специальных оценочных шкал. Это необходимо для того, чтобы логопед мог установить степень нарушений и те особенности голоса, которые нужно исправить.





Comments are closed.