МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



О сне и сновидениях. Что такое быстрый сон и как он проходит

Добавить в закладки


By admin • Category: Человеческий организм

Привычки привычкам рознь. Скажем, потребность в продолжительном сне следует отнести к сфере физиоло­гии. Но это объяснение не снимает проблем.

Как известно, большинство людей проводит во сне треть своей жизни. Что это — время, проведенное бес­смысленно или же с пользой для человека? Какова роль сна? Как при помощи физкультуры нормализовать сон? Нельзя ли раздвинуть границы бодрствования или хотя бы использовать сон более продуктивно? Можно ли су­пругам научиться подстраиваться друг под друга? Как возникают сновидения и почему иные сны оказываются вещими? На все эти вопросы я и попытаюсь ответить в этой статье, хотя, понятно, довольно конспективно.

Случается, что различное отношение супругов ко сну определяют биоритмы. Но дело не только в них. Пред­положим, у одного из членов семьи очень напряженная работа, отнимающая уйму энергии и сил. В таком случае дневной сон помогает снять накопившуюся за день уста­лость, вернуть работоспособность. А может быть, это дань семейным традициям. Двух одинаковых людей не бывает. Приспособление молодоженов к совместной жизни заключает в себя не только одоление житейских трудностей, но и адаптацию к психофизиологическим особенностям друг друга. И здесь все зависит только от наших желаний.

Надо быть терпимее друг к другу, что в данном слу­чае означает воспринимать с пониманием привычку од­ного из супругов спать после напряженного трудового дня, относясь к этому как к психофизиологической осо­бенности организма.

Сон — одна из первичных потребностей, без удовлет­ворения которой невозможно продолжение жизни. Эту точку зрения, впервые высказанную итальянским физио­логом Моруци, сейчас разделяют многие.

Так же широко распространено представление о том, что сон исключительно служит для восстановления сил, растраченных в течение дня. Но ведь человек отды­хает не только во сне. Восстановление нормальной сер­дечной деятельности, мышечный отдых могут происхо­дить и во время бодрствования. Вполне естественно, воз­никли сомнения в исключительной, роли сна для отдыха.

Затем удалось установить, что количество нейро­нов — мозговых клеток, активно работающих во сне, не меньше, а в некоторых периодах даже больше, чем при бодрствовании. Ночью они перестраивают свою работу, вступают друг с другом в иные отношения.

Выяснив это, ученые пришли к выводу, что во сне происходит переработка поступающей за день инфор­мации, часть из которой отсеивается, а другая часть переходит из кратковременной в долговременную па­мять. Вот, скажем, почему сон как бы примиряет нас с теми трудностями, которые возникают в период бодрст­вования. Просыпаясь утром, мы ощущаем, что многие проблемы, казавшиеся накануне неразрешимыми, те­ряют свою остроту. Сон также помогает лучше усваи­вать изучаемый материал.

Я так подробно остановился на информационных представлениях о сне только потому, что далеко не все знают их и учитывают. Полагаю, что противопоставлять информационную теорию энергетической и наоборот вряд ли правомерно. Во время сна совершаются важные биохимические процессы, способствующие восстановле­нию затраченных ресурсов человека. Одновременно происходит и переработка поступившей за сутки ин­формации, приспособление к изменяющимся условиям внешней среды, к встречающимся в ней противоречиям. Как видите, сон не просто дань привычке. Это очень серьезный процесс.

Ни я, ни мои коллеги никогда не наблюдали людей, вовсе лишенных сна. Среди наших пациентов, правда, были те, кто утверждал нечто подобное. Однако деталь­ная проверка показала — все спят менее трех-четырех часов в сутки.

Наполеон и Эдисон тратили на сон два-три часа. Но известны и противоположные случаи, когда люди спят не менее 10 часов. Итак, 2—3 часа и 10. Не слишком ли большой диапазон?

Не подлежит сомнению, что 5—6 часов полноценного сна обеспечивают организму нормальную работоспособ­ность. Тем не менее многие спят больше. Все дело в не­обходимости получения удовлетворения от сна, которое во многом зависит, помимо привычки и генетических влияний, от эмоционального состояния человека. Что же касается сокращения продолжительности жизни у людей, спящих мало, это практически маловероятно.

Предположим такую ситуацию: семью образовали люди, испытывающие разную потребность в сне. По­скольку мы пока не умеем изменять психофизические особенности организма, сдвигать биоритмы, то супругам ничего иного не дано, как подстраиваться друг под дру­га. В противном случае различные биоритмы, как и ряд других, более серьезных причин, могут послужить пово­дом к тому, что семья не состоится.

Теперь о бессоннице. Хотя я лично против этого термина. Мы ведь выяснили, что людей, не спящих вооб­ще, нет. Значит, и термин «бессонница» неточен. К тому же он оказывает неблагоприятное влияние на представ­ление людей о сущности их страдания.

Сон и бодрствование завязаны между собой очень тес­ными узами. Нарушение одного из этих состояний вле­чет за собой нарушение другого. Иными словами, при­чины плохого сна возникают именно в период бодрство­вания.

Высокий уровень бодрствования на протяжении всего рабочего дня требуется представителям многих профес­сий, в том числе летчикам, операторам, водителям. Стре­мительный темп жизни, информационная перегрузка, ма­лая физическая активность — все это приводит к эмо­циональным нарушениям, ухудшению настроения и, как следствие, к нарушениям сна.

Многие пытаются поправить свой сон при помощи различных снотворных. Однако фармакологические сред­ства, в свою очередь, изменяют структуру сна, не оказы­вая влияния на причины, вызывающие его нарушения.

Задача состоит в другом — в правильной организации всего цикла «бодрствование — сон». В разумном плани­ровании нашей дневной работы, чередовании умственной деятельности с физической. Огромное влияние на сон оказывает состояние нашей эмоциональной сферы — на­строение, уровень оптимизма, чувствительность. Поэто­му важное значение имеет как медикаментозное, так и психотерапевтическое воздействие с целью регуляции нашей эмоциональности. Определенный эффект может принести аутогенная тренировка, массаж и другие сред­ства.

Впрочем, все это относится к людям, испытывающим постоянную неудовлетворенность в сне. Ну а если вы обладаете хорошим, или, как говорят, здоровым сном, но не можете заснуть, скажем, перед экзаменом, не страши­тесь этого. В следующие дни вы с лихвой компенсируете эту потерю.

Один из моих коллег так объяснил хорошее психиче­ское здоровье мушкетеров, героев знаменитых романов Александра Дюма: стоило возникнуть той или иной кон­фликтной ситуации, как они хватались за шпаги и раз­ряжались. В наше время роль той шпаги, наверное, в це­лом принадлежит физкультуре и спорту. Мне, бывшему спортсмену, игравшему когда-то в волейбольных коман­дах московского «Локомотива» и «Медик» и сейчас отдающему немало времени занятиям физкультурой, ко­нечно, приятно, что день ото дня растет интерес к заня­тиям спортом. Но когда все проблемы укрепления здоро­вья пытаются сводить только к бегу трусцой или только к ритмической гимнастике, то во мне это вызывает про­тест.

Погоня за модой в таком важном деле, как укрепле­ние здоровья, идет порой, увы, от недостатка общей культуры. Нет, дело не в образовательном цензе, а в том, что я бы обозначил прекрасным русским словом «интел­лигентность». Что я вкладываю в это понятие? Умение человека жить заботами общества и постоянно самосо­вершенствоваться, овладевая искусством общения, куль­турой нравственной и физической плюс культурой пита­ния и закаливания. Когда есть общая культура, легче ре­шаются и проблемы здоровья в целом и в частности проблемы сна, о которых мы ведем разговор.

Многие пытаются использовать более рационально ночное время. Возникают новые формы обучения, ска­жем обучение во сне. В наш век эта задача весьма актуальна, но, увы, практически не разрешима. Как мы установили, сон для человека имеет принципиально важ­ное значение, Его систематическое сокращение может привести к расстройству нервной системы. Поэтому нуж­но думать об интенсификации умственной деятельности не во сне, а в период бодрствования. Думаю, что вообще использовать сон для не свойственных ему целей, в том числе и для изучения иностранного языка, дело мало­перспективное.

Мы уже упомянули, что во сне происходит активная психическая деятельность. Особый интерес у людей вы­зывают сновидения. Еще многие философы древности пы­тались объяснить их происхождение, дать им различные толкования. Истинно научные представления о сновиде­ниях сложились в последние тридцать лет, после откры­тия так называемого быстрого сна.

Раньше мы считали, что в течение ночи глубина сна постоянно возрастает, а затем идет на спад. Теперь же установлено, что вслед за медленным сном сразу же на­ступает быстрый и ночью это чередование происходит не менее 4—6 раз. Иными словами, за ночь человек неоднократно проходит через стадии медленного и быстрого сна, после чего следует либо повторение цикла, либо пробуж­дение. В общем, нечто похожее на катание с «американ­ских pop» —- подъем, спуск, подъем, спуск и так далее до остановки.

Доказано, что подавляющее большинство людей ви­дят сновидения именно в период быстрого сна. Сновиде­ния возникают 4—6 раз за ночь, то есть столько раз, сколько мы проходим через стадию быстрого сна. Мы подсчитали — каждый человек проводит в сновидениях не менее 4—5 лет.

Без сновидений нет сна и невозможно наше существо­вание, но у людей тяжелого физического труда снови­дения менее образные, яркие и содержательные. Ведь не следует забывать, что «топливом» сновидений явля­ется обилие поступающей в мозг информации. Если че­ловек не проходит ночью стадию быстрого сна со снови­дениями, он чувствует себя невыспавшимся. Мы неодно­кратно будили наших пациентов до того, как у них на­чинался быстрый сон, и все они единодушно утвержда­ли, что спали мало и неглубоко, и наоборот, те, кто про­ходит этап быстрого сна и сновидений, после пробужде­ния утверждали, что сон их был глубоким.

Сновидения — одно из основных свойств быстрого сна, мы их видим каждую ночь, и неоднократно. Но да­леко не все фиксируют на них свое внимание. К тому же, если человек просыпается на стадии быстрого сна, то без труда вспоминает сновидение, но если он проснет­ся хотя бы через пять минут после ее окончания, вспо­мнить свое сновидение ему вряд ли удастся.

Иные люди верят в сновидения почти как в приметы. И действительно, некоторые сны «сбываются». Извест­ны и случаи творчества в период сна.

Еще Сеченов замечательно сказал: «Сновидения — это небывалая комбинация бывалых впечатлений». Ду­маю, у всех сновидений есть в жизни реальная основа. В снах отражаются наши мечтания, радость, пережива­ния, огорчения, имевшие место в нашей обычной жизни. Во время сна и сновидений человек продолжает оста­ваться той же личностью, той же индивидуальностью что и в период бодрствования, но выражает свои мысли в более раскованной, в более раскрепощенной форме.

Как в жизни, так и во сне наши мысли изредка сбываются. И ничего удивительного в этом нет. Информация о том, что сон сбылся, распространяется с гигантской быстротой. Однако мы редко рассказываем о несбывшихся снах, и они быстро забываются, на них не фиксируется внимание. Но таких снов большинство.

Интерес к вещим снам всегда был немалым. Создано множество так называемых «сонников», в которых дает­ся толкование различных снов. Так, в «Соннике» Мар­тына Задеки, о котором упоминал Пушкин в «Евгении Онегине», говорится: если, например, человеку снится вырванный зуб — быть потере, снится булка — к богат­ству, жемчуг предвещает слезы. Конечно, всерьез об этом говорить не приходится.

Что же касается творчества в период сна, то обсу­ждение этого вопроса увело бы нас в сферу бессозна­тельного. Хотелось лишь заметить, что люди творческого труда продолжают свою деятельность, даже когда они, казалось бы, не думают о своей работе и во сне. Реше­ние, или, как часто говорят, озарение, приходит внезап­но, но оно не рождается из ничего. Это плод системати­ческой, не всегда осознанной деятельности мозга.

Что хочется сказать в заключение? Универсальных рецептов укрепления здоровья, подведения организма к тому или иному испытанию не существует. Опыт одного нельзя распространять на всех. Каждый человек дол­жен выработать собственный опыт, исходя из особенно­стей своей нервной системы и вегетативной организации. «Познай себя!» — этот мудрый совет древних греков я хочу напомнить всем, кто заботится о своем здоровье, кто хочет жить долго и счастливо.

А. Вейн

Добавить в закладки Email

« Что можно себе внушить? ||| Остеохондроз – дегенеративные изменения межпозвоночных дисков »



Comments are closed.