Как подготовить ребенка к поступлению в школу
Рубрика: Детские болезниРезкие смены социальных условий происходят и при поступлении ребенка в школу.
Адаптация к школе проходит всю первую четверть, а иногда длительнее. В это время ребенку надо обеспечить щадящий режим — более продолжительный сон, усиленную витаминизацию пищи, ограничение времени просмотра телевизионных передач, кино, посещение гостей.
Есть такое выражение «школьная зрелость». Понятие «школьная зрелость» сформулировано гигиенистами и педагогами. При этом предполагается, что ребенок усваивает школьную программу, не проявляя; признаков переутомления, каких-либо отклонений в состоянии здоровья. Как правило, дети, имеющие хороший уровень физического, нервно-психического развития и состояния здоровья, также достаточный уровень социализации (контактность в общении со взрослыми, сверстниками и т. д.), отвечают требованиям «школьной зрелости» к 6—7 годам. Ученые — медики и педагоги — задумались над вопросом: почему некоторые дети не справляются с учебой, имея совершенно нормальный интеллект? Оказалось, что небольшая часть детей, примерно 10—12%, к моменту обучения в школе не обладает достаточной функциональной готовностью к обучению. Не готовыми к школе оказываются дети с отставанием биологического возраста от паспортного, имеющие функциональные отклонения или хронические заболевания, а также дети с недостаточным развитием некоторых психофизиологических функций. Эти дети длительно адаптируются в школе, не справляются с требованиями учебной программы, а если справляются, то, с чрезмерным напряжением, что приводит иногда к ухудшению их состояния здоровья, к невротическим реакциям, переутомлению. Среди таких детей часто формируется контингент недисциплинированных, плохо воспитуемых, неуспевающих учащихся.
Если вовремя выявить симптомы «неготовности» ребенка к школе и исправить имеющиеся недостатки, можно избежать отрицательного влияния периода адаптации, учебной нагрузки на состояние первоклассника. Для этого в сентябре — октябре, за год до поступления в школу, все дети проходят медицинское обследование, при котором определяется уровень состояния здоровья ребенка: здоров —1 группа здоровья; имеет начальные отклонения (функциональные) в здоровье— II группа; болен тем или иным хроническим заболеванием — III группа; если хроническое заболевание тяжелое то ребенок относится к IV группе здоровья. Кроме того, во время осмотра оценивается биологический возраст ребенка.
Биологический возраст считается соответствующим паспортному, если длина тела ребенка (рост) не ниже средней (сравнение проводится со стандартами физического развития), погодовая прибавка длины тела не менее 4 см, а количество постоянных зубов в 6 лет не менее 1, а в 7 лет не менее 4 у мальчиков и 5 у девочек.
Биологический возраст считается отстающим от паспортного, если два из перечисленных показателей меньше указанных величин.
Помимо биологического возраста, детям перед поступлением в школу необходимо провести психофизиологические исследования в дошкольном учреждении или в поликлинике. Психофизиологическое исследование показывает, сможет ли ребенок успешно, без переутомления или срыва справиться с учебной нагрузкой, т. е. обладает ли он способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, достаточно ли высокий у него уровень развития функций, обеспечивающих координацию и дифференциацию движений пальцев рук, отражая способность к письму.
Для диагностики отобраны психофизиологические критерии, по которым можно косвенно судить о степени функциональной готовности (детей к обучению в школе. К этим критериям относятся результаты, выполнения специальных тестов, характер звукопроизношения (наличие или отсутствие его дефектов), результаты выполнения мотометрического теста — «вырезание круга». Дети, имеющие отклонения 1 здоровье, проходят специальное оздоровление в течение последующего года в дошкольном учреждении и детской поликлинике.
Государство проявляет большую заботу о детях, которые по состоянию здоровья не могут воспитываться и обучаться в обычных дошкольных учреждениях. Для них создана и развивается сеть специальных детских дошкольных учреждений (дли детей с нарушениями слуха, речи при сохраненном слухе, зрения и опорно-двигательного аппарата и др.), где воспитание сочетается с квалифицированным лечением, после которого ребенок может обучаться в школе общего типа или в специальных школах-интернатах, санаторно-лесных школах.