МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Как подготовить ребенка к поступлению в школу

Рубрика: Детские болезни

Резкие смены социальных условий происходят и при поступлении ребенка в школу.

Адаптация к школе проходит всю первую четверть, а иногда длительнее. В это время ребенку надо обеспечить щадящий режим — более продолжительный сон, усиленную витаминизацию пи­щи, ограничение времени просмотра телевизионных передач, кино, посещение гостей.

Есть такое выражение «школьная зрелость». Понятие «школьная зрелость» сформулировано гигиенистами и педагогами. При этом предполагается, что ребенок усваивает школьную программу, не проявляя; признаков переутомления, каких-либо отклонений в состоянии здоровья. Как правило, дети, имеющие хороший уровень физического, нервно-психического развития и состояния здоровья, также достаточный уровень социализации (контактность в общении со взрослыми, сверстниками и т. д.), отвечают требованиям «школьной зрелости» к 6—7 годам. Ученые — медики и педагоги — задумались над вопросом: почему некоторые дети не справляются с учебой, имея совершенно нормаль­ный интеллект? Оказалось, что небольшая часть детей, примерно 10—12%, к моменту обучения в школе не обладает достаточной функциональной готовностью к обучению. Не готовыми к школе оказываются дети с отставанием биологического возраста от пас­портного, имеющие функциональные отклонения или хронические заболевания, а также дети с недостаточным развитием некоторых психофизиологических функций. Эти дети длительно адаптируются в школе, не справляются с требованиями учебной программы, а если справляются, то, с чрезмерным напряжением, что приводит иногда к ухудшению их состояния здоровья, к невротическим реакциям, переутомлению. Среди таких детей часто формируется контингент недисциплинированных, плохо воспитуемых, неуспеваю­щих учащихся.

Если вовремя выявить симптомы «неготовности» ребенка к школе и исправить имеющиеся недостатки, можно избежать отри­цательного влияния периода адаптации, учебной нагрузки на сос­тояние первоклассника. Для этого в сентябре — октябре, за год до поступления в школу, все дети проходят медицинское обследование, при котором определяется уровень состояния здоровья ребенка: здоров —1 группа здоровья; имеет начальные отклонения (функцио­нальные) в здоровье— II группа; болен тем или иным хроническим заболеванием — III группа; если хроническое заболевание тяжелое то ребенок относится к IV группе здоровья. Кроме того, во время осмотра оценивается биологический возраст ребенка.

Биологический возраст считается соответствующим паспортному, если длина тела ребенка (рост) не ниже средней (сравнение проводится со стандарта­ми физического развития), погодовая прибавка длины тела не менее 4 см, а количество постоянных зубов в 6 лет не менее 1, а в 7 лет не менее 4 у мальчиков и 5 у девочек.

Биологический возраст считается отстающим от паспортного, если два из перечисленных показателей меньше указанных величин.

Помимо биологического возраста, детям перед поступлением в школу необходимо провести психофизиологические исследования в дошкольном учреждении или в поликлинике. Психофизиологиче­ское исследование показывает, сможет ли ребенок успешно, без пере­утомления или срыва справиться с учебной нагрузкой, т. е. обладает ли он способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, достаточно ли высокий у него уровень развития функ­ций, обеспечивающих координацию и дифференциацию движений пальцев рук, отражая способность к письму.

Для диагностики отобраны психофизиологические критерии, по кото­рым можно косвенно судить о степени функциональной готовности (детей к обучению в школе. К этим критериям относятся результаты, выполнения специальных тестов, характер звукопроизношения (наличие или отсутствие его дефектов), результаты выполнения мото­метрического теста — «вырезание круга». Дети, имеющие отклонения 1 здоровье, проходят специальное оздоровление в течение последую­щего года в дошкольном учреждении и детской поликлинике.

Государство проявляет большую заботу о детях, которые по состоянию здоровья не могут воспитываться и обучаться в обычных дошкольных учреждениях. Для них создана и развивается сеть специальных детских дошкольных учреждений (дли детей с нарушениями слуха, речи при сохраненном слухе, зрения и опорно-двигательного аппарата и др.), где воспитание сочетается с квалифицированным лечением, после которого ребенок может обучаться в школе общего типа или в специальных школах-интер­натах, санаторно-лесных школах.

« Советы как подготовить ребенка к саду и к школе ||| Чтобы ребёнок не болел. Как подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение »





Comments are closed.