ОБЪЕКТИВНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА
Рубрика: Диагностика и симптоматикаВторым этапом диагностического процесса является получение максимальной информации о клинических признаках заболевания. Это достигается с помощью объективного обследования физикальными методами (внешний осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация). Патологические признаки, выявленные при объективном обследовании, в сочетании с хорошо собранным анамнезом практически обеспечивают в большинстве случаев диагноз заболевания.
Однако объективное обследование детей раннего возраста затруднено, так как для них врач — совершенно новый, незнакомый человек и ребенок может негативно реагировать на его появление. Он пугается, сопротивляется осмотру, кричит, плачет. Поэтому педиатр в своей практической работе должен стремиться выработать навыки и умение преодолеть барьер психологической несовместимости.
Преодолению этого барьера способствуют такие факторы, как дружелюбный, мягкий голос, не формальное, а ласковое обращение с ребенком. Осмотр проводят неторопливо, замедленно, иногда с игровым элементом. Перед началом объективного обследования в некоторых случаях целесообразно дать ребенку его любимую игрушку, поиграть с ним. Эти простые приемы вызывают доверие ребенка к врачу, помогают устранить негативную реакцию его к врачебному осмотру. Войти в доверие к больному ребенку помогает предварительное знакомство (во время беседы с родителями или близкими ребенку людьми) с его индивидуальными особенностями, психикой, любимыми занятиями. Знание внутреннего мира ребенка в таких случаях является приятной для него неожиданностью и располагает к врачу.
Педиатр сможет очень тщательно и скрупулезно обследовать ребенка только при терпеливом, ласковом, спокойном отношении ко всем его странностям в поведении во время осмотра, за исключением выходящих за пределы рамок воспитанности.
Положительное впечатление производит на родителей детальный, неторопливый осмотр ребенка, они проникаются большим доверием к врачу. У них появляется уверенность, что ребенок получит необходимую помощь и находится под наблюдением врача, стремящегося быстрее его вылечить. Это чувство усилится, если после осмотра врач кратко объяснит сущность заболевания, но нецелесообразно детально знакомить родителей со всеми симптомами и их значением. Наоборот, торопливый, неполный осмотр не удовлетворит родителей. Они с недоверием будут относиться и к врачебным рекомендациям.
Важнейшим правилом объективного обследования ребенка является полное освобождение его от одежды, кроме трусов у старших детей. В комнате, где производят врачебный осмотр, температура воздуха должна быть в пределах +20… + 22°С. Дети менее негативно относятся к осмотру врача в присутствии родителей. Подросткам импонирует осмотр без родителей, так как это подчеркивает их самостоятельность. Нередко дети до 5 лет сопротивляются полному раздеванию. В таких случаях врач временно может покинуть комнату, тогда ребенок более охотно раздевается в присутствии только родителей. Раздевание ребенка производится иногда постепенно во время разговора с родителями.
Последовательность объективного обследования определяется возрастом ребенка. Детей старших возрастных групп обследуют по тем же правилам, что и взрослых, начиная с общего осмотра, обследования головы, кожи, грудной клетки и т. д. Детей младшего возраста обследуют не по обычной стандартной схеме, а в зависимости от обстановки, настроения ребенка. Все неприятные методы обследования, например осмотр полости рта, зева, проводят в последнюю очередь. Дети грудного возраста, особенно первого полугодия жизни, как правило, не проявляют негативизма во время осмотра. Наибольший негативизм проявляют дети 1—2-го года жизни.
Более спокойно во время осмотра дети ведут себя, сидя на коленях родителей или держась за руку матери или отца. Пальпацию же органов брюшной полости желательно проводить в положении ребенка лежа на спине.
Руки врача и стетофонендоскоп должны быть теплыми и чистыми. В порядке поддержания контакта можно разрешить ребенку поиграть с этим инструментом, чтобы он не вызывал страха. Так как маленьким детям очень нравится играть «в телефон» и они знают этот предмет, можно объяснить им, что трубка для прослушивания — это телефон. Тогда дети более охотно дают себя прослушать.
Ни в коем случае нельзя проводить неожиданно процедуры, вызывающие боль. Перед такой процедурой, как взятие крови из пальца, внутрикожный тест, внутримышечное или подкожное введение лекарственного вещества, нужно в доходчивой, понятной форме объяснить ребенку необходимость манипуляции. Детям младшего возраста это ничего не дает, поэтому с целью привлечения внимания участок кожи, на котором будут производить манипуляцию, тщательно растирают.
Некоторые нужные для диагноза показатели могут быть точно и легко определены в период полного покоя ребенка: например, частота пульса, дыхания более объективно отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем во время сна ребенка, так как устранены эмоциональные влияния на эти показатели при виде врача или во время манипуляций. Много полезной информации дает пальпация органов брюшной полости у спящего ребенка, которую проводят очень осторожно и нежно, чтобы не разбудить его.
Активность и положение тела. Активное поведение и хорошее настроение ребенка во время заболевания свидетельствуют о том, что оно протекает легко и не вызывает тяжелых патологических изменений во внутренних органах, несмотря на имеющуюся иногда высокую лихорадку. Улучшение настроения, появление улыбки, интереса к окружающей обстановке, предметам, игрушкам на фоне тяжелого заболевания свидетельствуют о благоприятном развитии и исходе его, о начале периода выздоровления, хотя выраженность патологических симптомов сохраняется. Особенно большое прогностическое значение имеют изменение настроения и появление некоторой активности у ребенка при острых интоксикациях, например при энтеральном токсикозе, токсическом гриппе.
Обычной позой ребенка первых месяцев жизни является положение на спине со слегка согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами, в локтевых суставах — руками. Руки обычно прижаты к туловищу. Более старшие дети в покое в положения лежа занимают непринужденную позу. При некоторых патологических состояниях дети принимают вынужденное положение тела, облегчающее их состояние. В некоторых случаях это положение тела является достаточно специфичным для того или иного заболевания.
Апатичность ребенка, безразличие к окружающей обстановке, общая вялость, вытянутые ноги и вдоль туловища — руки наблюдают при сепсисе.
Характерное положение тела ребенка наблюдают при менингитах (при эпидемическом цереброспинальном менингококковом менингите — обычно на боку с запрокинутой назад головой, напряжением шейных мышц; при туберкулезном менингите — положение на боку с поджатыми к животу ногами, с рукой или двумя руками между ногами, с легко запрокинутой назад головой).
При остром перитоните ребенок чаще лежит неподвижно на спине с согнутыми ногами, каждое движение вызывает болезненные ощущения в животе. При наблюдении за движениями передней брюшной стенки выявляют отсутствие диафрагмального дыхания.
Во время острой пневмонии ребенок предпочитает лежать на том боку, где поражено легкое. Это положение облегчает дыхательные экскурсии здорового легкого и делает их более эффективными.
Токсикоз обезвоживания (энтеральный токсикоз) сопровождается принятием ребенком так называемой позы «фехтовальщика», т. е. положение на спине с мышечным напряжением, со сжатыми в кулачки руками, одна из которых приподнята или согнута в локтевом суставе.
В случае болезни Дауна ребенок занимает весьма причудливые позы, сгибая и подгибая под себя конечности в самые невероятные положения вследствие выраженной мышечной гипотонии и слабости суставных сумок и связок. Ребенок может лежать или сидеть, согнувшись пополам, уткнув голову в колени. Все это напоминает «гуттаперчевого мальчика».
Характерную позу принимают больные при тяжелом приступе бронхиальной астмы и выраженной сердечной недостаточности. В случае бронхиальной астмы ребенок очень беспокоен. Он мечется, с трудом выдыхает воздух, при этом выдох сопровождается обилием хрипов. Чаще ребенок сидит или стоит, опираясь на что-нибудь руками. При выраженной сердечной недостаточности больной, как правило, принимает сидячее или полулежачее положение. Отмечаются одышка, цианоз, выражение страха в глазах.
Для ревматоидного артрита характерны малая подвижность больного и постоянное сгибательное положение в суставах верхних и нижних конечностей.
При дерматомиозите обращает на себя внимание скованность ребенка, больной старается избегать каких-либо движений, а если совершает их, то это сопровождается громким криком, плачем из-за резкой болезненности в мышцах.