СЕМИОТИКА ИЗМЕНЕНИЙ МАССЫ ТЕЛА
Рубрика: Диагностика и симптоматикаМасса тела ребенка изменяется с возрастом, подчиняясь определенным законам, и в период незакончившегося роста, при нормальном пропорциональном развитии организма является нелинейной функцией роста. Рост в физиологических условиях более стабилен и, в отличие от массы, не способен к редукции. Нарастание массы тела зависит от накопления в организме белков, жиров, углеводов и воды, идущих на формирование новых клеток, от увеличения массы тканей и органов, создающих пулы химических веществ с активными и пассивными компонентами. Биологически активные вещества в большинстве случаев синтезируются организмом из ингредиентов поступающей пищи, подвергающейся вначале ферментативному перевариванию в просвете кишечника и проходящей стадию пристеночного пищеварения. Промежуточные продукты переваривания пищи резорбируются и в ходе межуточного обмена подвергаются окончательным превращениям. Регуляция процессов пищеварения, всасывания и межуточного обмена зависит от генетических и нейрогуморальных факторов.
Каждый раз, оценивая физическое развитие ребенка, врач при осмотре обращает внимание на его внешний вид, пропорциональность телосложения, соответствие между степенью упитанности («питание») и ростом, на степень отложения подкожного жира и его распределение на теле. Уже эти данные могут позволить составить врачу первое предварительное впечатление о пациенте. При этом следует учитывать возраст ребенка.
Впечатление о характере распределения подкожного жирового слоя у новорожденного может быть ошибочным из-за избытка в нем воды.
Ребенок в возрасте 2—3 лет также производит впечатление хорошо упитанного с равномерным отложением жира на туловище и конечностях; живот выдается вперед.
Однако уже в возрасте 5—7 лет понятие «правильное телосложение» включает в себя худощавого ребенка с подобранным животом, у которого подкожный жировой слой на груди, животе и конечностях выражен значительно слабее, чем у детей раннего возраста.
Пубертатный период у мальчиков характеризуется увеличением мускулатуры при равномерном распределении умеренно выраженного подкожного жира, а у девочек — увеличением отложения жира на бедрах, плечах и груди.
Однако оценка ad oculus для суждения о нормальном развитии ребенка будет недостаточна без применения антропометрических методов исследования, в частности определения массы ребенка, толщины кожной складки и измерения окружностей, часть из которых характеризует развитие скелета (окружность головы, отчасти окружность груди), а часть — развитие мускулатуры и подкожного жирового слоя (окружность плеча, бедра, предплечья и голени).
Определение массы тела производится с помощью медицинских настольных весов для детей первых 2—3 лет и напольных — для более старших. Объективное определение толщины кожной складки производится при помощи калипера — прибора, позволяющего измерять кожные складки в условиях одинакового на них давления. Цель подобных измерений сводится к сопоставлению фактической толщины кожной складки с установленными нормативами [Тур А. Ф., 1967] либо к определению по эмпирическим формулам содержания жира в организме [Parzizkova J., Brook С., Siri W., 1978]. Методики измерения окружностей были изложены в главе о расстройствах роста. Интерпретация данных о массе ребенка сводится к сравнению фактических величии с расчетными или табличными. Для расчета используются ориентировочные формулы прибавки массы ребенка, в частности: средняя масса ребенка в 6 мес составляет (с учетом акселерации) 8,2 кг. На каждый месяц, недостающий до 6 мес, масса уменьшается на 0,8 кг, на каждый последующий добавляется 0,4 кг. Для детей старше года масса рассчитывается, исходя из 19-килограммовой массы пятилетнего ребенка. За каждых недостающий год вычитают 2 кг, на каждый последующий— добавляют 3 кг.
Сложным представляется расчет массы по формуле В. П. Бисяриной, где для определения долженствующей массы ребенка первого года жизни его масса при рождении суммируется с 600 г за 1 мес жизни, 800 г за 2 мес, 800 г за 3 мес и далее по формуле 750—50Хп, где и — число месяцев сверх трех.
В обобщенном виде эта формула выглядит следующим образом:
М = щ0 + 2200 + 800 (п — 3) — 50 к,
где М — масса тела; т0 — масса тела новорожденного; и — число месяцев жизни; к — коэффициент, равный для первых 3мес 0, для 4-го месяца жизни— 1, для 5-го — 3, 6-го — 6, 7-го— 10, 8-го—15, 9-го — 21, 10-го — 28, 11-го — 36, 12-го — 45. Не утратили своего значения и формулы, предложенные А. Ф. Туром.
Масса ребенка на 1-м году жизни составляет:
М = mo-f600 • пх и М = то + 500 • п2,
где то — масса тела новорожденного; ni — число месяцев жизни ребенка, не достигшего I полугодия; пг — число месяцев жизни ребенка, вступившего во II полугодие.
Масса тела ребенка после года рассчитывается по формуле:
М =9,5 + 2 -п,
где и — число лет ребенка.
Эти формулы в паше время секулярного тренда не могут считаться оптимальными для всех детей, но сохраняют свое значение как показатели нижней границы нормы для детей с признаками акселерации или как оптимум для детей, которых не коснулся процесс акселерации.
Более точными представляются табличные методы сопоставления фактической и долженствующей масс.
По сравнению с методикой табличной оценки роста ребенка (см. «Семиотика расстройства роста»), оценка массы требует несколько более сложного подхода. Если рост мы можем оценивать по таблицам независимо от массы тела, то последняя не может рассматриваться изолированно, вне связи с ростом. Таким образом, при сопоставлении фактических данных массы тела с табличными нужно ответить на следующие вопросы:
1. Какому возрасту по местному стандарту соответствует обследуемый ребенок?
2. На сколько месяцев (лет) обследуемый ребенок отстает (опережает) от среднетабличного «идеального» ребенка того же возраста?
3. На сколько килограммов обследуемый ребенок отстает (превышает) от среднетабличного ребенка данного возраста?
4. Каков процент отставания (превышения) массы обследуемого ребенка от табличного стандарта?
5. Какова должна быть масса обследуемого ребенка, исходя из его роста?
6. Каков процент отставания (превышения) массы обследуемого ребенка от массы табличного стандарта ребенка с ростом обследуемого?
Игнорирование двух последних условий может привести к неправильной оценке ребенка (соответствует ли его масса возрасту). Мы всегда вспоминаем пример, когда при табличной оценке ребенка лишь но его массе мальчику на протяжении года в одном из Домов ребенка ставили диагноз гипотрофии III степени, тогда как простое сопоставление его массы с ростом позволило установить, что мы имеем дело с ребенком, весьма перекормленным в результате интенсивного лечения.
В оценке пониженного питания ребенка, как и в оценке ожирения, приняты более строгие нормативы, чем в оценке отклонений роста. Уже изменения массы тела на 15 % (от долженствующей с учетом роста) выходят за пределы нормальных колебаний.
Если для «одномоментного» диагноза дистрофий кривые массы тела («весовые» кривые) не имеют большого значения, то для контроля за лечением они представляют неоценимый материал. «Весовая» кривая ребенка отражает два дополняющих друг друга физиологических процесса: всасывание и усвоение (отложение). В зависимости от реакции ребенка на характер вскармливания могут быть выделены четыре основных типа «весовых» кривых [Стырикович В. JL, 1962], из которых первый, отражающий непрерывный подъем кривой (возможны изредка одно-, двухдневные задержки нарастания массы) свидетельствует, что пища и хорошо всасывается в кишечнике, и хорошо усваивается, фиксируясь в организме. При ступенчатом характере кривой нарастание массы происходит скачкообразно: 2—3-дневные периоды подъема сменяются 2—3-дневными остановками. Подобная кривая свидетельствует о напряженности процессов усвоения, для которых организму периодически требуется «отдых» для ассимиляции уже усвоенной пищи. В этом случае приходится думать о количественной или качественной пищевой перегрузке.
Волнообразные типы кривых, при которых элементы подъема чередуются с элементами падения, возможны двух видов. Если падение не превышает нарастания, то вырисовывается кривая типа сходящихся «ножниц», если же падение превышает нарастание, то «ножницы» получаются расходящиеся. Оба вида кривых свидетельствуют о затрудненном всасывании и непрочном отложении материала; прогностически более серьезны расходящиеся «ножницы», так как они свидетельствуют о прогрессировании процесса.
Мы не будем останавливаться подробно на обсуждении значимости измерения толщины кожной складки калипером, так как в повседневной деятельности врача достаточно бывает субъективное сопоставление пальпаторной толщины кожной складки на груди (медиально от соска), на животе (на уровне пупка), бедре и плече (на границе верхней и средней третей соответственно над m. quadriceps femoris u m. biceps brachii). По данным А. Ф. Тура, толщина кожной складки на животе равна у новорожденного 0,6 см, у детей в 6 мес — 1,3 см, в 12 мес—1,5 см, в 2—3 года — 0,8 см, в 4— 9 лет — 0,7 см, в 10—15 лет — 0,8 см.
Особого внимания в оценке состояния упитанности ребенка, равно как и в оценке равномерности распределения подкожного жира, заслуживают антропометрические индексы.
Индекс упитанности Чулицкой: В окружности плеча (h) 4 + окружность бедра (f) 4 окружность голени (t) — рост (L). Абсолютные значения составляют до 1 года f-25 см; в 2—3 года ———— f-20 см; в 6—7 лет — 415 — 410 см.
Каждый раз, анализируя этот индекс, следует учитывать, что он состоит из двух частей. Первая характеризует упитанность ребенка (окружности плеча, бедра и голени), вторая — скелетный рост. Следовательно, отклонение индекса в меньшую сторону может быть обусловлено либо истощением ребенка, либо чрезмерным ростом. Последний проверяется путем сопоставления фактического роста с табличными показателями, тогда как для анализа первой части используются вспомогательные индексы Чулицкой (индексы пропорциональности): три окружности плеча (h)— окружности груди (Г) = окружности бедра (f)+окружность голени (t). Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно и исхудания пет. Следует помнить, что жир исчезает вначале с туловища, затем с бедер, голеней, а затем уже с плеч. Поэтому даже при легкой степени истощения уравнение r = 3h = f+t нарушается (T>f + t и 3h>f + t), при более глубоком истощении возникает неравенство: F>3h>f4t.
Интересно, что индексы пропорциональности позволяют у нормально развитого ребенка «перебросить мост» от индекса Чулицкой к индексу Эрисмана.
Индекс Чулицкой:
Увеличение индекса зависит либо от увеличения массы, либо от короткого туловища и наоборот.
Пирке же предложил весьма оригинальный индекс «Scrtm», который расшифровывается следующим образом: S (sanguis — кровь) — окраска слизистых оболочек; сг (crassitudo — толщина) — подкожный жировой слой; t (turgens — быть распухшим) — тургор; m— (musculus — мышца). Оценка каждого параметра дается по гласно-буквенной пятибалльной шкале: а — норма; е — умеренный избыток; i — чрезмерность; о — умеренный недостаток; и — плохо. Так, например, бледный, ожиревший, с плохим тургором и очень дряблой мускулатурой ребенок будет закодирован «Socretomu», в то время как здоровый и крепкий ребенок получит код «Sacratama». Вместе с тем этот индекс носит более качественный, чем количественный характер, а следовательно, не лишен субъективизма.
Все вышеперечисленное должно служить одной цели — помочь врачу установить наличие отклонений массы тела у ребенка. Отклонения в этом случае, как и при нарушениях роста, могут быть со знаком +, и тогда мы диагностируем тучность, или, наоборот, со знаком —, значит у ребенка истощение. Несколько слов о терминологии. Поскольку в обоих случаях, как при ожирении, так и при истощении, мы будем иметь дело с расстройствами питания, то в этом случае вполне применим термин «дистрофия» (dys — приставка, придающая понятию отрицательных! или противоположный смысл, +trophe — питание). Таким образом, дистрофия может быть как со знаком +, так и со знаком —. Из других терминов, относящихся к оценке состояния питания ребенка, самым старым является атрофия (а — без, трофос — питание). Более поздними терминами являются гипотрофия, обозначающая пониженное питание, и паратрофия (para — около), обозначающая избыточную массу ребенка за счет задержки в организме жидкости.
Международная классификация болезней IX пересмотра [(1975) предусматривает «Недостаточность питания умеренная (263.0), недостаточность питания слабо выраженная (263.1), другие формы белково-энергетической недостаточности (263.8)».
В принятой на IV Всесоюзном съезде педиатров в 1927 г. классификации хронические расстройства питания подразделяются на гипотрофии и атрофии.
М. С. Маслов (1946) идентифицирует понятие «дистрофия» с «гипотрофией», подразделяя их на 3 степени, и называет гипотрофию III степени (дистрофию III степени) атрофией. В качестве отдельной клинической формы он выделяет форму мучного расстройства питания, соответствующую, по Г. Н. Сперанскому (1953), паратрофии. По-видимому, определенные влияния на терминологию М. С. Маслова оказал опыт ленинградской блокады, когда в ноябре 1941 г. специальная комиссия предложила для употребления во всех учреждениях лечебной сети и научных институтах здравоохранения Ленинграда использовать термин «алиментарная дистрофия», подразделяя это состояние на 3 степени. Педиатры тогда также приняли этот диагноз на вооружение, независимо от возраста больных детей, хотя и считали, что термины «гипотрофия» (гипотренсия) и «атрофия» (атрепсия) лучше отражают существо дела, чем «дистрофия» [Воловик А. Б., 1944].
Г. Фанкони (1960) подразделяет дистрофии на + и — дистрофии (атрофии, декомпозиция); D, Jeliff обозначает их как «ожирение» и «маразм».
В дальнейшем ряд авторов пытались усложнить классификацию, вводя новые понятия: «пахисомия» — тучность при нормальном росте; «лентосомия» — истощение при нормальном росте [Де Тони, 1962]; дистрофия типа гипостатуры, дистрофия типа пара- трофии с преобладанием массы над ростом, с равномерно избыточной массой и ростом и т. д. [Зайцева Г. И., 1975], представляющие интерес, в основном, с точки зрения филологии (неологизмы), но не практического здравоохранения.
Не высказываясь в пользу той или иной классификации, мы будем придерживаться понятия «дистрофия», отражающего нарушение питания организма, со знаком — и со знаком +. В первом случае (—)-дистрофия будет подразделяться, независимо от возраста, на гипотрофии I, II и III степени (атрофии), а во втором (+) — на ожирение I, II и III степени.
Прежде чем устанавливать причину, вызвавшую у ребенка истощение, врач должен определить, насколько это истощение выражено, т. е. какова степень гипотрофии. Это выяснится при объективном обследовании ребенка и при антропометрии. Для гипотрофии I степени характерным является незначительное похудание, выражающееся в исчезновении главным образом подкожного жирового слоя на туловище (животе и груди). Кожа приобретает бледный оттенок, становится дряблой, снижается тонус мышц, но аппетит, стул и психомоторное развитие остаются в норме. При антропометрии выявляется потеря 10—15 % от нормальной массы тела, снижается индекс Чулицкой, хотя индексы пропорциональности могут оставаться без изменений.
При гипотрофии II степени кожные покровы становятся бледными, подкожный жировой слой исчезает на нижних, а затем и на верхних конечностях, в результате чего кожа несколько «обвисает». Если попытаться пассивно вытянуть конечности, то вместо характерных для ребенка раннего возраста поперечных кожных складок появляются продольные или косо направленные. Ягодичная область напоминает у таких детей кисет для табака за счет обилия складок, идущих в центростремительном направлении. Тургор тканей дряблый, начинаются изменения в психомоторном развитии у детей раннего возраста и изменения психики у более старших детей (апатия, депрессия или, наоборот, возбуждение). У детей старшего возраста возникает склонность к запорам, а у грудных порой может возникать голодный стул, нередко принимаемый малоопытным врачом за диспепсический.
Как и последний, голодный стул имеет зеленую окраску и содержит довольно много слизи. Отличие заключается в более редких дефекациях (2—3 раза в день), более интенсивной (оливковой) зеленой окраске, в большем количестве слизи и в меньшем содержании в кале жидкости (при нормальном кале мокрое пятно на пеленке вокруг него образует кольцо шириной 1,5—2 см; при диспепсическом — оно шире, при голодном — уже).
Потеря в массе достигает 20—30 %, индекс Чулицкой (упитанности) резко снижен, в индексах пропорциональности T>f + H-t>3h. При табличном определении отставания массы тела следует обязательно учитывать рост ребенка, так как при отставании ребенка в росте, отставание массы следует брать по отношению к «ростовому» возрасту, а не к паспортному. Ребенок в состоянии гипотрофии II степени производит впечатление «заметно исхудавшего».
Гипотрофия III степени (атрофия, атрепсия) характеризуется полной потерей подкожного жирового слоя на туловище, конечностях и на лице. У грудного ребенка исчезают «комочки Биша» на щеках, у старших детей — подкожный жировой слой. В результате этого щеки западают, кожа обтягивает скуловые кости, появляются морщины на щеках, вокруг рта, на лбу и лицо принимает старческий вид. На таком истощенном сморщенном лице резко выделяются большие, с тоскливым выражением глаза. Кожа висит складками, цвет ее бледно-сероватый. Живот западает, иногда через истонченную брюшную стенку просвечивает кишечник, придавая животу синевато-зеленоватый оттенок. При этом возможно появление отеков, возникающих у ходячих детей и смещающихся во время спа (подобно сердечным отекам). Возможны и полостные отеки. У детей грудного возраста отеки возникают по типу пастозности, редко достигая значительных. Тургор тканей очень дряблый, эластичность кожи резко снижена. Мышечный тонус, как правило, также резко снижен, хотя в отдельных случаях возможно его повышение. Стул — голодный. Резко отстает психомоторное развитие, изменяется психика у старших детей. Аппетит при атрепсии почти полностью отсутствует.
Снижение массы превышает 30 %, индекс Чулицкой достигает крайне низких, иногда отрицательных величин (рис. 19).
Таким образом, поставить диагноз гипотрофии не составляет большого труда, значительно сложнее разобраться в причинах ее возникновения, так как лечение в большинстве случаев должно носить этиологический характер. При выяснении причин, приведших ребенка к истощению, следует иметь в виду, что ребенок либо мало получает пищи, либо ее не усваивает. Малое поступление может зависеть как от объективных, так и от субъективных причин. К первым относится голодание (количественное или качественное), ко вторым — отсутствие аппетита или анатомические нарушения в путях прохождения пищи. Нарушения же усвоения могут зависеть от функциональных, конституциональных или болезнетворных причин, препятствующих нормальному перевариванию, всасыванию или интермеднарному обмену. Для выяснения причин решающее значение приобретают анамнез, внимательный и тщательный расспрос о времени возникновения похудания ребенка, «стартовом» моменте (перенесенное заболевание, психическая или физическая травма), наличии рвот, срыгиваний.
Часто не только матери, но и неопытные врачи не отличают рвоты от срыгиваний у детей раннего возраста. Для дифференциальной диагностики их не имеют значения связь с приемами пищи, обилие рвотных масс, скорость извержения желудочного содержимого, измененность молока и др. Рвоте (за исключением рвот центрального происхождения в случаях повышения внутричерепного давления при гидроцефалии, менингитах, энцефалитах, опухолях) предшествует период тошноты, во время которого ребенок беспокойный («ежится»), высовывает язык, иногда свертывая его «желобком», лицо то краснеет, то бледнеет, мышцы брюшного пресса периодически сокращаются, и, наконец, наступает рвота. При срыгивании поведение и настроение ребенка не изменяются и извержение происходит как бы независимо от его общего состояния. Исключение составляет атоническая рвота в поздней стадии пилоростеноза, когда у ребенка наблюдается постоянное самопроизвольное истечение из угла рта содержимого желудка.
Необходимо уточнить диету ребенка. Если он находится на грудном вскармливании, то следует уточнить сведения о режиме, продолжительности кормлений, выяснить их технику (правильность захвата ребенком соска), расспросить мать о ее питании (злоупотребление луком и чесноком изменяет вкус молока), наконец, проверить лактацию, так как иногда матери, страдающие галактореей, не догадываются о гипогалактии. Образно говоря, таким матерям представляется, что молоко переливается через край полного стакана, в то время как в действительности при этом выливаются последние капли из стакана с пробитым дном.
Врач должен (обязательно!) осмотреть молочные железы и оценить развитие сосков, венозной сети, долей и околососковых кружков. Наконец, сдавливая околососковый кружок молочной железы, которую мать давала ребенку в последнее кормление, следует проверить — брызнет ли молоко струйкой (норма) или появятся лишь отдельные капли (гипогалактия!). При сборе анамнеза должно быть уделено внимание психомоторному развитию ребенка, его поведению в периоды бодрствования, во время кормления и после него (характер крика). У истощенных детей более старшего возраста следует уделять внимание «перекусыванию» между кормлениями, аппетиту, предпочитаемым блюдам, извращению вкуса (геофагия), поведенческим реакциям (капризность, подвижность, замкнутость, способность концентрировать внимание, впечатлительность, засыпание, поведение во сне). Следует выяснять привязанности ребенка, есть ли конфликты в семье. Должно быть уделено внимание и психической атмосфере ребенка (обстановка в школе, проявления «лидерства» или «субординации», склонности, проявления «вундеркиндизма» и др.).
Необходимо обратить внимание на уточнение жалоб в отношении аппетита. Простое указание родителей на плохой аппетит не может удовлетворить врача, ибо далеко не всегда родительские представления о «плохом аппетите» соответствуют действительности. Следует уточнить меню ребенка за вчерашний день или у организованных детей — за прошедшее воскресенье, проведенное в домашних условиях. Надо выяснить, что ел, когда, сколько, как было приготовлено, так как нередко в своем стремлении накормить ребенка с плохим аппетитом родители стремятся дать не «кашу с маслом», а «масло с кашей».
У детей в любом возрасте следует уточнить наследственность и акушерский анамнез, что важно при решении вопроса о конституциональной и пренатальной гипотрофиях.
Рассмотрим гипотрофии, развивающиеся на почве различных причин.