Новости об излечении от ВИЧ 2019

Врачи сообщили о втором подтвержденном случае полного излечения от ВИЧ

Начало 2019 года принесло мировой науке отличные новости об излечении от ВИЧ уже второго пациента. Правда ли это, и в чем заключается новый метод лечения ВИЧ, рассмотрим ниже.

Ранее в истории ВИЧ / СПИДа только один человек, как полагают, был излечен от вируса. Тимоти Рэй Браун (Timothy Ray Brown), американец, известный как «берлинский пациент», имел ВИЧ более десяти лет, пока две трансплантации стволовых клеток в 2007 и 2008 годах не очистили вирус из его тела. Согласно статье, опубликованной  в журнале Nature, появился второй такой пациент.

Как и у Брауна, у нового пациента был рак, и он получал лечение, включающее химиотерапию, чтобы подавить  иммунную систему и заменить ее посредством трансплантации стволовых клеток незлокачественными донорскими клетками. В обоих случаях донорские клетки также несут дополнительную выгоду: они имеют генетическую мутацию, которая приводит к иммунитету к ВИЧ.

В сентябре 2017 года, через 16 месяцев после получения трансплантата, пациент, который предпочитает оставаться анонимным , отказался от приема антиретровирусных препаратов, но, согласно тестам, остался свободным от ВИЧ.

Ранее врачи пробовали ту же процедуру на нескольких других пациентах с ВИЧ, но до этого момента лечение не сработало, или пациенты умерли от рака или осложнений после трансплантации.

За три с половиной десятилетия, с тех пор как ВИЧ был обнаружен и начал распространяться по всему миру, он убил 35 миллионов человек. Но врачи и исследователи также добились значительных успехов в борьбе с вирусом. Они выяснили, как быстро пройти тестирование и диагностику на ВИЧ, и нашли эффективные методы лечения, которые позволяют людям с ВИЧ жить долгой, относительно здоровой жизнью. Также были проведены информационные кампании о профилактике, напоминая людям о необходимости безопасного секса с презервативами и регулярного тестирования, поскольку раннее лечение ВИЧ может спасти жизни.

Последние новости о ВИЧ в феврале 2019 года

Но излечение от ВИЧ пока оставалось неуловимым. История ВИЧ / СПИДа усеяна случаями, когда инфекции пациентов были обращены вспять, чтобы вернуться через несколько месяцев.

Хотя врачи еще не договорились о том, что означает излечение от ВИЧ, некоторые эксперты называют второго пациента «вылеченным». На данный момент исследование дает проблеск надежды — что излечение ВИЧ может быть в пределах досягаемости, и что новые подходы к лечению ВИЧ могут быть эффективными.

Берлинскому пациенту, единственному человеку, который, как полагают, излечился от ВИЧ, поставили диагноз лейкемии в 2006 году, через 11 лет после выявления у него ВИЧ. В процессе лечения лейкемия Брауна перестала отвечать на химиотерапию, и врачи порекомендовали пересадку аллогенных стволовых клеток от донора в качестве следующего шага.

Вместо того, чтобы просто искать донора, который бы соответствовал ему, у врачей появилась идея: найти человека, который также был бы носителем мутации CCR5-delta 32.

CCR5 — это белковый рецептор на поверхности иммунных клеток, который вирус ВИЧ использует в качестве точки входа в иммунную систему. Один процент людей североевропейского происхождения рождаются без рецептора CCR5 на своих иммунных клетках, унаследовав две копии мутировавшего гена от обоих своих родителей. Эти люди являются носителями «гомозиготной» мутации CCR5-delta 32, которая делает их устойчивыми к ВИЧ.

Немецкие врачи нашли идеального донора, который также был гомозиготным носителем мутантного гена. В 2007 и 2008 годах Браун получил от донора две трансплантации стволовых клеток костного мозга от лейкемии. В 2008 году врачи сообщили о предварительных результатах: хотя Браун больше не принимал антиретровирусные препараты, он, по-видимому, излечился от ВИЧ.  Уже более десяти лет Браун, которому 52 года, по-прежнему не заражен вирусом.

После этого эксперимента другие врачи не смогли повторить успех Брауна. Из дюжины пациентов с ВИЧ, которые получили трансплантат, подобный Брауну, — с участием CCR5-дельта 32 гомозиготных донорских клеток, — восемь умерли от связанных с трансплантатом побочных эффектов или рецидивов рака.

Остальные находятся в стадии ремиссии, но все еще принимают антиретровирусные препараты. Так что пока не ясно, будут ли они свободны от вируса без лекарств. Именно поэтому второй пациент особенный: он первый человек после Брауна, который пережил пересадку, перестал лечиться от ВИЧ и оставался свободным от вируса более года.

Независимо от того, как проходило лечение от ВИЧ у этих двух пациентов, оно, вероятно, не является реалистичным подходом для всех людей с ВИЧ. Химиотерапия, которая идет в комплексе с трансплантацией стволовых клеток, все еще очень небезопасна, и подавление иммунной системы человека может быть смертельно опасным — и чрезвычайно дорогостоящим.

Но авторы научной работы настроены оптимистично, предполагая,  что это направление исследований может привести врачей к поиску других методов восстановления иммунной системы для противостояния ВИЧ, чтобы пациенты не нуждались в рискованных пересадках.

Новость о ВИЧ: инфицированные люди, принимающие лекарства, не заразны