Поражение злокачественным новообразованием внутренних органов
Рубрика: Ошибки в онкологииПри поражении злокачественным новообразованием внутренних органов важнейшим признаком является нарушение их функции. Это находит свое отражение в дискомфорте такого типа, как отсутствие полного облегчения при дефекации, извращение вкуса, снижение или полное отсутствие аппетита, утрата трудоспособности, потеря массы тела и т. д. Частым настораживающим признаком являются жалобы на патологические выделения мокроты, повышенную саливацию, слизисто-гнойные и кровянистые выделения из прямой кишки, влагалища, носа, соска молочной железы. Совсем нередко признаком опухоли является необъяснимое на первый взгляд повышение температуры тела вследствие специфической интоксикации, как, например, при гипернефроме либо при осложненном течении опухолевого процесса (обтурация бронха при раке легкого и т. д.).
Б. Е. Петерсон отмечает, что для онкологического больного характерно непрерывное нарастание симптомов. Это действительно так, но бывают исключения, когда наступает временное улучшение состояния больного и «приглушенность» симптоматики в связи с процессами адаптации организма к опухоли. Наблюдается уменьшение дисфагии при раке пищевода или кардиального отдела желудка, периодическое улучшение опорожнения кишечника при раке толстой кишки. В таких случаях усыпляется бдительность врача, а сроки постановки диагноза затягиваются. Следовательно, врачу поликлиники не надо длительно наблюдать больного, а при появлении первых жалоб, позволяющих заподозрить серьезное нарушение функции внутренних органов, без промедления направить больного на подробное рентгенологическое и эндоскопическое обследование.
Рентгенологический метод, как и всякий другой, имеет свои пределы разрешающей способности, особенно если врач-рентгенолог не использует всех возможностей метода и не придерживается правил проведения исследования, например, делает просвечивание без снимков или при наличии клинической симптоматики рака легкого не делает томограммы.
Ошибки рентгенологов
В подобных случаях лечащий врач, постоянно наблюдающий больного и отмечающий неуклонное нарастание признаков болезни, обязан проявить настойчивость, потребовать повторного рентгенологического исследования, организовать консилиум, провести эндоскопический осмотр. Возникшее у врача подозрение на злокачественную опухоль может быть снято только тогда, когда при тщательном объективном обследовании все симптомы найдут свое точное доказательное и логичное объяснение.
Ошибки рентгенологов при распознавании злокачественных новообразований составляют около четверти всех диагностических ошибок. Чаще всего они — следствие недостаточной квалификации врачей-рентгенологов и использования не всех возможностей полипозиционной рентгенографии и томографии. С. Я. Марморштейн (1979) отмечал, что полноценное рентгенологическое исследование при заболеваниях легких должно включать не только рентгеноскопию и рентгенографию в прямой и боковой проекциях. Томография должна стать в настоящее время составной частью стандартного обследования больных с заболеванием легких. С. Я. Марморштейн неоднократно подчеркивал, что основная причина рентгенологических ошибок при диагностике рака легкого заключается именно в неиспользовании возможностей самого метода.
Рентгенолог обязан также направить мысль клинициста на применение дополнительных способов обследования. При хорошо организованной диагностической работе рентгенолог участвует на консилиуме.
К сожалению, это не всегда бывает так, что порождает диагностические ошибки.
Приведенное наблюдение является примером неквалифицированного анализа рентгенологического исследования желудка, когда при ясной рентгенологической симптоматике не распознан рак верхней трети желудка. Применение современного комплексного гастрологического исследования, включающего, кроме просвечивания, полипозиционную рентгенографию и фиброгастроскопию, безусловно, позволило бы своевременно уточнить диагноз и если не спасти больного, то во всяком случае избавить его от тех тяжких страданий, которые ему пришлось перенести.
Сходство клинико-рентгенологической симптоматики
Сходство клинико-рентгенологической симптоматики начальных форм ряда злокачественных опухолей со специфическими и неспецифическими воспалительными процессами той же локализации требует особой настороженности, как рентгенолога, так и клинициста. Например, при раке верхней челюсти первые симптомы (затруднение носового дыхания, заложенность носа, боли) подобны таковым при гайморите. Обычно при таких жалобах оториноларинголог ограничивается осмотром и назначением противовоспалительной терапии. При отсутствии эффекта от такого лечения проводят рентгенологическое исследование и обнаруживают затемнение в области гайморовой пазухи, что как будто бы подтверждает диагноз. Только после длительного, иногда продолжающегося много месяцев безуспешного лечения производят томограммы и делают биопсию, что позволяет правильно распознать истинную причину жалоб больного и поставить диагноз рака верхней челюсти. К сожалению, совсем нередко диагноз уточняется слишком поздно [Демидов В. П., 1979].
Особенно часто неполное рентгенологическое исследование является источником диагностической ошибки при раке легкого. Многие рентгенологи думают, прежде всего, о воспалительных заболеваниях и туберкулезе, поскольку они встречаются чаще. Поэтому, полагаясь на данные рентгеноскопии или рентгенографии в одной проекции, не проводят своевременно рентгенологического обследования в необходимом объеме. Клиницист, передоверив постановку диагноза рентгенологу, не проводит клинико-рентгенологических параллелей, не настаивает на полном пульмонологическом обследовании, включающим бронхографию и бронхоскопию, в результате чего диагноз рака легкого ставится с большим опозданием.
Приведенная история болезни весьма типична при раке легкого. Запоздание с операцией, явившееся следствием того, что на первом этапе рентгенологические и клинические данные были приняты за проявления воспалительного процесса, а детального обследования не производилось, ухудшает прогноз.