Статистика врачебных ошибок. Диагностические ошибки в онкологии
Рубрика: Ошибки в онкологииН. И. Пирогов делал свои диагностические ошибки, предметом широкого обсуждения, правильно полагая в этом путь к совершенствованию как личному, так и руководимого им врачебного коллектива.
Продолжая эту мысль великого русского хирурга, мы хотели бы отметить, что Н. И. Пирогов прежде всего стремился избавить своих учеников от повторения его собственных ошибок. Действительно, если каждый врач будет заново проходить весь путь, уже пройденный его учителями и предшественниками, заново повторять и переживать их ошибки, то период становления окажется слишком длинным, а потери неоправданно велики. Именно в сокращении этого пути и уменьшении потерь и заключается смысл книг и других публикаций о врачебных ошибках.
Бильрот писал: «Только слабые духом, хвастливые болтуны и утомленные жизнью боятся открыто высказаться о своих ошибках. Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не будет иметь страха перед осознанием своей ошибки».
Точной статистики врачебных ошибок нет, да, по-видимому, и не может быть. Сделав ошибку в диагностике, врач при дальнейшем наблюдении за больным, при его более длительном обследовании отбрасывает ошибочное суждение и один или с помощью товарищей приходит в большинстве случаев к правильному диагнозу. Поэтому регистрируется только та небольшая часть ошибок, которая повела к неправильной тактике, или те ошибки, которые не были своевременно исправлены. Известная часть ошибок ускользает от регистрации.
Следовательно, учет ошибок, их статистика крайне неточны и цифры, приводимые разными авторами, очень разнообразны. Все же не вызывает сомнения тот факт, что ошибки во врачебной практике вообще и в онкологии в частности не составляют редкого исключения.
К врачебным ошибкам следует относить все действия врача, которые могли нанести или невольно нанесли ущерб больному. Сознательное нанесение ущерба относится уже не к ошибкам, а к уголовным преступлениям, и в этой книге мы данного вопроса не касаемся.
Ошибки совершают в той или иной форме практически все врачи. Молодые — вследствие недостаточной подготовки и отсутствия опыта, более опытные — из-за самонадеянности, консервативности, снижения квалификации. Частой причиной врачебных ошибок является незнание или забвение законов логики. Н. И. Краковский во многих своих работах постоянно подчеркивал, что нарушение правил логического мышления — наиболее общая и частая причина врачебных ошибок.
Онкология является самостоятельной научно-практической дисциплиной в медицине. Общие закономерности диагностического процесса и выработка тактики лечения полностью сохраняют свое значение. Наряду с этим выявляется ряд особенностей онкологии, как клинического, так и организационного плана, незнание или непонимание которых порождает врачебные ошибки, характерные только для данной медицинской специальности. Изложению этих особенностей и ошибок в медицинском обслуживании больных злокачественными новообразованиями и посвящена эта книга.
Около половины всех ошибок в онкологии составляют диагностические ошибки. К сожалению, приходится констатировать, что количество диагностических ошибок не имеет выраженной тенденции к уменьшению.
Н. Н. Александров и соавт. (1971, 1976), Ю. Ю. Табакман и И. Д. Васильева (1973), В. П. Демидов и соавт. (1979), изучавшие причины позднего распознавания рака желудка, опухолей матки, злокачественных новообразований верхней челюсти, четко показали, что частота диагностических ошибок за последние 20 лет практически не изменилась.
Обычно больные обращаются к врачу уже при появлении первых признаков заболевания. Так, из 327 больных, изученных В. П. Демидовым, 68% обратились за медицинской помощью в течение первого месяца со времени появления у них симптомов заболевания, 13% — через 1-3 мес. В то же время срок от первичного обращения до установления правильного диагноза лишь у половины больных был менее 3 мес.
У многих он составил 6 мес, а у 28% больных время постановки диагноза злокачественной опухоли превысило полугодие.
Такая большая продолжительность диагностического процесса является следствием врачебных ошибок. В 45% наблюдений сначала был установлен ошибочный диагноз доброкачественного заболевания и от 3 до 12 мес продолжалось лечение, не соответствующее истинному характеру болезни. Только у трети больных специальное лечение было начато в первые 3 мес от появления первых симптомов.
Следовательно, уменьшение числа врачебных ошибок при диагностике злокачественных новообразований многих локализаций — вполне реальный резерв снижения запущенности случаев рака и улучшения результатов лечения.
При правильной постановке дела в лечебном учреждении процент диагностических ошибок, т. е. число расхождений между клиническим и патологоанатомическим диагнозом, несомненно, будет приближаться к минимуму.
Надеяться на полную ликвидацию диагностических ошибок нельзя потому, что врачам неизбежно приходится изредка встречаться со стертыми формами клинических проявлений опухолевого процесса ряда локализаций, очень редко встречающимися вариантами злокачественных новообразований и, наконец, с такими нозологическими единицами, которые описаны совсем недавно и их клиническая картина пока еще почти неизвестна многим врачам (например, ангиофолликулярные лимфомы). Известное количество приблизительных диагнозов, а, следовательно, частичных диагностических ошибок вообще неизбежно.
Однако основная масса неверных диагнозов приходится не на редкие, а на часто встречающиеся заболевания.
И. В. Давыдовский (1941) делит причины диагностических ошибок на субъективные и объективные. Среди объективных причин он упоминает несовершенство практических и теоретических знаний, излишнюю специализацию, трудности исследования. Субъективными причинами И. В. Давыдовский называет неполноценное обследование, недостаток профессиональных знаний врача, легкость и неосторожность суждений.