Принцип «не навреди»
Рубрика: СтоматологияПо мнению Б.Г. Юдина, которому принадлежит наиболее точная, па наш взгляд, интерпретация этих принципов, первый из них может быть правильно понят только после выяснения смысла понятия «вред». Он предлагает рассматривать понятие вреда с позиций врача в четырех смыслах: а) вред, вызванный бездействием (неоказание помощи); б) вред, вызванный небрежностью или злым умыслом; в) вред, вызванный неквалифицированными (или необдуманными) действиями; г) вред, вызванный необходимыми в данной ситуации действиями*.
В первом случае можно говорить, например, о несвоевременном оказании помощи.
В травматологическое отделение поступил подросток, пострадавший в результате дорожно-транспортного происшествия (катаясь на велосипеде, был сбит автомашиной). Дежурному врачу до смены оставалось некоторое время, и он принял решение, не оказывая помощи, «передать» пациента меняющему его врачу. Пришедшему на дежурство врачу потребовалось время на подготовку к выполнению лечебных мероприятии. В результате несвоевременно оказанной помощи ребенок скончался. Гон опой случайность оказался тот факт, что подросток был сыном врача, который не оказал помощи пострадавшему и даже не подошел к нему.
Как оценить с позиции биоэтики поступок врача? Какое наказание должен понести врач? Или можно его считать уже наказанным?
Очевидно, что здесь имеется: а) факт неоказания помощи нуждающемуся в ней, что подлежит уже не этическому, а правовому регулированию; и 6) если больной поступил, когда рабочее время врача уже закончилось, факт неоказания помощи является предметом этической оценки, нарушен принцип не нанесения вреда, но также нарушен принцип справедливости. Если бы речь меш о постороннем пациенте, родители ребенка могли бы обратиться в комитет по этике, который рекомендовал бы, как нам представляется, отстранение данного врача от работы. Но поскольку один из родителей — тот самый врач, то этический комитет может заняться этим вопросом по собственной инициативе. В любом случае, этическая оценка будет дана, несмотря на го, что, как уже указывалось, гибель ребенка — самое страшное наказание для этого человека. По здесь существует еще один аспект оценка данного случая должна быть публичной, чтобы исключить возможность повторения подобных инцидентов с другими врачами.
Примером вреда, вызванного бездействием, может быть случай из стоматологической практики.
На приеме у врача-ортопеда пациент во время примерки мостовидного протеза случайно проглотил его. Вместо того, чтобы предпринять действия, а именно проведение рентгенологического исследования органов грудной и брюшной полости, врач отпустил пациента домой, порекомендовав ему придти через определенное время. Пациент в назначенное время па прием не явился, так как был госпитализирован в стационар с бронхо-легочной патологией, где и скончался. Во время паталогоанагномического исследования в бронхах был обнаружен мостовидный протез, который и явился причиной очага воспаления, которое привело (в результате несвоевременного обращения) к летальному исходу.
Нарушены ли юридические нормы обслуживания пациента в данном случае. Нет, потому что врач-ортопед не имеет права рекомендовать лечебные процедуры, которые находятся вне сферы его профессиональной компетенции, он не хирург и не терапевт. Следовательно, правовой ответственности за сделанную рекомендацию не несет. Но, с другой стороны, он мог предположить пессимистическое развитие ситуации и посоветовать больному обратиться к врачу-терапевту или врачу-хирургу, что сделано не было. Но это уже в сфере этической ответственности. Поэтому можно рассматривать клинические случаи, когда врачи одного профиля, выполнив объем своих мероприятий, не направляют на консультацию и лечение к другому специалисту как небрежность или злой умысел.
Например, удалив молочный зуб у ребенка, но медицинским показаниям задолго до физиологической смены, врач-хирург обязан направить пациента на консультацию к врачу-ортодонту для решения вопроса о протезировании дефекта зубного ряда, о чем сделать запись в амбулаторной карте. Несоблюдение этих предписаний можно рассматривать как вред, так как у ребенка уже через месяц после удаления начнет формироваться деформация зубного ряда в области дефекта, что в дальнейшем потребует проведения сложных лечебно-профилактических мероприятий.
Об оказании помощи, которая приносит вред пациенту, так как оказывается врачом не но профилю его специальности можно продемонстрировать па клинических примерах.
Ребенок 12 лет, во время игры в хоккей получил травму челюстно-лицевой области, в результате которой произошел полный вывих двух резцов верхней челюсти. Обратились к дежурному врачу поликлиники по месту жительства, так как в специализированной стоматологической поликлинике, был выходной день. Врач обработал рану, наложил шов па верхнюю губу. Зубы, которые пациент принес с собой… выбросил вместе с мусором.
Подобные действия врача рассматриваются как неквалифицированные, так как зубы в данном случае можно было реплантировать, либо направить к специалисту, который мог бы оказать квалифицированную помощь, даже через некоторое время.
Другим примером является случай обращения в клинику девочки 13 лет с посттравматическим дефектом в области рeзцов верхней челюсти. Отмечалась деформация зубного ряда нижней челюсти, а именно произошло зубоальвеолярное выдвижение в сторону дефекта нижних резцов, которые травмировали слоистую оболочку твердого неба и альвеолярного отростка верхней челюсти. Из анамнеза установлено, что в 9-ти летнем возрасте девочка получила травму, катаясь на качелях. Обратились к врачу — стоматологу, который порекомендовал изготовить протез… после 18 летнего возраста!
Подобные действия можно квалифицировать как необдуманные или объяснить некомпетентностью врача, так как это привело к деформации зубных дуг и прикуса и отразилось на функциональном состоянии челюстно-лицевой области. Какую ответственность в данном случае несет врач? Вряд ли суд, если родители девочки обратятся туда, примет решение в их пользу, поскольку нет прецедента тяжелых последствий врачебного вмешательства для здоровья. Здесь речь идет о комфортности и эстетике, что могло быть принципиально важно для пациента, но не обсуждается. Следовательно, речь может идти об этической ответственности врача. Какой она будет — зависит от позиции этического комитета, мнения родителей и самой пациентки.
Примером вреда, вызванного небрежностью, может быть недобросовестное отношение к стерилизации инструментария, что нередко приводит к инфицированию пациента. Сюда же можно (И мести случаи неумышленного вреда, которые не связаны напрямую со стоматологической помощью, но когда вред причинен именно в кабинете врача.
На консультативном приеме врачом-стоматологом в присутствии обоих родителей было высказано предположение, что у ребенка патология носит наследственный характер. Клинически данная патология у родителей не отмечена, что вызвало у отца некоторое недоумение.
Дестабилизация семейных отношений в данном случае может рассматриваться как вред, но вред этот неумышленный, случайный, и вряд ли врачу можно предъявить здесь претензии — в своей профессиональной деятельности он никаких принципов не нарушил. Но, с другой стороны, отношение к нему, как невольному виновнику семейного конфликта, изменилось, что не может не нанести урон его практике.
В случае нанесения вреда, который неизбежен, можно смело утверждать, что стоматолог всегда вынужден причинять вред пациенту, хотя бы потому, что любое вмешательство в организм это психологическая травма. Данное утверждение основывается на общем принципе этики — добро всегда есть зло. То, что хорошо для одного человека (органа, части тела), плохо для другого. Поэтому в медицине вообще принято всегда действовать но принципу не наибольшей пользы, а наименьшего зла.
Так, например, изготовление мостовидных несъемных протезов сопровождается одонтопрепарированием. Снятие слоя твердых тканей зуба можно рассматривать как зло, но которое необходимо для восстановления целостности зубного ряда.
Другим примером является удаление здоровых зубов по ортодоптическим показаниям. Удалив несколько зубов, создается место в зубном ряду для размещения аномально расположенных. Таким образом, рекомендуется жертвовать чем-то малым (одним или несколькими зубами), во благо нормализации эстетических и функциональных норм челюстно-лицевой области.
С точки зрения пациента разновидностей вреда может быть гораздо больше, чем с точки зрения врача. Дело в том, что каждый человек имеет сугубо индивидуальные ресурсы — психические, физиологические, моральные, материальные, интеллектуальные и т.д. Парадокс здесь состоит в том, что больной может быть не заинтересован в конфиденциальности информации о своей болезни, которую обязан соблюдать врач. Пациент также может иметь отличные от врача представления об эстетической стороне лечения. Известен случай, когда пациентка обратилась к врачу-ортопеду с жалобой на то, что выполненный им протез настолько хорошо имитирует естественные зубы, что «никто не верит, что я была у стоматолога».
Поэтому принцип не нанесения вреда тесно связан с принципом «делай добро».