Ценности биоэтики
Рубрика: СтоматологияМы уже говорили о том, что антропологический кризис являлся первоначально предметом аксиологической рефлексии. Ценностное восприятие происходивших перемен фиксировалось как опасения за жизнь. Л поскольку жизнь занимает всегда главное место в иерархии ценностей, то отношение к ней определяет в той или иной степени все иные человеческие отношения. При этом из всех многочисленных трактовок понятия «жизнь» для человека в первую очередь актуализируется его нравственный смысл. Но если в естественнонаучном и философском определениях жизни нет существенных противоречий, то нравственная ценность жизни понимается по-разному.
Во-первых, можно приписывать одинаковую ценность жизни отдельного индивида, жизни вида и жизни вообще, во всех ее проявлениях. Такой подход можно считать нравственной максимой поведения. В реальной жизни его пытаются реализовать в различных экологических движениях.
Во-вторых, можно придавать разную ценность разным ({юр- мам жизни. Здесь обычно существует следующая зависимость: важнейшей признается жизнь в целом (самосохранение и самовоспроизводство всех живых форм на Земле); далее следует жизнь человека как живого вида, на последнем месте по значимости оказывается жизнь отдельного индивида. Такой подход обусловлен объективной необходимостью — ведь человеческий вид существует благодаря тому, что люди рождаются и умирают.
Человек вообще осознает ценность жизни только через по?ш- тие смерти. В принципе, оно должно обладать той же ценностью, что и понятие «жизнь» ведь одно без другого не существует. Почему же смерть по шкале «добро — зло» находится в прямой противоположности жизни? Очевидно, потому, что до сих пор люди умирают гораздо раньше, чем исчерпали свои биологические ресурсы. Естественно, они воспринимают смерть как зло.
Но тогда напрашивается вывод, что нравственным идеалом в данном случае является бессмертие. На самом деле бессмертие не может считаться нравственным идеалом, потому что оно отрицает видовую ценность жизни. Вид существует только потому, что отдельные индивиды умирают.
Но умирать — страшно. Еще страшней, когда умирает близкий человек. Нравственный выход из этой ситуации пыталась найти религия. В религиозной этике (независимо от конфессии) существует постулат о жизни земной как подготовке к жизни вечной, к жизни души, обычно именуемой загробной. Психологическое обоснование этой теории очевидно примирить человека с мыслью о неизбежности смерти, утешить сто. Здесь меняется и само понятие смерти, оно оказывается применимо лишь к телу, но не к духовной сущности человека. Поскольку ни доказать, ни опровергнуть концепцию загробной жизни не представляется возможным, в нее можно только верить или не верить. В соответствии с одним из основных принципов общечеловеческой морали — принципом свободы совести, позволим решать этот вопрос каждому, как он считает нужным.
Следует отметить только, что исходя из концепции загробной жизни, объективная ценность индивидуального бытия понижается. Поэтому в религиозной морали существует целая система принципов, особо оговаривающих ценность «жизни тела», если можно так сказать. Так, например, согласно этим принципам убийство, равно как и самоубийство, являются грехом. Более того, в современных религиозных концепциях эвтаназия рассматривается как разновидность убийства, что позволяет совместить теологическую и светскую трактовку биоэтики. Деторождение поощряется, а отсутствие детей расценивается как наказание Божье и т.д.
Но с какой бы стороны мы не подошли к рассмотрению вопроса о ценности жизни, о жизни и смерти, мы неизменно оказываемся в поле действия принципов биоэтики, поскольку биоэтика — это паука о нравственном поведении в отношении одной ценности — жизни.
Здесь уместно сослаться на Yainan Ors (1992), который в своей работе «Defining bioethics» проанализировал пять основных подходов, которые характерны для современной трактовки биоэтики:
— биоэтика означает поле исследовательской и профессиональной деятельности по изучению ценностных проблем, вырастающих из современного научно-технического развития в медицине. при этом биоэтика связана с тем, что мы называем биомедициной, пришедшей на смену медицине;
— биоэтика — это «поле, в котором эффект и практическая польза в науках о жизни изучаются с точки зрения этических рисков и их влияния на общество»‘;
третий подход представляет биоэтику как область регулирования не только экспериментов на животных, как было раньше, но любых научных и технических предприятий (таких как исследования в психологии, например);
— регламентируя отношения в медицине, науке и технологии, биоэтика превращается в моральный регулятор всего живого, биосферы в целом (Y. Ors критикует такой подход, поскольку в его понимании биоэтика и экологическая этика различаются. Мы придерживаемся другой точки зрения);
— в последнем смысле биоэтика понимается как раздел профессиональной этики в области медицины, науки, юриспруденции, журналистики и т.н.
Как видим, большинство подходов связывают биоэтику преимущественно с медициной. Более того, первоначальное ноттеровское определение подвергается ревизии и берется лишь прагматическое его суждение о границах биоэтической активности.
Мы уже указывали, что существуют различные подходы к определению ценности жизни. Соответственно, существуют и моральные требования, отражающие различное отношение к ней. Так, христианская биоэтика достаточно сильно отличается от сциентистской концепции. Многие теории, выступавшие раньше как самостоятельные, стали включаться целиком и частично в биоэтику, не теряя своей самостоятельности. К ним относится, прежде всего, медицинская этика.
В последнее время наметилась тенденция редукции биоэтики к медицинской этике. Это не удивительно, поскольку последняя имеет историю с догиппократовских времен, а первая, как ответ на антропологический кризис, родилась вместе с ним. Мы полагаем, что медицинская этика является такой же составной частью биоэтики, как, например, этика экологическая. По, в отличие от экологической этики, медицинская отличается жесткой деонгологической составляющей.
На наш взгляд, в отличие от биоцентристов, смешение понятий «биоэтика» и «медицинская этика» легко преодолевается путем категориального анализа. Центральная ценность первой — жизнь вообще (с признанием ее абсолютной ценности), а центральное понятие второй — индивидуальная жизнь. Более того, в медицинской этике есть еще одна ценность, соразмерная с жизнью — это здоровье. Вопрос о том, нравственно ли сохранять жизнь, не сохраняя здоровья, является для биоэтики частным, а для медицинской — одним из главных. Субъект нравственности в медицине — медицинский работник, субъект нравственности в биоэтике — каждый человек.
В связи с этим в медицинской этике обсуждается вопрос об ответственности врача за здоровье пациента, а в биоэтике — вопрос об ответственности каждого человека за свое здоровье и здоровье других людей. В медицинской этике, по сути дела, отсутствуют нормы, касающиеся взаимоотношения человека и окружающей среды (экологическая мораль), хотя от них зависит наше здоровый в большей степени, чем от наследственности. Л биоэтика включает экологические нормативы как обязательные. Таким образом, можно сказать, что медицинская этика является составной частью биоэтики, конкретизируя ее принципы. С другой стороны, в контексте биоэтики медицинская мораль обогащается новыми подходами, более глубоким пониманием острых проблем.
Однако, понять сущность современной биоэтики легче всего именно в контексте медицины, поскольку здесь и жизнь, и смерть приобретают вполне конкретные формы и, следовательно, теорегические позиции могут получать непосредственное эмпирическое подтверждение или опровержение. Да и сами центральные вопросы биоэтики непосредственно относятся к жизни и здоровью. прежде всего, отдельного человеческого индивида.
Первый вопрос формулируется в биоэтике, примерно, одинаково всеми ее представителями, независимо от того, биоцентристской или антропоцентристской позиции придерживается исследователь. Это вопрос о том, кто песет нравственную ответственность за жизнь и здоровье человека? Ответ на него зависит от того, в какой системе ценностей рассматривается жизнь, вернее, па каком уровне ценностной иерархии. В системе «человек общество» нравственную ответственность за жизнь и здоровье человека, очевидно, несет государство (что не мешает ему порой отправлять граждан на смерть ради жизни). Оно должно обеспечить возможность выживания каждого человека и условия сохранения его здоровья. В какой-то степени эти функции выполняют все социальные институты: и производство, и правоохранительные органы, и экономические структуры. Но специально созданный только с этой целью социальный институт в государстве один — система здравоохранения.
В системе «человек — социальная группа» ответственность за здоровье и жизнь человека, очевидно, лежит на членах группы (в большей степени — на лидере). Показательна в этом смысле такая группа как семья. Менее очевидна эта ответственность в тех группах, которые именуются трудовыми коллективами. Стрессы на работе вещь настолько обычная, что может вызвать только удивление, если мы вдруг начнем предъявлять моральные претензии к коллегам и начальству пострадавшего.
В системе «человек — человек», уникальной в плане нашего рассмотрения, существует феномен взаимной ответственности каждого за каждого. Но если в обычных межличностных отношениях этот факт остается неосознанным до тех пор, пока что-то не случается, то совсем другая картина, если один из вступающих во взаимодействие людей — врач. Иго чисто человеческая ответственность за жизнь и здоровье партнера усиливается профессиональным долгом, обязанностями, возложенными на него обществом. Поэтому-то и создастся впечатление, что единственные люди, которые несут нравственную ответственность за жизнь и здоровы других это медицинские работники. В этом контексте вполне понятна попытка свести всю биоэтику исключительно к медицинской этике.
Второй вопрос — кто песет ответственность за жизнь и здоровье человека, кроме тех, с кем он вступает во взаимодействие? Ответ прост — сам человек.
Но эта простота оказывается недоступной для морального сознания многих. Забота о собственном здоровье и инстинкт самосохранения — это одно, а ответственность перед другими за свою жизнь и здоровье — это другое. Это та норма морали, которая до сих пор не приобрела императивного характера. Иждивенческая позиция в вопросе о собственном здоровье приводит, фактически, к новым болезням. И в этом смысле проблема ответственности каждого человека за свою жизнь и здоровье является одной из центральных в биоэтике.
Для медицинских работников позиция пациента в отношении его здоровья не является безразличной, более того она принципиально важна для всего хода лечения. Поэтому сами принципы медицинской этики даже при строгом соблюдении еще не дают гарантию того, что нравственность будет способствовать успеху лечения. Поскольку все люди, в той или иной степени, могут рассматриваться как потребители медицинских услуг, интересно посмотреть, каковы же моральные требования к позиции пациента с точки зрения биоэтики?
Принцип 1. Ответственность перед прошлым (сохранение генофонда, переданного родителями).
Принцип 2. Ответственность перед будущим (обеспечение здорового потомства — передача генофонда детям).
Принцип 3. Ответственность перед настоящим (обеспечение сохранности биофункций для участия в создании культуры).
Принцип 4. Право на достойную жизнь.
Принцип 5. Право на охрану здоровья.
Принцип 6. Право на естественную смерть. (Этот принцип чрезвычайно сложен с точки зрения реализации и вызывает много споров, вряд ли здесь есть общезначимые решения).
Каждый из этих принципов может быть конкретизирован в соответствии с конкретными ситуациями. Например, ответственность за свое здоровье — это, одновременно, выполнение нравственного долга перед родителями и всеми предыдущими поколениями предков, которые сохранили и передали генетическую информацию. Таким образом, ответственность человека за вое личное здоровье приобретает смысл ответственности Homo sapience.
Второй принцип совершенно ясен, поскольку сохранить вид это не просто беречь те жизненные силы, которые достались тебе, но и передать уникальную генетическую информацию дальше. К сожалению, у нас не предусмотрена юридическая ответственность родителей, давших неполноценное потомство, но их нравственная вина очевидна в тех случаях, когда появление шкот потомства можно было предупредить.
Третий принцип связан с тем, что культура есть способ сохранения биологической природы человека. И если безответственное отношение к своему здоровью не позволяет человеку выполнять свои функции по созданию культуры, это объективно сказывается на благополучии других людей. Следовательно, налицо нарушение нравственных взаимоотношений между людьми.
С другой стороны, согласно принципа обмена деятельностью Хоманса, человек, выполняя свои обязательства перед окружающими, вправе требовать от них того же. Право на достойную жизнь реализуется по-разному в разных обществах и временах, главное здесь — уважение к личности.
Право на охрану здоровья можно понимать по-разному в условиях государственной и страховой медицины и т.д. Следует от метить, что данные принципы распространяются и на медицинских работников как пациентов.
Все сказанное свидетельствует о том. что данные принципы распространяются на каждого человека и совсем не обязательно называть его врачом или пациентом. Он просто человек и, согласно биоэтике, должен жить в соответствии с указанными принципами. Медицина, безусловно, сыграла решающую роль в их формулировке, но ограничивать далее их применение только этой сферой просто невозможно.
Что же касается нравственной позиции врача, то она, в целом, до сих пор исчерпывалась принципами медицинской морали: — не вреди;
— принцип сберегательного лечения (сравнить — принцип наименьшего зла);
- принцип бережного отношения к больному; принцип сохранения врачебной тайны; принцип дифференцированного подхода к сообщению диагноза (сравнить с принципом информированного согласия);
— принцип исключения ятрогений.
Это основные принципы, которые конкретизируются и дополняются в зависимости от ситуаций, типичных в тех или иных условиях. Однако, сейчас уже ощущается недостаточность улятивной функции данных принципов, поэтому, на наш взгляд, целесообразно руководствоваться общими принципами биоэтики:
— принципом «не навреди»;
— принципом «делай добро»;
— принципом уважения автономии пациента;
— принципом справедливости.
Абстрактная формулировка этих принципов, практически, не может помочь в организации стоматологической практики, тем более, что все они в конкретной деятельности приобретают ярко выраженную персонифицированную окраску. Следует также четко различать, в каких случаях несоблюдение этих принципов влечет за собой юридическую, а в каких — этическую ответственность. Поэтому мы используем для их рассмотрения традиционный в биоэтике метод «пример — комментарий».
Бесплатная консультация зубного на Киевской, клиника возле жк Доминион и Шуваловский