МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Гигиенические навыки детей раннего и дошкольного возраста

Рубрика: Детские болезни

Все навыки, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста, можно объединить в две большие группы:

1. Навыки личной гигиены — любить чистоту; следить за опрят­ностью своей одежды, обуви; пользоваться только индивидуальны­ми предметами туалета; не есть из чужой тарелки, есть, только пред­варительно вымыв руки; ежедневно заниматься утренней гимнасти­кой; выполнять закаливающие процедуры; правильно ухаживать за зубами и полостью рта; уметь пользоваться туалетной бумагой и др.

2. Навыки культурного поведения — не кричать, а вежливо по­просить то, что нужно; поблагодарить взрослого (сверстника) за удовлетворение просьбы {желания}; не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальне при раз­девании; входя в помещение с улицы, вытирать ноги; класть на ме­сто игрушки, книжки после действий этими предметами; здоровать­ся и прощаться, уступать место старшим, а мальчики должны усту­пать место девочкам; проявлять заботу о младших и др.

При правильном гигиеническом воспитании ребенок к концу первого года жизни должен уметь пить из чашки, удерживая ее самостоятельно, есть корочку хлеба, выполнять активные действия и движения по просьбе взрослого при умывании, раздевании, кормлении (дай руку, дай ногу, поверни голову, открой рот)/ У ребенка посте­пенно закрепляется навык чистоты. Он положительно относится к общим гигиеническим ваннам, причесыванию, стрижке ногтей, поль­зованию при необходимости горшком.

К 1 году 6 месяцам ребенок ест самостоятельно ложкой, по­нимает речь взрослого, связанную с процессами еды, туалета, и вы­полняет по его просьбе доступные действия, связанные с этими про­цессами, просится на горшок.

К 2 годам он ест самостоятельно все виды пищи, знает свое место за столом, самостоятельно садится за стол и выходит из-за стола после еды, пользуется салфеткой, отрицательно относится к неопрятному виду своей одежды, садится за стол с чистыми руками, правильно сидит за столом, раздевается и одевается при помощи взрослого, знает свой шкаф для одежды, вешалку для полотенца, спокойно относится к процессам умывания, закаливания, контроли­рует физиологические отправления. В этом возрасте ребенка надо учить выслушивать требования взрослого и выполнять их (прине­си книгу, отнеси игрушку на место и др.).

К 3 годам эти навыки закрепляются и расширяются. Ребенок почти самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, ест само­стоятельно, не обливается, пользуется салфеткой во время еды, устраняет непорядок в одежде, почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может пользоваться носовым платком, выполняет простейшие поручения, говорит «спа­сибо», здоровается.

Напомним, что с самого раннего возраста до 3 лет надо приучать ре­бенка есть только вымытые фрукты и овощи, никогда не поднимать с полу и не есть поднятую пищу, сохранять порядок в комнате, вытирать ноги у вхо­да в помещение, принимать участие в уборке квартиры, для этого иметь дет­ское оборудование — веник, тряпочку для мытья игрушек, лейку для полив­ки цветов и т, п.

Таблица 8. Культурно-гигиенические навыки детей раннего и дошкольного возраста

Возраст ребенка Культурно-гигиенические навыки
4 мес Во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку
6 мес. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами
8 мес. Ест корочку хлеба, которую держит в руке. Пьет из чашки, предлагаемой взрослым
9 мес. Хорошо пьет из чашки. Формируется навык опрят­ности (спокойно относится к пользованию горшком)
12 мес. Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и ставит на стол)
1 год. 3 мес. Самостоятельно ест густую пищу ложкой
1 год 4 мес— 1 год 6 мес. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. Обра­щает внимание на грязное лицо, руки
1 год 7 мес— 1 год 9 мес. Частично раздевается с небольшой помощью взрослого
1 год 10 мес.—2 года Частично надевает одежду. Контролирует физио­логические отправления. Пользуется носовым плат­ком. При укладывании спать складывает свою одежду
2 года —2 года 6 мес. Ест аккуратно. Полностью одевается (без засте­гивания пуговиц и завязывания шнурков)
2 года 6 мес.— 3 года Самостоятельно одевается и раздевается. Без напоминания моет руки перед едой, пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды. Убирает игрушки на место. Полощет рот по предложению взрослого
3 года 1 мес— 4 года Ест аккуратно. Чистит зубы и полощет рот. Аккуратно моется и насухо вытирает руки и лицо. Хорошо одевается и раздевается. Вытирает ноги перед входом в помещение. Выполняет отдельные хозяйственные поручения взрослых, собирает ово­щи, ягоды
4 года 1 мес— 5 лет Большая самостоятельность и тщательность в самообслуживании. Закрепление навыков культур­ного поведения: здороваются, прощаются, благо­дарят, оказывают услугу взрослому.  Расширяются трудовые навыки; поддерживают порядок в помещении, моют игрушки, дежурт по столовой, поливают грядки
5 лет 1 мес.— 6 лет Расширение и закрепление навыков культурного поведения: вежливо обращаются с просьбой, усту­пают дорогу маленьким и старым, сдержанны в общественных местах. Совершенствуются гигиени­ческие навыки: правильно пользуются столовым прибором, соблюдают правильную осанку за столом, следят за чистотой тела и опрятностью одежды, приводят в порядок волосы, совершенствуются трудовые навыки
6 лет 1 мес.—7 лет Совершенствуются навыки личной гигиены и культурного поведения, которые становятся привыч­кой

К 4 годам круг навыков и умений по сравнению с предшествующим годом расширяется незначительно, но ранее приобретенные умения и навыки становятся более совершенными. Ребенок аккуратно ест, хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, не крошит, не роняет пищу, без напоминания пользуется салфеткой; выходя из-за стола после еды, говорит «спасибо»; умеет хорошо пользоваться мылом, насухо вытираться полотенцем, правильно чистит зубы, полощет рот; сам хорошо одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду.

В этом возрасте ребенок начинает активнее участвовать в хозяйственно-бытовом труде по поддержанию чистоты и порядка в помещении (комнаты, группы), на участке, по уборке игрушек, строительного материала, по содержанию в порядке детских книг, находящихся в группе; бережно обращается с игрушками. Выполняет поручения взрослых: поливает комнатные цветы, кормит рыб, помо­гает маме, бабушке нести сумку (хорошо иметь для ребенка ма­ленькую сумочку, куда положить пакет молока или булку).

К 5 годам дети становятся более самостоятельными в самообслуживании. Они в большинстве своем опрятны, тщательно моют руки по мере загрязнения, пользуются без напоминания расческой, носовым платком, при кашле, чихании отворачиваются, закрывают рот платком. В этом возрасте совершенствуются навыки культурного поведения: дети здороваются, прощаются, обращаются ко взрослым по имени и отчеству, помогают друг другу, взрослым, ма­леньким. Расширяются и закрепляются трудовые навыки; дежурят по столовой, подготавливают места для занятий, могут со взрослы­ми работать на участке — сгребать листья, поливать цветы.

В 6—7 лет, помимо владения навыками личной гигиены, дети пришивают пуговицу к своей одежде, следят за порядком в своем уголке, убирают постель, следят за порядком в помещении и др.

Формирующиеся в этом возрасте навыки культурного поведения помогают детям подготовиться к поступлению в школу. В 6—7 лет они первыми здороваются со взрослыми, вежливо обращаются к пожилым и маленьким, а мальчики к девочкам, благодарят за по­мощь товарища, родителей,, воспитателей, уступают место младше­му и престарелым, делают сами все, что можно, не требуя помощи взрослых.

Надо знать, что к 5—7 годам ребенок постепенно начинает приоб­ретать умение владеть своими чувствами, желаниями. Воспитание гигиенических навыков и привычек требует от детей волевых уси­лий — преодоления страха перед прохладной водой, нежелания ра­но вставать утром, перейти от интересного для него занятия к дру­гому, менее любимому и т. д.

Напомним, что одной из важнейших предпосылок успеха гигиениче­ского воспитания детей до 7 лет является соблюдение всех элементов ре­жима, в том числе утренней гимнастики, физкультурных занятий, закали­вания. О физиологическом значении и действии их было сказано на пер­вых страницах книги.


« Как научить ребенка правильно ухаживать за зубами! С какого возраста формировать этот навык? ||| Гигиенические основы воспитания детей »



Comments are closed.