МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ГЛУХОТУ

Рубрика: Детские болезни

Профилактику глухоты и тугоухости нужно начинать задолго до рождения ребенка. Будущие родители не должны быть кров­ными родственниками, так как в этих случаях довольно часто рождаются глухие дети. Злоупотребление алкоголем также может стать причиной рождения неполноценного ребенка. К врожден­ным нарушениям слуха относятся пороки развития уха, наруж­ного слухового прохода, недоразвитие уха.

Некоторые заболевания женщины в начале беременности опасны, так как могут привести к недоразвитию уха плода. Осо­бенно чувствительно ухо плода к отрицательным воздействиям з первые 3 месяца беременности. Однако и в более поздние пе­риоды беременности их опасность достаточно велика. Причинами нарушения слуха могут быть преждевременные и затяжные роды, различные травмы, удушье плода. Применение некоторых ле­карств в период беременности также может привести к пораже­нию органа слуха у плода, следствием чего является врожденная глухота.

У новорожденного слух понижен, поскольку ухо его заполнено миксоидной тканью — желеобразной массой, Но по мере ее рас­сасывания ребенок начинает слышать лучше. Такие простудные заболевания, как насморк, затягивают процесс рассасывания этой ткани, проникновение воздуха через слуховую трубу в ухо при этом будет задерживаться, и может развиться тугоухость. Вот почему чрезвычайно важно предупреждать переохлаждение, которому новорожденный очень подвержен.

Причинами глухоты ребенка могут быть перенесенные детские вирусные инфекции (в частности, корь), врожденные и приобре­тенные аномалии развития уха, поражения слухового нерва. Среди причин тугоухости в детском возрасте одно из ведущих мест принадлежит хроническому гнойному среднему отиту. Фо­ком для развития тугоухости являются особенности строения уха, перенесенные заболевания и, возможно, аллергическая пред­расположенность. Имеет значение также питание. Среди болез­ней, предшествующих развитию тугоухости, можно выделить ост­рый средний отит, острые респираторные заболевания, обостре­ние хронического синуита, гайморита. Причиной развития туго­ухости могут быть и аденоиды.

Родители, самостоятельно лечащие своих детей с помощью лекарств, часто даже не подозревают об их вредном влиянии на орган слуха. Наблюдения показывают, что чем меньше возраст больного ребенка, получившего лекарства, тем более выражен­ным и стойким может быть изменение слуха. Отрицательное действие различных лекарств проявляется особенно резко, если имеются отягощающие факторы: недоношенность, родовая трав­ма, инфекционные заболевания, болезни почек, печени.

С профилактической точки зрения важно знать, что резкий звук способен вызвать боль, головокружение и даже временную потерю слуха. Вредно сказывается на слухе и сильное сжимание чепцом головки ребенка (сдавливание ушных раковин и слухо­вого прохода). Несвоевременное удаление инородных тел из уха, неправильное сморкание, систематическое самостоятельное уда­ление серы, затрудненное носовое дыхание, различные травмы также являются частыми причинами тугоухости.

Приобретенная глухота нередко обусловлена инфекционными заболеваниями (эпидемическим паротитом, гриппом, эпидеми­ческим цереброспинальным менингитом, скарлатиной), черепно­мозговой травмой. При паротите (свинка) поражение слухового нерва сопровождается тугоухостью с последующим развитием глухоты. Слух при этом не восстанавливается, но остановить дальнейшее его ухудшение можно. При скарлатине воспалитель­ный процесс из горла и слуховой трубы легко распространяется на среднее ухо и может вызвать значительные, часто необрати­мые изменения. В этих случаях отмечаются рвота, головокруже­ние, понижение слуха.

Следует отметить, что дети дошкольного возраста, как прави­ло, не жалуются сами на понижение слуха, особенно если оно одностороннее, а проявляют это другим способом — они не отзы­ваются на обращение, часто переспрашивают при разговоре, са­дятся ближе к источнику звука, например к телевизору. И только при целенаправленном осмотре и обследовании их в медицинском учреждении выявляется понижение слуха. Если тугоухость не выявлена в ранней стадии развития, эффективность лечения на­много снижается.

Родители с помощью простейших методов обследования мо­гут рано заметить нарушение слуха у ребенка. Реакцию на звук у новорожденного можно определить по безусловным рефлексам, возникающим без предварительной выработки. К безусловным рефлексам при внезапном сильном звуке относится смыкание век, расширение зрачка. Ранним рефлексом на слуховой раздра­житель является двигательное возбуждение.

При обследовании слуха надо находиться вне поля зрения ребенка. Необходимы звучащие игрушки низких и высоких тонов. Барабан и гармошка передают совокупность низких тонов до­вольно большой силы, пищалки — высокие тона. Реакция на звук у ребенка может быть разнообразной: расширение зрачков, прекращение сосания, затихание при плаче. В случае, если реак­ции ча звук отсутствуют, следует обратиться к врачу.

К шести месяцам становится выраженным рефлекс локали­зации звука — поворот головы в направлении его источника. В медицинских учреждениях слух исследуют в специальной кро­ватке, где автоматически записываются четыре параметра (раз­личные реакции ребенка на звук): поворот головы, вздрагива­ние, общая двигательная активность и дыхание в ответ на по­вторяемые звуковые стимулы.

Приводим одну из методик исследования слуха у детей ранн’е- го возраста с помощью различных по интенсивности звуков.

Ребенок находится на коленях матери, а по обеим сторонам на расстоянии 0,5 м размещены источники звука. Исследующий располагается лицом к ребенку и наблюдает за его реакций на звуки, источниками которых служат трещотки высокой и низкой частоты, чашка и ложка (ложкой помешивают в чашке), папи­росная бумага (ею просто шелестят) и негромкая речь.

Детей с тугоухостью готовят к обучению в специальных школах для глухих (глухонемых), где учат чтению с губ. В такие школы направляются дети со стойкой тугоухостью, способные слышать речь на расстоянии 2 м, а шепот — 0,5 м. При незначи­тельном понижении слуха дети могут обучаться в обычной школе. Однако для них нужно создавать специальные условия — предо­ставлять первые парты, использовать индивидуальные звукоуси­ливающие аппараты. Важнейшим условием для успешных занятий в обычной школе является полная сохранность у ребенка речи.

Основными методами в профилактике и лечении’ глухоты и ту­гоухости являются рациональное питание, закаливание организма, правильное носовое дыхание, ликвидация очагов инфекции, лече­ние сопутствующих заболеваний, удаление аденоидов, полипов, исправление носовой перегородки.

Если имеется тугоухость, необходимо слухопротезирование, с тем чтобы не допустить развития глухоты. В настоящее время широко применяются операции при различных заболеваниях уха, врожденных уродствах, направленные на улучшение слуха. Такие операции проводят и детям дошкольного возраста. Надо свое­временно соглашаться на хирургическое лечение, потому что со временем, если в процесс вовлекается слуховой нерв, операция становится безуспешной.

Электрические звукоусиливающие приборы — слуховые ап­параты — различны. Их назначают путем индивидуального под­бора после предварительного исследования слуха. Такими аппаратами могут пользоваться дети при речевом общении в быту. В дальнейшем аппарат будет использован при обучении в шко­ле. В настоящее время создаются специальные лаборатории, подбирающие слуховые аппараты детям с различными формами глухоты и тугоухости.

В связи со сказанным трудно переоценить значение регулярных профилактических осмотров детей, поступающих в первый класс, плановые медицинские обследования.

Осмотры оториноларинголога проводятся с целью выявления ранних форм тугоухости.

Важность выявления глухоты у детей раннего возраста очевидна: если лечение не начинается до 7 лет, то почти невозможно использовать остаточный слух в последую­щем обучении и образовании. Как только у ребенка будет обнаружен дефект слуха, необходимо обратиться к Брачу для принятия мер, особенно, если малыш еще не научился говорить. Невыполнение этих условий, откладывание на лотом ничем не может быть компенсировано: ни звуко­усиливающей аппаратурой, ни слуховой интенсивной тре­нировкой.

Перспективы воспитания детей с нарушенным слухом особенно велики до трехлетнего возраста при самом актив­ном участии в этом процессе родителей, поскольку они ближе всего к ребенку в этот период.





Comments are closed.