МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Фактор риска для здоровья — низкая двигательная активность детей

Рубрика: Детские болезни

Наши дети стали меньше двигаться. Куда исчезла двигательная активность? Появились многосерийные де­тективы по телевизору, кто-то придумал «тихие игры», и дети — само послушание! Играют в разные головолом­ки, никому не мешают и, чего греха таить, радуют взрос­лых тем, что и им можно заняться своими делами…

Сегодня двигательная активность детей — проблема! В большом городе непросто добраться до стадиона или бассейна. Дети не занимаются физкультурой и потому, что нет условий, а условия должны создавать родители, закладывая привычку с ранних лет.

С чего все начинается? С замечательного изобрете­ния, каким является коляска. Там накрепко привязан маленький человек. Ничего не скажешь, удобно! А те­перь прикиньте сами, два-три часа ребенок сидит в ко­ляске. Если понаблюдать со стороны, можно убедиться, как возраст пребывания в коляске постепенно растет. Иногда до 4 лет! Ему бы бежать, еле поспевая за роди­телями, а он, этакий Обломов, едет, головку свесил, спит… Привозят в детский сад, а там музыкальные за­нятия проводят сидя. А если непоседливая душа, услы­шав веселые звуки, рвется в пляс, ему тут же — сиди!

Факт. Обратите внимание, какой из детей наиболее удобен для воспитателей в яслях или детсаду? Конечно же тот, кто сидит на месте. На месте сидят толстень­кие, румяненькие, послушные и малоподвижные. И го­лос воспитательниц обращен к другим: «Сиди! Куда по­бежал?», «Опять ты полез?».

Гиподинамия — слово модное, гипо — снижение, динамия — движение. От детского ожирения к подростко­вому, особенно у девочек, когда начинает меняться их природа, перекидывается мосток. Девочкам неудобно лишний раз пробежать по школьному двору. Где уж там попрыгать со скакалкой! «Опять на дворе дождь, нечего тебе болтаться по грязи, лучше посмотри телевизор». Это из серии родительских реплик, отбирающих глав­ное удовольствие — босиком по лужам…

Двигательная активность — биологическая потреб­ность. Для каждого возраста она имеет свой оптимум. Если сегодня вы, родители, двигаетесь меньше, чем вче­ра, то завтра ваши дети будут двигаться еще меньше. Потребность в движении воспитуема, но может быть за­гублена.

Ребенок пришел в школу. Его усаживают за парту, и двигательная активность снижается на 50 процентов.

Когда учителя физкультуры намекнули, что детям, имеющим избыточный вес (если это не болезненное про­явление!) и отнесенным в специальную группу, а значит, практически освобожденным от физкультуры, надо боль­ше двигаться, им ответили: запрещено инструкцией. Кто же создает эти инструкции?

Все не так просто. В свое время желание поддерживать идеальный порядок в школе (прекрасная мысль!) привело к сменной обуви. Все учителя были счастливы, но дети стали несчастны. Во время перемены они не могли выбежать во двор и толкались в коридорах. Где сейчас найти изобретателя той идеи? Как подсчитать не­видимый, но ощутимый урон, нанесенный здоровью мил­лионов?

Факт. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23— 30 тысяч шагов, а дошкольник— 12 тысяч. Наблюдения доказывают: и те и другие выполняют половину.

Сегодня нормальный день старшеклассника — шесть уроков в школе плюс два-три часа дома на самоподго­товку, три-четыре часа телевизор плюс чтение книг. Из тысяч опрошенных и осмотренных только одна де­вочка не смотрит телепередачи. Почему? Папа развел­ся с мамой и, уходя, забрал телевизор.

Факт. Дети стоят на остановках, ожидая трамвай, чтобы проехать одну-две остановки. Дети ожидают лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое сердце, — кото­рые при необходимости приходят на помощь организму.

Факт. Чтобы ребенок развивался нормально, он дол­жен неорганизованно заниматься любой физической на­грузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до трени­рующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.





Comments are closed.