МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Возрастные особенности заболеваемости и смертности детей

Рубрика: Детские болезни

Особенности заболеваний в различные периоды детства стоят в прямой зависимости прежде всего от анатомо-физиологических особенностей организма ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем больше отличий в его заболеваниях по сравнению со взрослыми.

Максимальными особенностями отличается патология новорожденных, по мере роста и развития организма заболевания изменяются, но каждый из возрастных периодов имеет свои особенности: лишь к 18—20 годам полностью стирается грань между юношеским и взрослым организмом.

Кроме возрастных особенностей, очень важное значение для возникновения и течения заболеваний у детей имеют, конечно, и условия внешней среды, в которой растет и развивается ребенок. Новорожденный находится в условиях малого контакта с окружающими, он самостоятельно не движется, воздействия факторов внешней среды также значительно ограничены. По мере роста и развития, функционального совершенствования организма и большого контакта с окружающим умножаются и усложняются внешние факторы, воздействующие на организм, и, следовательно, изменяется число и фактор возникновения заболеваний.

Учитывая сказанное, можно так охарактеризовать особенности заболеваний у детей в различные возрастные периоды.

1. Период новорожденности отличается наличием: а) заболеваний, возникающих внутриутробно (наследственные и врожденные заболевания); б) повреждений во время родов; в) заболеваний, развивающихся после рождения ребенка

Особенностью течения заболеваний последней группы является выраженная общая реакция организма, которая преобладает над признаками поражения отдельных органов и систем, что стоит в зависимости от малой дифференцированное тканей организма новорожденного и их несовершенной функции. В первую очередь это относится к несовершенству центральной, нервной системы.

2. Грудной возраст (1-й год жизни)—период быстрого роста организма, увеличения массы тела (веса), развития статических функций и совершенствования психическою развития — протекает в условиях уже большего контакта с окружающей средой. В этом периоде наиболее функционально напряженными являются система пищеварения и дыхания. Вот почему заболевания пищеварительных органов и дыхательной системы превалируют в этом периоде. Преобладание общих симптомов над местными сохраняется и в этой возрастной группе, особенно в первом полугодии жизни.

3 В ясельном и дошкольном возрасте наиболее часто возникают острые инфекционные заболевания (корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш и др.). Это в значительной мере объясняется большей возможностью контакта с инфекцией. Более отчетливо выступают уже симптомы поражения отдельных органов, общая реакция не с голь резко выражена, как на первом году жизни. В этом периоде наиболее ярко проявляются диатезы (экссудативный), ранние формы туберкулеза, поражения носоглотки (аденоидные разращения). Выявляются признаки эндокринных заболеваний.

4. В школьном возрасте чаще наблюдаются заболевания почек, печени, сердечно-сосудистой системы, ревматизм, локальные формы туберкулеза. Общая реакция на заболевание всегда выражена, но степень ее значительно меньше, чем в предыдущие периоды детства.

В этой краткой и общей характеристике заболеваний у детей видно, что в каждом возрастном периоде имеются свои особенности, которые необходимо учитывать и при предупреждении тех или иных заболеваний, и при их распознавании и лечении.

В зависимости от своеобразия заболеваний у детей различною возраста следует рассматривать и особенности исходов заболевания, прежде всего вопросы детской смертности (детей первою года жизни) и летальности от различных заболеваний в другие периоды детства.

Особое значение приобретает снижение детской смертности. Особое значение приобретает детская смертность на первом году жизни. Анализ ее по отдельным месяцам первого года жизни, по неделям первого месяца и по отдельным дням нерпой недели жизни показывает, что более 60% всех детей, умерших на первом году жизни, погибли в течение первого месяца жизни. За этот период больше всего умерло на первой неделе после рождения, а в течение первой недели— больше всего в первые сутки. Из данных следует, что снижение детской смертности должно быть достигнуто главным образом и прежде всего в борьбе с ранней детской смертностью в первый месяц и особенно в первые дни жизни ребенка.

Среди причин ранней детской смертности на первом месте стоят родовые травмы, на втором — болезни новорожденных, на третьем — преждевременное рождение, затем последовательно — болезни органов дыхания, инфекционные и др. Что касается причин смертности в другие периоды детства, то в первые 2 года жизни первое место занимают пневмонии, затем острые инфекции и, наконец, желудочно-кишечные заболевания. С каждым годом наблюдается снижение процента смертности и от этих причин, что является результатом громадной работы, проведенной у нас в стране, где забота о детях является одной из первостепенных государственных задач.

Такова общая характеристика особенностей заболеваемости и смертности в различные периоды детского возраста. На ее основе четко определяются задачи борьбы по снижению и ликвидации заболеваний и летальных исходов у детей Главное внимание и усилия, особенно в период новорожденное и на первом году жизни, должны быть направлены на развитие и воспитание здорового ребенка. В эти периоды правильно организованная и систематически проводимая профилактическая работа приобретает огромное практическое значение и должна стать основой в практической работе всего медицинского персонала детских учреждений.





Comments are closed.