Работа фельдшера и акушерки по обслуживанию детей
Рубрика: Детские болезниВ комплекс обязанностей фельдшера и акушерки (на фельдшерско-акушерском пункте) входят и мероприятия по медицинскому обслуживанию детей. Обязанности фельдшера и акушерки подразделены: фельдшер осуществляет медицинское обслуживание детей в возрасте от 4 до 14 лет, в яслях, детских садах, детских домах и школах; акушерка ведет учет детского населения, следит за его движением, наблюдает за состоянием здоровья и развитием детей с момента рождения, обращает особое внимание на новорожденных, недоношенных и больных гипотрофией и рахитом.
На первом месяце жизни акушерка наблюдает ребенка 3—4 раза, в последующие месяцы — один раз ежемесячно, на втором и третьем году жизни — один раз в квартал. Ведет необходимую медицинскую документацию, в установленные сроки обеспечивает проведение профилактических прививок во всех закрепленных за ней поселениях и осуществляет санитарно-просветительную работу по вопросам охраны здоровья матери и ребенка.
Хотя обязанности фельдшера и акушерки разграничены, фактически они тесно связаны между собой, так как фельдшер, обслуживая больного на дому, получает сведения о здоровье детей, имеющихся в семье, и в случае необходимости оказывает детям медицинскую помощь, дает советы матери по уходу за ребенком, посещает детей, нуждающихся в диспансерном наблюдении. Акушерке во время патронажа детей в случаях необходимости приходится оказывать помощь и взрослым больным.
В дни приезда врача на фельдшерско-акушерский пункт медицинские работники этого пункта заранее должны оповестить население и обеспечить явку назначенных на консультацию к врачу детей, привлекая к этому мероприятию санитарный актив.
Показателем правильной организации лечебно-профилактической помощи детям на селе является снижение заболеваемости и детской смертности.
Наблюдение за детьми детских учреждений (ясли, детские сады, школы) осуществляется прикрепленными медицинскими работниками. В обязанности их входит проведение профилактических прививок (см. схему прививок, приложение 3), выполнение назначений врача, участие в диспансеризации детей 7-летнего возраста, осмотр школьников и др.
Основными учреждениями, которые посещают дети дошкольного возраста, являются ясли и детские сады обычного дневного типа, некоторые с продленным днем пребывания и круглосуточные — обычные и санаторного типа.
В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста вместо двух учреждений (ясли и детский сад) с 1961 г. создаются одного типа дошкольные учреждения — ясли — детский сад. В этих учреждениях воспитывается свыше 4,5 млн. детей.
В настоящее время предусмотрено строить детские учреждения только по типовым проектам. Они должны быть оснащены специальной мебелью и наглядными пособиями. Продуктовые базы выделяют детским учреждениям высококачественные продукты и в достаточном ассортименте.
Особое значение имеют правильная организация воспитательной работы и хорошо поставленное медицинское обслуживание.
Ясли. Каждый ребенок, направленный в ясли, всесторонне обследуется в детской поликлинике. Для предупреждения заноса инфекции в детский коллектив следует тщательно выяснить, какие инфекции ребенок перенес и не был ли он в окружении инфекционных больных до поступления в ясли. Все необходимые по возрасту профилактические прививки проводятся в поликлинике до поступления в ясли, чтобы в первый период пребывания ребенка в яслях он не подвергался никаким травмирующим процедурам.
Для того чтобы ребенку был обеспечен одинаковый режим в яслях и дома, медицинские сестры яслей при посещении семьи ребенка помогают организовать правильный уход за ним. При установлении того- или иного режима учитывается не только возраст ребенка, но и состояние его здоровья и нервно-психическое развитие.
Основными показателями деятельности яслей являются состояние развития детей и уровень их заболеваемости.
В целях профилактики инфекционных заболеваний исключительно большое внимание медицинские работники уделяют правильному проведению утреннего приема детей. Ежедневно медицинская сестра спрашивает мать о состоянии здоровья ребенка и поведении его дома, осматривает зев и видимые участки кожи и измеряет температуру. Если при осмотре ребенка возникают какие-либо сомнения относительно возможности приема, медицинская сестра должна проконсультироваться со старшей медицинской сестрой или врачом. После утреннего приема медицинским работникам следует в каждой группе выяснить, кто из детей отсутствует, и посетить их на дому для установления причины неявки в ясли. Если ребенок не пришел в ясли по болезни, нужно выяснить характер заболевания и в случае инфекционной природы его принять срочные меры для предупреждения распространения этого заболевания в яслях.
Врач яслей вместе со средними медицинскими работниками в плановом порядке проводит всестороннее обследование состояния здоровья и психофизического развития детей. Детей в возрасте до 6 месяцев врач осматривает один раз в неделю, от 6 месяцев до 1 года — 2 раза в месяц, от 1 года до 2 лет — один раз в месяц, от 2 лет и старше— один раз в три месяца. В день таких профилактических осмотров детей взвешивают.
Измерение роста и окружности груди производится при поступлении в ясли, а затем каждый месяц в течение первых 6 месяцев и один раз в квартал после 6 месяцев. Все данные, полученные при профилактическом осмотре, заносят в историю развития ребенка.
Развитие детей определяют на основании данных роста, веса, двигательных навыков, развития речи, эмоционального состояния и клинических данных. Показатели развития детей исчисляются отдельно для детей в возрасте до 1 года, от 1 года до 2 лет и старше 2 лет (см. стр. 38).
Показателем заболеваемости является отношение числа случаев какого-либо заболевания к среднесписочному составу детей; полученные данные рассчитывают на 1000 детей.
Большое внимание медицинским работником яслей уделяется организации правильного питания детей и систематическому проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий.
Для воспитания детей-сирот и детей одиноких матерей имеются дома ребенка, где находятся дети в возрасте от рождения до 3 лет.
В целях профилактики заболевания в домах ребенка вновь поступающих детей направляют в приемно-карантинное отделение и через 21 день после тщательного обследования переводят в соответствующие возрастные группы. В каждой группе устанавливается строгий режим, который способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию.
Большое внимание в домах ребенка уделяется организации правильного, рационального питания и оздоровительным мероприятиям, из которых основными являются сон на воздухе, прогулки, облучение кварцевой лампой, водные процедуры и др.
В домах ребенка детей первого месяца жизни осматривает врач ежедневно, от 1 до 2 месяцев — через день, от 2 до 6 месяцев — два раза в неделю, от 6 до 12 месяцев— один раз в десять дней, от 1 года до 2 лет — два раза в месяц и от 2 до 3 лет — один раз в месяц.
Медицинские сестры-воспитательницы, под наблюдением которых находятся дети всех возрастов, ежедневно при появлении изменений в поведении ребенка или при появлении первых признаков заболевания немедленно сообщают об этом врачу. Заболевшего ребенка до установления диагноза помещают в бокс пли изолятор.
С целью контроля за развитием детей их систематически взвешивают и измеряют рост, окружность головы и груди. Все эти данные заносят в историю развития ребенка.
Кроме домов ребенка, существуют детские дома, в которые принимают детей, лишившихся родителей или потерявших с ними связь.
Детские дома могут быть для детей дошкольного (с 3 до 7 лет) и школьного возраста (старше 7 лет). Задача детского дома для детей дошкольного возраста-—обеспечить правильное* их развитие и воспитание, привить культурно-гигиенические, навыки, развитие правильной речи и подготовка к обучению в школе. Детские дома для детей школьного возраста также обеспечивают воспитанникам благоприятные условия для правильного и всестороннего физического и психического развития, воспитания, организации успешного обучения в школе и привития трудовых навыков. Воспитанники детских домов имеют право пребывать в них до получения ими среднего образования.
Медицинские работники детских домов при проведении своей работы руководствуются инструкцией о медико-санитарном обслуживании воспитанников детских домов, утвержденной Министерством здравоохранения СССР.
В целях предупреждения распространения различных заболеваний при каждом детском доме имеется изолятор для временного пребывания в нем заболевших детей и карантинное отделение для вновь поступающих.
В формировании физически и духовно крепкого человека будущего общества большая роль принадлежит школе. Огромное количество школ в городах и сельской местности будет ежегодно увеличиваться; это позволит ликвидировать многосменность в занятиях. Широкое развитие получили школы-интернаты, в которых уже. учатся более миллиона детей.
Врач и средний медицинский работник в школе занимаются главным образом профилактической работой. Именно они должны предупредить у ребенка многие заболевания: детские инфекции, ревматизм, туберкулез, дефекты осанки, понижение остроты зрения. В помощь школьному врачу выделяется школьная медицинская сестра. Она помогает врачу в:
1) проведении периодических профилактических осмотров учащихся;
2) проведении антропометрических измерений один раз в год;
3) определении остроты зрения и слуха;
4) проведении предохранительных прививок, реакций Пирке и Манту;
5) ведении учета и изоляции школьников, заболевших инфекционными болезнями, а также в осуществлении осмотров и термометрии у детей, контактировавших с инфекционными больными;
6) оповещении о всех вновь выявленных больных школьного врача и сигнализации об этом в детскую поликлинику и санэпидстанцию;
7) организации дезинфекции в школе и осуществлении контроля за ее проведением;
8) выявлении причин пропусков школьных занятий с участием учителей и родительского актива;
9) организации направления школьников на санацию полости рта и носоглотки;
10) проведении противорецидивных курсов лечения детей больных ревматизмом;
11) оказании консультативной помощи учителям в вопросах рассаживания детей на партах в соответствии с состоянием их здоровья (ростом, зрением, слухом и пр.);
12) проведении повседневного контроля за выполнением санитарно-гигиенического режима школы и школьников, для чего:
а) совместно с администрацией школы проведение ежедневного обхода школьных помещений,
б) осуществление контроля за качеством уборки, проветриванием, использованием перемен и т. д.,
в) наблюдение за качеством и организацией питания детей в школе, транспортировкой и хранением продуктов;
13) проведение санитарно-просветительной работы среди преподавателей и родителей;
14) оказание доврачебной медицинской помощи учащимся, обращающимся в медицинский кабинет.
Школьная медицинская сестра и врач должны иметь тесную связь в наблюдении за здоровьем школьников с детской ПОЛИКЛИНИКОЙ.
Сравнительно новой формой обслуживания детей являются школы-интернаты. Они созданы для воспитания и обучения детей школьного возраста, в семьях которых нет соответствующих условий. Перед медицинскими работниками этих учреждений стоят те же задачи, что и перед работающими в обычной школе, но они особенно ответственны, так как ребенок живет в учреждении.
Для работы врача и медицинской сестры (фельдшера) и каждой школе-интернате организуется кабинет с соответствующим оборудованием и необходимыми медикаментами.
Молочные кухни — детское профилактическое учреждение для обеспечения детей раннего возраста рациональной пищей. Молочная кухня обеспечивает молочными смесями детей грудного возраста, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, а также овощными и фруктовыми блюдами детей в возрасте до 2 лет. При молочных кухнях предусматривается наличие донорского пункта для обеспечения здоровых и больных детей, главным образом первого полугодия жизни, грудным молоком. Из молочных кухонь детским питанием снабжаются и те детские учреждения (ясли, больницы, дома ребенка), где нет условий для приготовления молочных смесей.
Продуктами питания молочные кухни снабжаются через торгующие организации и молокозаводы.
В городской местности в зависимости от потребности населения и возможности помещения и оборудования мощность молочных кухонь различная — от 800 до 8000— 10 000 порций молочных смесей в день. В сельских районных центрах молочные кухни организуются при детских отделениях районных больниц мощностью 200—500 порций ежедневно. В последние годы молочные кухни начали организовываться в колхозах и совхозах.
Молочные кухни размещаются в помещениях, которые могут обеспечить поточный метод технологических процессов, а именно: прием молока, определение его количества и качества, тепловую обработку молока, охлаждение и фильтрование его, приготовление молочных смесей, розлив в бутылочки, охлаждение молочных смесей и выдачу готовой продукции.
Анализ молока на кислотность, жирность и удельный вес производится ежедневно. Один раз в неделю готовые молочные смеси проверяют на бактериальную загрязненность.
Обязанности среднего медицинского персонала заключаются в приготовлении детского питания; должности диетсестер устанавливаются в зависимости от пропускной способности молочной кухни.
На работу в молочной кухне принимают сестер, имеющих законченное среднее медицинское образование.
К работе в молочной кухне допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование.
Молочная кухня в своей практической деятельности выполняет две основные задачи, имеющие большое государственное значение. Первая задача — выполнение функции профилактического учреждения медицинского типа по охране здоровья детского населения. Вторая задача заключается в том, что молочная кухня, приготавливая пищу для маленьких детей, освобождает женщину-мать от дополнительных забот в семье и дает ей возможность принимать активное участие в производственной, общественной и культурной жизни страны.
Повышение квалификации по педиатрии обязательно для всех категорий средних медицинских работников тех учреждений, которые оказывают лечебно-профилактическую помощь детям: фельдшеров, акушерок, патронажных сестер. Перед поступлением на работу медицинских работников инструктируют районный педиатр и заведующие врачебными участками.
В целях повышения квалификации средних медицинских работников в области педиатрии рекомендуется ежемесячно проводить семинарские занятия по следующим основным вопросам:
1) организация патронажной работы в городе и на селе;
2) уход за новорожденным ребенком;
3) особенности развития детей первого года жизни;
4) рациональное вскармливание детей первого года жизни;
5) профилактика рахита и гипотрофии;
6) питание детей на 2-м году жизни и более старшего возраста;
7) острые детские инфекции, их профилактика и лечение;
8) профилактика и лечение желудочно-кишечных заболеваний;
9) заболевания органов дыхания у детей раннего возраста, профилактика их и лечение;
10) организация и содержание работы яслей (постоянных и сезонных);
11) медицинское обслуживание детей в школе.
Семинарские занятия весьма желательно сопровождать демонстрацией детей. В порядке заданий на дом слушателям рекомендуется, например, выявить детей, находящихся на искусственном вскармливании, либо больных гипотрофией, рахитом и составить для них соответствующий режим дня и питания.
Семинары проводятся на базе районных, участковых или сельских больниц под руководством районного педиатра, заведующего детской поликлиникой или врачебным участком. Фельдшера, акушерки и патронажные сестры поочередно направляются на рабочие места в детские поликлиники или на курсы, организуемые областными больницами. При детских поликлиниках и участковых больницах весьма желательно иметь библиотеку медицинских журналов «Советская медицина», «Здоровье», «Фельдшер и акушерка», «Медицинская сестра» и «Медицинская газета». Кроме этого, следует иметь учебник детских болезней для средних медицинских работников.
Человеческая жизнь и здоровье — самое ценное, самое дорогое богатство нашей страны, а здоровье ребенка — это счастье семьи и оно во многом зависит от правильной организации и качества медицинского наблюдения.