Этические комитеты и этическое консультирование в медицине
Рубрика: СтоматологияВ обычной врачебной практике решения принимают две стороны — врач и пациент. В этом диалоге, как говорится, третий лишний, если, конечно, его не пригласят.
Однако, возрастающая сложность медицинских манипуляций, изменение структуры заболеваемости, разработка новых методик и лекарственных средств часто заставляют обращаться за помощью к третьей стороне — в случае противоречий или конфликтов. Этой третьей стороной являются этические комитеты или (и) этические консультации.
Этические комитеты лечебных учреждений учреждаются как консультативные группы и привлекаются в тех случаях, когда возникают моральные проблемы. Их прерогатива — обсуждение сложных этических проблем, возникших в клинической практике и формулировка рекомендаций о том, как эти проблемы следует решать. Смысл существования комитетов по этике и этических консультаций в том, чтобы не доводить проблемную ситуацию до суда, а попытаться решить на межличностном уровне, путем разумного соглашения. Этические комитеты формируются из независимых лиц, компетентных в вопросах биоэтики, которые могут оценить медицинскую сторону дела и дать советы не только практикующим врачам, но и пациентам. Сейчас все службы, имеющие отношение к медицине, стали проявлять повышенный интерес к комитетам, но этике и этическим консультациям, в деятельности которых они видят способ гармоничного развития отношений медицинских работников и пациентов.
Первый медицинский этический комитет был создан в 1979 г. в Массачусетской больнице, г. Бостон, США, одной из клинических баз Гарвардского университета. Там многое делалось впервые, например, первый публичный эфирный наркоз (1846) или первый медицинский стандарт (1985).
Каковы же функции этических комитетов? Поскольку в нашей стране они только недавно стали появляться и опыта для обобщения пока пет, сошлемся на мнение Президентской комиссии по этическим проблемам в медицине и биологии США, которая отметила три основных функции ЭК: образование в области биоэтики, разработка этических нормативов врачебной деятельности и консультация в конкретных случаях. В этой связи в
США имеется Федеральная Программа образовательной деятельности в сфере биоэтики. За последние годы, практически, во всех медицинских учреждениях созданы и успешно работают комитеты по этике. Их членам разрешено открытое консультирование, причем, не только в стенах больницы. Во многих лечебных учреждениях и страховых фирмах существует должность консультанта по этическим вопросам. Некоторые комитеты по этике разрабатывают регламентацию деятельности медработников по отдельным блокам, например, ведение пациента с устойчивым вегетативным состоянием, ведение пациента, инфицированного ВИЧ и т.п. Одной из последних разработок является техника разрешения конфликта по неформальному согласованию или посредничество как альтернатива судебному иску, когда возникают конфликты между врачом и пациентом или его родственниками. Этические комитеты, консультанты по этике, менеджеры риска и юристы могут сотрудничать, чтобы отыскать неформальное решение конфликтов ценностей. Например, врач и родители могут не соглашаться друг с другом по поводу ортодоитического лечения ребенка, но при помощи третьего лица компромисс может быть найден. И только если после этого взаимопонимание не достигнуто, родители имеют право перевести ребенка в другое лечебное учреждение. Единая общая цель этических программ — управление конфликтами и поиск способов их разрешения без обращения в суд. И только те конфликты, которые не нашли неформального решения, разрешаются в суде.
Эффективность работы комитета, но этике определяется следующим:
Клинические решения имеют не просто медицинский, но также культурный, экономический, юридический и образовательный смысл. Все эти контексты генерируют определенные права и обязанности. Клиницисты должны нести этическую и юридическую ответственность, чтобы гарантировать благосостояние и достоинство их пациентов; и в то же самое время, у них есть другие обязанности, которые могут, иногда, противоречить профессиональным. Они должны быть осведомлены о пожеланиях и претензиях друг их лиц и учреждений и учитывать их в своей практике. Функцию коммуникации здесь также могут выполнять этические комитеты и консультанты.
В США, где родились первые Этические комитеты, они замыкаются на специальную Президентскую комиссию по этическим проблемам в медицине и биологии, возникшую ещё в 1942 г. В нашей стране Национальный этический комитет (Приложение 7) появился лишь в 1996 г. Сейчас уже есть Комитет по этике при Президиуме РАМП, но чем ниже мы опускаемся по иерархической лестнице отечественной медицины, тем реже слышим об этических комитетах и биоэтике вообще. Имеющийся опыт позволяет представить отечественный этический комитет или комиссию, как часто говорят, как общественный орган, рассматривающий проблемы медицинской этики и морали главным образом в тех ситуациях, которые не описаны или нечетко описаны в законе. Пи прямое нарушение закона, ни общечеловеческие аморальные поступки не являются предметом для обсуждения их этическим комитетом. Этический комитет является рекомендательным и консультативным органом.
Повторяем, именно такое представление сложилось об этических комитетах и их статусе в отечественной медицине. Законодательной базой для их создания является ст. 16 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1994 г.). Приводим здесь эту статью.
Статья 16.
Комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан. При органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан в целях защиты прав человека и отдельных групп населения в этой области, для участия в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с их нарушением, в подготовке рекомендаций по пpuоритетным направлениям практической и научно-исследовательской деятельности, для решения иных вопросов в области охраны здоровья граждан.
В состав комитетов (комиссий) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан входят лица, представляющие интересы общественности, включая специалистов по медицинской этике, юристов, деятелей пауки и искусства, представителей духовенства, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов и других общественных объединений.
В 1983 г. в США этические комитеты были только у 1% больниц, но к настоящему времени этические комитеты имеются в 70% больниц, насчитывающих более 200 коек. Существуют и специальные Этические центры для больниц региона, и этот вариант для наших условий представляется нам оптимальным.
Всё большее распространение получает работа так называемых этических консультантов. Как правило, это члены этического комитета, выезжающие в лечебное учреждение, где возникла этическая проблема, и решающие её на месте или представляющие материал на заседание комитета. За рубежом такая форма работы действует уже давно.
Основания классификации этических комитетов можно представить следующим образом:
ведомственный или межведомственный.
Очевидно, что работа любого Этического комитета принесет здравоохранению и медицинскому образованию реальную пользу при соблюдении нескольких немаловажных условий.
1. В Комитете должны работать не просто организаторы здравоохранения и специалисты высокого класса, но люди, имеющие достаточно широкое гуманитарное образование. Гуманитарный склад ума, характера и поведения при решении этических проблем не менее важны, чем высокий авторитет специалиста. Желательно, чтобы в Этический комитет входили и сестры не обязательно главные или старите, но авторитетные по своим профессиональным и человеческим качествам.
При соблюдении подобных условий и при понимании задач этического комитета, как его членами, так и врачами региона, этический комитет может стать действительно рабочим органом при здравоохранении и медицинском образовании, а не собранием чиновников, причитающих над страждущим больным или глубокомысленно решающих, что такое хорошо и что такое плохо, когда это и без того ясно каждому.
К концу 2000 года в России было, наконец, разработано Примерное Положение о региональном этическом комитете (см. Приложение 7). Нам представляется, что оно достаточно полно учитывает потребности моральной регуляции медицинской деятельности. Своеобразием российской биоэтики является то, что она, в своем структурировании, сохраняет традиционную государственную централизацию, без которой, как оказалось, страна никак не может обходиться. Поэтому предложено начинать создание системы этических комитетов сверху — от Национального ЭК к региональным, а от них — уже к больничным и поликлиническим комитетам. Естественно, на низшем уровне этой «биоэтической лестницы» должны конкретизироваться те профессиональные моменты, которые не представлены или представлены в «снятом» виде в положении о региональном этическом комитете. Рассмотрим эту специфику в применении к этическим комитетам стоматологических учреждений.
Очевидно, что для биоэтического комитета стоматологическою учреждения сохраняются все те параметры, которые существенны для комитета регионального, кроме того, что этот региональный комитет является высшей инстанцией для комитета первичного (данное обозначение наиболее удобно). Кроме указанных параметров в регламентацию деятельности стоматологического комитета по этике вводятся дополнительные, связанные со спецификой стоматологической практики. Эта специфика, в этическом отношении, выражается в следующем:
в социальной группе стоматологических пациентов представлены все, без исключения, половозрастные, расово-этнические, профессиональные группы, а также пациенты со всеми возможными видами доходов или их отсутствием;
Этот перечень можно было бы продолжить, но другие особенности стоматологической практики так или иначе оказываются включенными в вышеперечисленные.
Ясно, что этические комитеты можно создавать только при достаточно крупных стоматологических поликлиниках или клиниках. Но как быть тогда с деятельностью частных кабинетов? Ведь основное этическое правило — защита прав пациента и совершенно неважно, где этот пациент предпочитает получать стоматологическую помощь. Очевидно, что практика в таких кабинетах должна находится под контролем регионального этического комитета или этического комитета соответствующей Ассоциации. Надо полагать, что в отношении частных стоматологических кабинетов действия этических комитетов могут быть успешнее, чем в отношении больших стоматологических учреждений. Это связано с тем, что обнародование результатов рассмотрения гой или иной проблемной ситуации повлечет падение престижа конкретного врача, тогда как в сфере страховой стоматологии, независимо от негативной или позитивной информации от этического комитета, больному просто иногда некуда деться, кроме как обратиться в поликлинику, но месту жительства или работы. В то же время, решения этического комитета могут иметь непосредственное влияние на работу сертификационных комиссий, на процесс присвоения медицинских категорий, на возможности карьеры врача в учреждениях страховой медицины.
Возможно, этические комитеты стоматологических учреждений окажутся более загруженными работой, чем в других отраслях медицины, поскольку психологическое состояние пациента, страдающего от зубной боли, ассистирует жалобы. Кроме того, персонифицированные представления об эстетическом идеале могут породить неудовлетворенность больного и заставить его обратиться в этический комитет.
Пациенты стоматологической поликлиники — это перманентно воспроизводящаяся группа, причем, тот, кто однажды слал ее членом, чаще всего, остается в ней на всю жизнь. Это создает специфический микроклимат в данной группе, который во многом зависит от взаимоотношений между самими медицинскими работниками. Так, связка «врач — техник» в ортопедии и ортодонтии или «врач — сестра» в частном кабинете может характеризоваться различной степенью моральной комплиментарности, что оказывает влияние на весь процесс веления пациента. При этом претензии. высказанные пациентом врачу, могут относится к другому медицинскому работник}’, о чем пациент даже не подозревает.
Серьезной проблемой для этических комитетов стоматологических учреждений может стать вопрос об адекватности платы за лечение, если больной недоволен тем, как оно проведено, или не может позволить себе дорогостоящее лечение. Нравственная коллизия может возникнуть и в случае, если врач, обслуживая интересы определенной фармацевтической компании, рекомендует больному средства профилактики или лечения, которые тому не по карману.
В принципе, все случаи из стоматологической практики, описанные в этой книге, могут стать предметом рассмотрения в этическом комитете. Но особую группу, на наш взгляд, представляют проблемы модификации средств и методов лечения. Каждый стоматолог, если он достаточно хороший профессионал, всегда относится к своей работе творчески, стараясь, хотя бы в мелочах, усовершенствовать приемы, методы, материалы и вообще все, что задействовано в лечебном процессе. Но здесь встает вопрос, насколько такие мелкие усовершенствования можно считать новаторскими и, следовательно, насколько соблюдены моральные критерии их внедрения в практику. Этический контроль в клинических испытаниях — это известная и очевидная вещь, но как расценивать минимальные изменения (по отношению к стандарту), которые не может не вносить в свою работу каждый врач? Мы полагаем, что именно здесь может обнаружиться самая сложная задача для этического комитета.
В целом можно сказать, что в этические комитеты стоматологических учреждений целесообразно включать:
— специалистов в области биоэтики;
Малоэффективным, на наш взгляд, было бы включение в состав этического комитета людей со средним и неполным средним образованием, а также «представителей пациентов», как требуют сейчас многие.
Во-первых, мы уже говорили, что все без исключения люди являются актуальными или потенциальными пациентами стоматологических клиник (по крайней мере, все должны проходить профилактические осмотры у стоматологов). А это позволяет избежать включения в комитет специально заинтересованных представителей пациентов, которые могут внести субъективизм и эмоционально-психологнческие деформации в процесс принятия решений.
Во-вторых, сложность современных проблем в биоэтике такова, что их решение требует большой эрудиции и компетентности. Комитет по этике — это не суд присяжных, здесь члены данной группы должны владеть методами обоснования решений, а не просто принимать его.
Очевидно, что присутствие юриста необходимо, чтобы избежать обсуждения этических проблем там, где ситуация находится полностью под прерогативой закона. Представитель страховой фирмы может помочь в решении вопросов, касающихся оплаты лечения. Представители творческой интеллигенции в большей степени имеют дело с эстетическими ценностями и могли бы оказаться полезными в обсуждении их морального статуса. Эти пояснения можно продолжить, но возникает резонный вопрос, — а не лучше ли использовать всех этих специалистов в качестве привлекаемых экспертов?
Мам представляется, что как раз экспертами должны быть врачи-стоматологи, поскольку: а) они не могут составлять основу комитета, являясь заинтересованными людьми и б) только они способны сделать профессиональный анализ сложного клинико-этического случая. Таким образом, они принимали бы участие в работе комитета своими профессиональными знаниями, что обеспечивало бы квалифицированность и непредвзятость н о решений.
Разумеется, состав комитета определяется руководителем учреждения, где он создается, хотя, на наш взгляд, его решение должно быть санкционировано региональным комитетом или руководителем регионального органа здравоохранения. Разумеется, этот руководитель выбирает из тех людей, которые есть. И вполне может быть, что нужного человека не окажется. Допустим, у нас сейчас достаточно много священнослужителей, которые в светской жизни получили медицинское образование. Их участие в этическом комитете крайне желательно. Но еще больше священников, которые вообще высшего образования не имеют. Было бы нелепо включать кого-то из них в этический комитет только затем, чтоб в нем был представитель духовенства. Другими словами, состав комитета варьируется в зависимости от наличия квалифицированных, независимых и желающих участвовать в его работе людей.
Несколько иначе обстоит дело с другим типом этических комитетов — Локальным Независимым Этическим Комитетом (ЛНЭК), который организуется специально для контроля в области научной медицинской деятельности, а именно — для контроля в области клинических испытаний. Этот специфический тип этического органа создается, преимущественно, в научных центрах и его деятельность не выходит за их границы. Положение о Л НЭК носит интернациональный характер, поскольку обмен результатами научной деятельности в мире возможен только с учетом этической компоненты исследований (см. Приложение 8). В состав ЛНЭК входят, в отличие от региональных и первичных комитетов, преимущественно, ведущие специалисты в данной отрасли, но в нем обязательно присутствует специалист- гуманитарий и, как правило, представитель духовенства (в Западных странах, а сейчас и в арабском мире). В России, Китае. Японии, Индии и некоторых других странах представителей духовенства в эти комитеты не включают или включают достаточно редко, здесь уже сказывается национальная специфика.
Решения ЛНЭК обладают более строгим статусом, чем решения региональных и первичных комитетов. Здесь мы имеем несимметричное соотношение нормативной и оценочной сторон: решения комитета необходимы, но не достаточны для любого протокола клинических испытаний. Другими словами, комитет не выступает разрешающим органом, но может выступать, запрещающим. Здесь уже определенная степень формализации данной структуры присутствует, но она необходима, поскольку речь идет о проверке практической полезности нового знания, от которой зависит жизнь здоровье не од нот конкретного пациента, а целой группы. У нас пока не решен вопрос о регистрации ЛНЭК. а такая регистрация необходима в крупных научных центрах, где конфликт интересов различных учреждений может породить создание не координированных ЛНЭК.
Деятельность ЛНЭК ограничена существующими законодательными актами:
Существенное значение в плане реализации этических принципов клинических испытаний в России имела также адаптация Международного руководства по Качественной Клинической практике (ICH GCP), придание ему статуса национального руководства, утвержденного МЗ РФ в сентябре 1997 г.
Таким образом, собственно стоматологические проблемы решают два типа этических комитетов — первичный и локальный независимый. Что касается регионального и, тем более национального комитетов, то они не дифференцированы по отраслям медицины и занимаются всеми проблемами, которые не нашли решения на низшем уровне. Это предполагает участие в работе данных типов комитетов стоматологов-профессионалов, которые смогли бы представлять компетентную оценку сугубо стоматологических вопросов.
В заключении хочется отметить, что как развитие биоэтики, так и соответствующее этому развитие сети этических комитетов свидетельствует о степени развития науки, медицины и общества в целом. Можно надеяться, что в этом плане о России в скором времени можно будет говорить как о вполне цивилизованном государстве.