МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Неврозы у детей. Профилактика и лечение неврозов у ребенка

Рубрика: Детские болезни

Воспитание ребенка без учета его индивидуальных особеннос­тей, насильственное навязывание ему такого поведения, которое не соответствует его потребностям, игнорирование его как личности, частые психотравмирующие ситуации приводят к стойким про­явлениям нервности, которые уже выходят за рамки форм не­адекватного поведения, закрепляются как патологическое состоя­ние — неврозы.

Формы неврозов. Различают несколько форм неврозов: основные «из них — истерический невроз, неврастения, невроз навязчивых состояний. Каждая из этих форм имеет различные проявления.

Истерический невроз у детей раннего и дошкольного возраста выражается чаще всего в виде так называемых припадков; при этом дети, если им в чем-то отказывают, падают на пол, изгибаются, стучат ножками, кричат. Как только ребенок получает желаемое, припадок прекращается. Такие явления чаще всего бывают в семье, особенно при общении с матерью, при посторон­них они возникают реже. Припадок может сопровождаться рвотой нервного характера, недержанием мочи и т. д. Истерические неврозы «чаще возникают при эгоцентрическом воспитании и проявляются в конфликтных ситуациях.

Неврастения — имеет очень много разнообразных проявле­ний. В ее основе лежит низкий уровень работоспособности клеток центральной нервной системы {так называемая раздражительная слабость). Ребенок легко утомляется, он раздражителен, плаксив, капризен. Одно из наиболее ранних и специфичных проявлений неврастении — нарушение сна. Невротические расстройства сна проявляются уже в первые месяцы жизни; он поверхностный, беспокойный, дети «мечутся» в постели. В более старшем возрасте они часто разговаривают во сне. У дошкольников нередко наблю­даются ночные страхи. К проявлениям неврастеник относится и энурез (ночное недержание мочи). Это частый симптом неврастерии. Как правило, здоровые дети к Я годам полностью контро-лируют мочеиспускание. После 4 лет энурез у детей рассматривают как патологическое состояние, требующее специального лечения. Заикание у детей возникает также в результате функциональ­ного нарушения высшей нервной деятельности. Оно начинает выявляться обычно в возрасте 2,5-—4 лет, хотя наблюдаются случаи и более раннего его проявления. Эта разница зависит от причин, его вызывающих. Острые психотравмирующие факторы, при которых эмоциональный стресс связан с инстинктом самосохра­нения (испуг, падение с высоты и др.), могут дать очень ранние проявления заикания. У детей возбудимых, рано начавших гово­рить, говорящих много и быстро заикание может возникнуть в результате еще не полностью сформированных речедвигательных механизмов. Иногда заикание возникает как следствие переутом­ления в результате избытка информации (систематический просмотр телевизионных передач, постоянное слушание чтения большого количества книг и др.). Заикание достаточно часто при­водит к эмоционально-волевым нарушениям. У таких детей в более старшем возрасте отмечается мнительность, повышенная ранимость. Невроз навязчивых состояний. У детей раннего и до­школьного возраста наблюдается в основном 2 вида этой патоло­гии — навязчивые с т р ахи и навязчивые движения. Последние формируются обычно у детей 4—6 лет и старше, но некоторые элементы навязчивых движений могут проявиться и раньше — с 2 до 4 лет. В образовании страхов доминирует запугивание детей взрослыми. Внезапный испуг может привести к навязчивому страху. Так,, ребенок, испуганный неожиданным громким свистом паровоза, начинает панически бояться поезда, испугать ребенка может внезапно выбежавшая собака и вызвать у него стойкий страх перед животными.

Навязчивые движения чаще всего выражаются в выдергивании волос. Это возникает .как первичная невротическая реакция на отрыв ребенка от матери в возрасте 3—5 лет, чаще всего при госпитализации, поступлении в группу с круглосуточным пребыва­нием детей или при поездке к родственникам в другой населенный пункт.

Профилактика и лечение неврозов. При наличии признаков невроза ребенок должен быть направлен к врачу-специалисту. В ряде случаев применяется медикаментозное лечение. Дети с тяжелыми проявлениями невроза, как правило, не посещают дошкольное учреждение до выздоровления.. В том случае, когда лечение проводится амбулаторно, ребенок продолжает посещать дошкольное учреждение. Это бывает при легких формах невроза. Тогда назначенные лекарственные препараты дает ребенку старшая медицинская сестра, а воспитатель должен в зависимости от формы невроза обеспечить индивидуальный подход к ребенку, не фиксировать внимания на особенностях его поведения, активно вовлекать его в разнообразную деятельность. Так, дети с легкими формами заикания могут быть избавлены От него с помощью педаго­гических воздействий. На первых этапах следует резко уменьшить нагрузку на психику ребенка; обеспечить продленный сон и пре­бывание на свежем воздухе; не фиксировать внимание ребенка на его заикании; говорить медленно и немного; декламировать стихи, петь простые песенки; предоставить ребенку возможность больше играть игрушками, строительным материалом, вовлекать его в под­вижные игры, игры с любимыми предметами.

Эти мероприятия дают хорошие результаты, особенно если заика­ние носит функциональный характер (активная речевая деятель­ность при повышенной возбудимости ребенка). Если заикание сформировалось и воспитательные воздействия не помогают, лечение проводится у логопеда и психоневролога.

Дети с патологическими привычками тоже часто посе­щают детские учреждения. Для того чтобы отучить от этих привычек ребенка, требуется контакт с родителями, а в дошкольном учрежде­нии надо следить, чтобы такие дети не уединялись, больше вклю­чать их в коллективные игры. Очень важно не фиксировать внимание ребенка на том, что он трогает свои половые органы или сосет палец, а отвлекать его или занять какой-то интересной игрой.

Для профилактики неврозов в первую Очередь должно быть устра­нено все, что мешает нормальному формированию высшей нервной деятельности; следовательно, можно сказать, что профилактика нев­розов начинается с внутриутробного периода-развития, когда бере­менной женщине необходимо создавать оптимальные условия жизни, оберегая ее от чрезмерных волнений, всяческих семейных неурядиц, переутомления и соматических заболеваний.

После рождения ребенка профилактика включает в первую оче­редь создание условий для оптимального физического и нервно-психического развития и обеспечения соответствующего уровня здоровья, а также такую организацию бодрствования, которая отвечает возрастным требованием. Большое значение имеет спокойная обста­новка в семье, ровное ласковое отношение взрослых, правильный воспитательный подход к ребенку, с учетом его индивидуальных особенностей.

■ Очень важно вовремя заметить начальные формы неадекватного поведения ребенка и не дать им перерасти в неврозы.


« Как уберечь зрение у ребенка ||| »



Присвоена метка:

Comments are closed.