МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Профилактика детской нервности

Рубрика: Детские болезни

У детей раннего и дошкольного возраста психическая деятель­ность находится в стадии активного становления. Ранее мы рас­сматривали условия, которые необходимы для оптимального форми­рования реакций, образующихся и протекающих по принципу услов­ного рефлекса. Это основные функции системы высшей нервной дея­тельности, которая у человека трансформируется в сложные психические явления и процессы, формы человеческого мышления. Если нет оптимальных условий для формирования психики ре­бенка начиная с самого раннего детства, могут возникнуть функ­циональные нарушения высшей нервной деятельности, отражающие­ся в первую очередь в многообразных формах неадекватного поведе­ния. При неправильном подходе взрослых формы неадекватного поведения закрепляются, приобретают более стойкий характер, возникают неврозы. Тогда требуется уже соответствующее лечение, определяемое психоневрологом или психиатром. В ряде случаев, если не лечить ребенка, неврозы приводят в дальнейшем к неблаго­приятному развитию личности.

НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально-положительным отношением к окружающему. Ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в общение со взрослыми, с увлечением играет самостоятельно или с другими детьми, спокойно, без капризов выполняет тре­бования взрослых: моет руки, одевается и раздевается, ложится спать и т. д.

Нельзя требовать от ребенка, особенно раннего возраста, чтобы его поведение было оптимальным. Незрелость его мозга и несовершенство функций приводят к определенной неустойчивости поведения. Для ребенка раннего возраста она естественна. Так, будучи увлечен игрой, малыш может не сразу ответить на пред­ложение воспитателя идти есть или спать. Он может заплакать, если у него забирают игрушку или уводят его от детей, с которыми он играл. Когда ребенок утомлен, он может заплакать от незначитель­ного порицания или неудачи в каком-либо занятии. Но такие реакции кратковременны, непостоянны, и причину их возникновения всегда легко объяснить.

Формы неадекватного поведения. Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, когда ребенок часто и необо­снованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его соб­ственных органических и психологических потребностей, либо мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых.

К неадекватным реакциям относится:

— Упрямство, т.е. отказ подчиниться обоснованным требова­ниям взрослых. Например, ребенок категорически отказывается идти мыть руки, которые испачкал, надеть пальто, хотя ему есть или спать, хотя он голоден

— капризы, проявляющиеся в том, что ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить от него отказывается. Например, просит куклу, когда получает ее, гово­рит: «Не хочу куклу!»;

— немотивированный плач, возникающий у ребенка от самой незначительной причины. Например, другой ребенок, проходя мимо, задел его или воспитатель не сразу завязал ему шнурки и т. п.;

— отказ от контактов с воспитателем, когда никакие попытки вовлечь ребенка в разговор, вызвать к себе положительное отношение не имеют успеха;

— отказ от контакта с другими детьми, когда ребенок стремится быть отдельно от детей, играет только один, в стороне от них, плачет, когда к нему подходят дети, отворачивается от них, не разговаривает с детьми, не хочет участвовать в групповых играх и занятиях вместе с другими детьми;

— двигательная расторможенность — ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на какой-либо деятельности, быстро переходит от одного предмета к другому, не способен к устой­чивому вниманию на занятиях и в играх, мешает играть другим детям; агрессивен — толкает и бьет других, кричит, отнимает игрушки, кусает детей вначале с целью отнять игрушку, а затем выражает этим свое возбужденное состояние; ломает и бросает игрушки.

Причины возникновения неадекватного поведения. Ребенок мо­жет иметь некоторые врожденные предпосылки для так называе­мой детской нервности. Он может унаследовать от родителей пред­расположенность к слабому или возбудимому типу нервной деятель­ности, а значит, ее неустойчивость, приводящую к нервности.

Различают врожденное предрасположение к нервности, кото­рое возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелое заболевание или нервное потрясение, плохо питалась, употребляла алкоголь­ные напитки, курила. Способствуют этому также токсикозы второй половины беременности, так как при этом плод получает не­достаточно кислорода. В последние1 месяцы беременности наи­более активно развиваются функции головного мозга, в это время клетки центральной нервной системы особенно чувствительны к кислородной недостаточности. При таких неблагоприятных факторах

В первом полугодии жизни ребенка формируются взаимоотноше­ния в системе «мать — дитя». Всякие нарушения в этой системе сказываются на развитии малыша, особенно на уравновешенности его психики. Во втором полугодии идет бурный процесс станов­ления общения с членами семьи. В этом возрасте число психо­генных, так называемых стрессовых факторов возрастает. Ребенок замечает и по-своему переживает все происходящее вокруг. Чем старше он становится, тем больше факторов социаль­ной среды влияет на его поведение.

К. значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести шумная обстановка, семейные ссоры. Ребенок начинает замечать несправедливое к себе отношение, резкое или нервозное, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам, частые запреты, подавление инициативы.

В условиях дошкольного учреждения неадекватное поведение проявляется в первую очередь при привыкании ребенка к новым условиям жизни.

Как ликвидировать неадекватные формы поведения. Чем раньше попытаться избавить ребенка от проявлений неадекватного поведе­ния, тем более успешны будут результаты. Однако для этого необходимо соблюдать определенные условия; прежде всего — посоветоваться с врачом и выяснить, каково состояние здоровья ребенка; наладить контакт с родителями и вместе с ними бороться за нормализацию психического состояния малыша; помнить, что раз­личные формы неправильного поведения ребенка требуют различ­ного подхода к нему. Так, при проявлении капризов и упрямства надо обеспечить спокойное, доброжелательное к нему отношение, действовать методом отвлечения и не поощрять неправомерные требования, но и не прибегать к наказаниям. Лучше перестать на некоторое время контактировать с ребенком. Без соответствующей реакции взрослого ему становится неинтересно капризничать или упрямиться. Тогда надо подойти к нему и попробовать вовлечь его в какую-либо деятельность или игру, при этом надо сохранять спокойное И доброжелательное отношение к ребенку. Правильные воспитательные подходы в семье и в дошкольном учреждении приво­дят к желаемому результату.

При плаксивости целесообразно отвлечь ребенка, приласкать, вовлечь его в общую игру с детьми, дать поручения, чтобы он выполнил их самостоятельно.

Большое значение для профилактики нарушений поведения имеет единство действий персонала дошкольного учреждения и родителей. Двигательную расторможенность можно снять, вклю­чив ребенка в занятия, связанные с целенаправленной деятельностью, которая должна осуществляться при положительном эмоциональном отношении малыша, его заинтересованности. Следует чередовать периоды двигательной активности с периодами концентрации внимания, стремясь к увеличению устойчивости деятельности ребенка.

Если ребенок настроен а г р ее с и в н о, «в первую очередь следует выяснить причины такого состояния: обстановку в семье, состояние здоровья малыша, состояние его нервной системы. Внимательно следить за поведением ребенка, не допускать ситуаций, способ­ствующих проявлению агрессии. Иногда целесообразно перевести такого ребенка в группу более старших детей. Ребенка с прояв­лениями агрессии следует постоянно держать в поле зрения, занимать индивидуальной игрой, давать интересные для него пору­чения, следить, чтобы он был занят игрой или целенаправленной деятельностью.

Профилактика неадекватного поведения заключается в создании для ребенка оптимальных условий развития, обеспечения достаточ­ной, но не чрезмерной физической и психической активности, полноценного общения со взрослыми, правильной организации коллективных игр, систематического пребывания на свежем воздухе, закаливающих процедур, чередование активности и отдыха, смены различных видов деятельности. Воспитательная работа должна включать индивидуальный подход к детям. Так, у нерешительных детей надо пробуждать активность, стимулировать их деятельность, давая задания возрастающей трудности.

Всячески следует поощрять у ребенка проявления самостоятель­ности. Если на слова «я сам» ограничивать действия малыша запрещать ему делать, что он хочет, то он очень быстро начинает от­казываться выполнять требования взрослых. Постоянные запреты спо­собствуют развитию детской нервности. Вместе с тем слово «нельзя» должно быть действительным запретом. Если ребенок после слова «нельзя» получает желаемое, то это слово не закрепляется как запрещение. Для того чтобы у ребенка вырабатывалась дифференцировка на слова «можно» и «нельзя», действия взрослых должны соответствовать смыслу этих слов. Отсутствие такой дифференцировки затрудняет жизнь ребенка, который не слушается не потому, что он нехороший или упрямый, а потому, что не может правильно оценить требования взрослых. Ребенок охотнее выполняет тре­бования, если они сформулированы в виде просьбы, а не приказа





Comments are closed.