ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Рубрика: Причины нарушения голосаСлух и речь ребенка. Слух и речь неотделимы, они не могут быть противопоставлены и оторваны друг от друга. Ребенок овладевает речью вследствие слухового ее восприятия и подражания. При нарушении или отсутствии слуха он не в состоянии понимать речь окружающих и научиться говорить, т. е. обречен на немоту, если не проходит специального обучения. Вначале ребенок произносит отдельные звуки, из которых позднее составляются слова, затем целые фразы. Понимать речь ребенок начинает раньше, чем говорить. Слова и звуки, которые он слышит, ассоциируются у него с определенными представлениями. Так, например, сочетание слов «куп-куп» и звуков текущей воды он понимает примерно так: «значит, я буду купаться», это порождает у него определенные эмоции, которые он выражает размахиванием руками (плескание в воде) и другими осмысленными движениями, сопровождаемыми звуками.
Так у ребенка накапливаются звуковые образы слов (словесные образы). Если в период, когда речь только начинает складываться, слух нарушился, развитие речи задерживается, она становится монотонной, невнятной, неразборчивой. Наряду с этим у ребенка постепенно формируется неуверенность в себе, робость, застенчивость и другие черты характера, которые в дальнейшем осложнят его жизнь.
Дети дошкольного возраста, глухие с рождения или слабослышащие, вначале не чувствуют своей ущербности, легко свыкаются с тем, что есть. Они быстро переходят на другие способы общения — постигают азбуку глухонемых. Их определяют в специализированные детские сады, где они пребывают в обществе таких же ребят.
Но что значит хорошо слышать? Слух ребенка можно проверить и в детском саду, и дома. Если возникнут какие-либо сомнения, нужно обязательно обратиться к врачу. Слуховая функция у новорожденных ограничена. К 4—6 месяцам жизни появляется I щк помоги, к локализации звуков и реагированию па них, что сии пню с улучшением воздухоносности барабанной полости и возникновением условнорефлекторных связей. В возрасте II —12 месяцев дети обычно реагируют на тихую речь на расстоянии 1,5—3 м. В 1,5 года ребенок выполняет словесные указания с расстояния 4—7 м, хорошо локализует источник звука. Дети раннего возраста не реагируют на шепотную речь. В 2—3 года речевые пороги у ребенка выше, чем у взрослых на 14—16 Дб, а в 6—9 лет — на 12—14 Дб. К 14—16 годам слуховые пороги понижаются и слух достигает своей максимальной остроты. В норме ребенок на расстоянии 6 м слышит шепот. При проверке ребенку попеременно закрывают то одно, то другое ухо и он не должен смотреть на исследующего, чтобы не «читать с губ». В комнате сохраняется полная тишина.
Нарушение слуха с рождения или в раннем детстве, когда ребенок оглох, еще не научившись говорить, ведет к развитию глухонемоты. Она бывает врожденной и приобретенной.
Врожденная глухонемота может быть наследственной, являясь признаком недоразвития, разрушения или отсутствия слухового нерва. Обычно никто из окружающих не подозревает о глухонемоте у ребенка до тех пор, пока тот не пытается разговаривать. Глухота приобретенная является следствием заболеваний уха, а также инфекционных и многих других болезней.
Глухонемота сравнительно редко бывает полной: чаще находят «остатки» слуха как при врожденной, так и при приобретенной глухонемоте, что, безусловно, вселяет оптимизм. У новорожденных и детей раннего возраста распознавание глухонемоты затруднительно. Нередко реакция ребенка на падение предмета дезориентирует тех, кто не знает, что внимание его привлечено не звуком, а сотрясением, которое бывает при этом.
Если до развития глухоты ребенок уже говорил, то речь его обычно затормаживается. Из-за отсутствия слухового контроля впоследствии развиваются патологические изменения в артикуляционном аппарате, существенно нарушаются дыхательная, фонаторная функции.
В случае необратимых изменений в ухе глухота не поддается лечению. Однако восстановление или улучшение речи вполне возможно, и многие глухонемые дети впоследствии становятся полноценными членами общества. Если же «остатки» слуха не использовать как можно раньше, то в конечном счете они полностью угасают, что ведет к инвалидности. Однако и это можно предупредить.
В настоящее время тугоухость, глухота, глухонемота не считаются безнадежными пороками. За последние годы появились новые слуховые аппараты, новые подходы к решению этих задач, как в коллективном, так и в индивидуальном плане.
В случае задержки в развитии ребенка следует иметь в виду, что в 3 месяца ребенок начинает гулить, т. е. произносить отдельные звуки. С полугода произносит отдельные слоги «ми», «да». А в 10 месяцев повторяет за взрослыми различные звуки, слоги, относя их к определенным предметам: например, • ап аие собака, «му-му» — корова. Малыш произносит и отдельные ело ва: «мама», «баба». К году ребенок говорит К !() слов. По в тором полугодии второго года жизни лексикон ребенка быстро увели чивается: в речи малыша появляются предложения до 4 слои, К концу второго года жизни словарный запас ребенка достигает 200—400 слов.
Естественно, окружающие условия и индивидуальность ребенка накладывают определенный отпечаток на сроки формирования и развития речи, но главным фактором все же является состояние его слуха.
Если вы заметили, что ребенок недослышит, говорите с ним как с нормально слышащим ребенком, но несколько громче. При этом малыш должен видеть выражение вашего лица, а вы — выделить главное слово в предложении. Не следует прибегать к жестам и другим упрощенным символам, знакам, чтобы не научить ребенка делать так же, а надо в разговоре с ним много раз повторять одни и те же слова. Лучше делать это не специально, а во время игры.
При хронических заболеваниях голосового аппарата чрезвычайно важно оберегать детей от частых насморков, простудных заболеваний, ангин, острого ларингита. Особый вред приносит ребенку табачный дым. Нельзя допускать, чтобы малыш выходил на холод разгоряченным, например после подвижных игр, бани, разговаривал и тем более пел на морозе. При нарушении дыхания через нос в сырую и холодную погоду нежелательно быстро ходить или бегать, поскольку при этом дыхание осуществляется через рот.
Функциональные нарушения речи, т. е. возникающие без анатомических изменений и патологии, часто обусловлены неправильным воспитанием или когда ребенку мало уделяют внимания. Именно в момент наиболее интенсивного развития речи велика роль воспитания, пока дефекты речи еще не закрепились. Для ребенка важно нормальное «речевое окружение». Взрослые должны говорить ясно, четко, без грамматических погрешностей и «сюсюканья» — подлаживания под детскую речь. Надо больше разговаривать с малышом, читать ему книги, петь песни, играть с ним.
Сегодня возможности помощи детям с нарушениями речи значительно расширяются. Создаются компьютеры разного назначения. Уже разработан портативный аппарат искусственной речи, предназначенный для использования немыми и людьми со значительными дефектами речи. Сконструирован дешифратор, воспроизводящий субтитры в телевизионных передачах для глухих.
При испуге, конфликте, травме может возникнуть заикание. Ребенок становится замкнутым, неразговорчивым, нарушается его общее развитие.
Сущность упражнений по восстановлению речи сводится к развитию словесного мышления, фонации, артикуляции и формированию правильного дыхания, а также к расстановке правильного ударения. Определенное значение имеет улавливание ритмов, высоты звука. При нарушениях речи, заикании, когда всегда в той или иной степени нарушается акт дыхания, большое значение придается дыхательной гимнастике. Главное в ней — ритмичность в сочетании с внушением. Рекомендуемое ниже упражнение ребенок может выполнять в домашних условиях с помощью взрослого.
- Принять удобную позу (живот втянут, грудь выпячена).
- Нащупать пульс на левой руке.
- Вдохнуть воздух через нос, отсчитывая 5—6 ударов пульса.
- Задержать воздух в легких на столько же ударов пульса.
- Медленно выдохнуть через нос, отсчитав столько ударов пульса, на сколько было задержано дыхание.
- Прежде чем начать следующий вдох, необходимо пропустить столько ударов пульса, на сколько было задержано дыхание.
- Повторить упражнение 4—5 раз.
- Упражнение целесообразно выполнять 4 раза в день, каждый раз заканчивая так называемым очищающим, вентилирующим легкие дыханием. Для этого следует:
а) вобрать воздух полным ртом,
б) удержать воздух в легких в течение 2—3 секунд,
в) сложить губы будто для свиста (не надувая при этом щек), затем с силой выдохнуть немного воздуха, остановиться на мгновение, задержав воздух, и опять понемногу выдыхать его до тех пор, пока весь он не выйдет из легких.
В дальнейшем постепенно можно увеличивать время вдыхания и выдыхания до 10—12 ударов пульса. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать перед сном.