Анатомо-физиологические особенности детского организма. Период внутриутробного развития ребенка
Рубрика: Особенности детского организмаОсобенности роста и развития каждого ребенка в значительной мере зависят от свойств и особенностей, полученных ими от родителей. Наследственный фактор не только определяет внешний облик ребенка и его индивидуальные особенности, но иногда и возникновение некоторых своеобразных реакций (диатезы) или наследственных болезней (гемофилия, гемолитическая болезнь новорожденных и др.), поэтому тщательное ознакомление с состоянием здоровья родителей и ближайших родственников обязательно при наблюдении за каждым ребенком. Однако существуют некоторые закономерности изменения роста и развития, общие для большинства детей. Рост и развитие организма уже в эмбриональном периоде и во все последующие периоды детства зависят не только от внутренних регуляторов, но и от влияния внешней среды.
В настоящее время можно считать безусловно установленным, что развитие тканей и совершенствование функций отдельных органов и всего организма в целом являются процессами, принципиально отличающими детский организм от взрослого. С момента рождения ребенка до 18-летнего возраста процесс развития идет беспрерывно и тем своеобразнее и интенсивнее, чем меньше возраст ребенка.
В соответствии с характером и интенсивностью изменений, происходящих в организме, принято различать следующие периоды детства: 1) внутриутробного развития — 10 лунных месяцев; 2) новорожденности—2—3 недели; 3) грудной — до 1 года; 4) ясельный или преддошкольный — от 1 года до 3 лет; 5) дошкольный — от 3 до 7 лет; 6) школьный — от 1 до 18 лет (с подразделением его на период младшего и старшего школьного возраста).
Каждый из периодов характеризуется особенностями роста и развития, определенными закономерностями процессов. Чем меньше возраст ребенка, тем больше особенностей, тем они своеобразнее. По мере приближения к возрасту взрослого особенности растущего организма стираются. Однако даже в период отрочества и юности есть свои особенности, и считать полностью одинаковыми все процессы в организме, происходящие в эти возрастные периоды и у взрослых, нельзя.
Период внутриутробного развития ребенка
Период внутриутробного развития длительностью 10 лунных месяцев (280 дней) является важнейшим. Различают в нем фазы эмбрионального и плацентарного развития. Выявляется ряд наследственных и приобретенных факторов, как благоприятно влияющих на внутриутробное развитие, так и нарушающих его. Уродства и аномалии развития возникают главным образом в первые 3 месяца беременности, что соответствует эмбриональной фазе развития. Эти данные создают научную основу для антенатальной профилактики и диктуют проведение предупреждающих практических мер именно в наиболее уязвимой фазе развития плода. Все яснее выступает значение состояния организма женщины во время беременности для развития плода. В частности, установлена патогенетическая связь недоношенности, врожденных уродств и заболеваний новорожденных с заболеваниями беременных, состоянием их эндокринной системы, острыми и хроническими процессами у них.
Таким образом, период внутриутробного развития может и должен быть использован для ряда профилактических мероприятий.