МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Асимметрия, геометрия тела человека

Рубрика: Особенности детского организма

Издавна привлекало внимание исследователей факт того, что между правой и левой рукой существует различие. И если воспитатель или ро­дители, занимаясь с ребенком, не учтут его леворукости, то в момент игры, например, поддавшись силе врожденного инстинкта, малыш повернет игрушки не правой рукой, а левой. Случайность редкая. Однако возможная. Взрослые, если они знают о тонкостях симметрии строения тела ребенка, могут рано выявить порок развития ушных раковин, носа, шеи и т. д.

Попробуем вглядеться в лица детей более пристально. Ока­зывается, не каждое лицо симметрично. Если изучать лицо ре­бенка глазами специалиста, можно прийти к выводу, что природа устроила его не с максимальной точностью. Соответствующие измерения показывают, что у многих детей нос располагается не строго по средней линии: он отклоняется либо вправо, либо влево. Если асимметрия незначительна, мы попросту ее не заме­чаем, а иногда она даже вызывает умиление, хотя и относится к аномалии, пороку развития.

Легкое прищуривание одного глаза ребенка придает лицу со­вершенно новый, выразительный оттенок. Даже перекос половины лица не всегда изменяет его в худшую сторону. А это обычно свидетельствует о наличии пороков, которые обнаруживаются только при обследовании специалистами.

Это снаружи. А что делается внутри? Ну, скажем, влияет ли некоторый перекос носа ребенка на его функции? Влияет. Уста­новлено, что нередко острота обоняния левой половины, носа у детей больше, чем правой. Это объясняется тем, что у многих детей носовая перегородка сдвинута вправо. Правда, нос не­редко отклоняется и влево.

В то же время и безупречно симметричное лицо не всегда пропорционально. Красивый нос может сочетаться е внутренним дефектом, невыгодным для клинического благополучия ребенка, его состояния. Но выявить это могут только специалисты.

Отклонения от геометрии губ и бровей могут доставить нам некоторое удовольствие и даже позабавить. Однако уши! Тут даже незначительная асимметрия может сказаться на выполнении ими функций органов слуха. Разная величина ушных раковин является признаком врожденных пороков развития органа слуха. Чаще встречается сочетанное поражение ушной раковины, слухо­вого прохода, лицевого скелета. Пороки развития ушной раковины могут быть в виде ее увеличения, деформации. Иногда ушная раковина полностью отсутствует или же имеет придатки. Лечение пороков развития ушной раковины хирургическое. Его проводят чаще в возрасте 7—9 лет, когда наружное ухо хорошо развито.

Ученые заинтересовались: симметричны ли кости носа и полос­ти, прилежащие к нему (придаточные пазухи), у детей. Ока­залось, что лобиая пазуха вообще редко бывает симметричной. Твердое нёбо, находящееся во рту, тоже может быть однобоким. Окружность левой половины черепа часто бывает больше окруж­ности правой. Левое полушарие мозга также больше, чем правое.

Ну, а тело ребенка? Правая половина его служит отраже­нием левой чаще лишь в грудном возрасте, когда симметрия проявляется как в наружной форме, так и в строении внутренних органов. Но вот ребенок растет, развивается и некоторые органы начинают отступать в сторону, что отнюдь не считается ненормаль­ностью. Так называемые парные органы ребенка хотя и незначи­тельно, но отличаются друг от друга: легкие, например, вмести­мостью для воздуха и положением.

Позвоночник, таз, грудина, руки и ноги ребенка также могут быть асимметричны. В ряде случаев асимметрия проявляется в действии. Например, если ребенку завязать глаза и предложить идти прямо, он непременно будет отклоняться в сторону, в зави­симости от того, правша он или левша. Зная это, можно примерно судить о том, куда должен отклониться ребенок, например, заблу­дившийся в лесу.

Печень человека находится справа. Сердце слева. Игнорирует симметрию сосудистая и нервная системы. Почему, пока неясно. Даже давление крови на правой и левой плечевых артериях не­одинаково.

Большой интерес для ученых представляет симметрия и асим­метрия сердечно-сосудистой системы. В Югославии недавно ро­дился мальчик с двумя сердцами: одно в левой половине грудной клетки, как и у всех, а другое в правой. Оба сердца работают нормально. Мальчик развивается хорошо. Здесь как будто при­рода решила исправить свою ошибку, допущенную в прошлом.

Ученые-медики заинтересовались и строением голосового ап­парата ребенка. Исследования показали, что у детей всех возрас­тов, особенно с певческими данными, голосовой аппарат часто имеет довольно симметричное строение. Однако и здесь при­сутствует Его Величество Случай. У знаменитостей детского вокала гортань бывает резко асимметричной.

Если асимметрия сочетается с узостью гортани, это неблаго­приятно сказывается на голосовых данных. Нет равенства и в го­лосовых связках: правая у правшей бывает толще левой и гораздо подвижнее. У десяти детей из ста левая колеблется слабее. Естественно, что это нарушение может сказаться впоследствии на голосе — стать причиной хрипоты, изменения тембра, если вовремя не выявить и не предупредить его.

Асимметрия, в частности, гортани, внутренних органов, рук, ног, позвоночника может передаваться по наследству: от роди­телей к детям. Иногда она наблюдается сразу у нескольких детей в семье, а в ряде случаев одновременно у одного из родите­лей, у бабушки или у дедушки.

Какой бы она ни была — наследственной или приобретенной,— ученые-медики придают ей определенное значение. Так, если обна­руживается асимметрия костей лица, часто и носовая перего­родка, глотка, гортань у ребенка могут быть с теми же измене­ниями. При врожденной асимметрии нёба аналогичное строение имеет и гортань, что может приводить к нарушению речи. Все эти дефекты исправимы при своевременном обращении к врачу.

Сегодня ученые более критически относятся и к различной интенсивности движений рук и ног ребенка, в том числе неодина­ковым их силовым возможностям — это важно для распозна­вания заболевания. Тот же случай с асимметричным располо­жением кровеносных сосудов. Он может быть причиной (хотя и редкой) осложнений при хирургических вмешательствах.

Таким образом, ребенок, скроенный по всем канонам симмет­рии, сам далеко не всегда симметричен, и современные теории по­ка еще не в состоянии объяснить истинную причину этого. Но с каждым днем мы разгадываем все больше тайн гармонии и сим­метрии.

Для того чтобы ребенок развивался нормально, его органы чувств, верхние дыхательные пути должны быть здоровыми. Только в этом случае малыш сможет своевре­менно осваивать все навыки, необходимые для жизни, развиваться гармонично.


« Малыш на курорте ||| Почему малыши часто болеют? »



Comments are closed.