Нервная система детей
Рубрика: Особенности детского организмаНервная система, отличаясь морфологическими особенностями и функциональной незрелостью, у новорожденного динамически изменяется под влиянием меняющихся условий внешней среды, дифференцируется морфологически и совершенствуется функционально, что все время сказывается на росте и развитии организма.
Головной мозг относительно больше и тяжелее, чем у взрослого (составляет у новорожденного ‘/8 веса тела, у взрослого—’/40). Мозговые извилины менее выражены.
В возрасте 9—10 лет вес мозга ребенка приближается к весу мозга взрослого (1300 г), последующее нарастание идет медленно и завершается к 18 годам (1350—1400 г).
Созревание отдельных элементов нервной системы продолжается после рождения: увеличивается объем коры мозга; в возрасте Н/г лет можно обнаружить зрелую форму и структуру нервных клеток, однако этот процесс созревания клеток заканчивается обычно в 8 лет.
Развитие умений и поведения ребенка в различные возрастные периоды (проф. Н. М. Щелованов, А. Н. Аксарина).
К 2 месяцам. Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки. Длительно улыбается, когда с ним разговаривает взрослый. Следит за Движущейся (перед глазами) игрушкой.
К 3 месяцам. Громко смеется. В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук, ног. Хорошо удерживает голову, долго лежит на животе, опираясь на предплечья. Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
К 4 месяцам. По звуку определяет местоположение предмета и находит глазами взрослого, слыша его голос (отыскивает источник звука). Во время бодрствования находится в радостном состоянии: улыбается, издает громкие звуки, двигает выпрямленными руками, выпрямляет и сгибает ноги. Подолгу занимается висящими над грудью игрушками — ощупывает, захватывает их. Во время кормления придерживает руками бутылочку.
К 5 месяцам. Узнает близких ему лиц (по-разному реагирует). Различает тон голоса, которым к нему обращаются. Подолгу певуче гудит. Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит у него над грудью. Долго удерживает в руке погремушку. Поднимает корпус, долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Ровно, устойчиво стоит при поддержке взрослого под мышки.
К 6 месяцам. Произносит слоги. Свободно сам берет игрушки из разных положений и подолгу ими занимается. Передвигается по манежу, немного подползая. Хорошо ест с ложки, при виде пищи открывает рот, снимает пищу губами. Переворачивается с живота на спину.
К 7 месяцам. Подолгу лепечет. При назывании взрослым ищет и находит взглядом предметы, расположенные в определенном месте. Играет погремушкой, стучит, размахивает ею. Хорошо ползает. Ровно стоит при поддержке за обе руки.
К 8 месяцам. Громко повторно произносит различные слоги. По просьбе взрослого выполняет заученное движение «ладушки». Проявляет большую настойчивость, чтобы достать или отыскать привлекшую его внимание игрушку, выполняя при этом различные движения. Игрушками занимается долго; рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку. Сам садится и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается. Ест кусочек хлеба, который сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Рис. Развитие двигательных умений (1—8 месяцев)
К 9 месяцам. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. При назывании взрослым отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Выполняет по просьбе взрослого некоторые движения: «дай ручку», «до свидания». С предметами занимается по-разному: катает, вынимает и вкладывает в зависимости от их свойств. Переступает вдоль барьера. Ходит при поддержке взрослых за обе руки.
К 10 месяцам. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Знает по имени нескольких взрослых и детей. По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку. Отвечает на заигрывание «догоню-догоню», играет в прятки — сам натягивает на лицо пеленку. Действия с предметами (открывание, закрывание, вкладывание) приобретают характер устойчивых занятий. Входит на горку и сходит с нее. Ходит за каталкой.
К 11 месяцам. Произносит первые слова-обозначения (мама, дай и др.). По слову взрослого выполняет знакомые ему действия: «покачай лялю», «покати мяч». Овладевает новыми действиями: накладывает один предмет на другой, снимает и надевает и т. д. Стоит самостоятельно. Ходит при незначительной поддержке взрослых.
К 12 месяцам. Произносит 6—10 слов. Самостоятельно ходит. Самостоятельно пьет из чашки.
Рис. Развитие двигательных умений (9—12 месяцев)
Дети 11/2 лет могут непрерывно бодрствовать 31/2—4 часа, а дети в возрасте 2 лет—41/2—5 часов. Продолжительность сна в этом возрасте не менее 13 часов в сутки.
На 2-м году жизни ребенок хорошо самостоятельно ходит. Совершенствуется координация движений рук и повышается их контроль со стороны зрения. У большинства детей в этом возрасте возникает условнорефлекторный контроль деятельности мочевого пузыря и кишечника, поэтому они могут проситься на горшок, хотя часто забывают об этом.
Речь ребенка быстро развивается. Высокого развития понимание речи достигает в течение 2-го года жизни, когда ребенок быстро исполняет несложные поручения взрослого. В первом полугодии 2-го года запас слов увеличивается медленно, во втором полугодии — очень быстро. В конце 2-го года жизни запас слов достигает 200—400 и речь становится важным средством общения ребенка.
На 3-м году жизни возникает много тонких движений кисти и пальцев, в 3—4 раза увеличивается запас слов, к 3 годам ребенок уже знает 250—1200 слов.
В этом возрасте речь ребенка становится основным средством его общения со взрослыми и детьми и способом познания окружающего мира. Вторая сигнальная система, возникшая еще на первом году жизни ребенка и «являющая специально человеческое, высшее мышление» (И. П. Павлов), приобретает в этом возрасте чрезвычайно важное значение в поведении. Ребенок способен долгое время играть один, а к 3 годам уже может почти самостоятельно умываться и одеваться. Ребенок знает названия основных цветов, помнит и повторяет простые стихотворения и мелодии.
Дети этого возраста могут активно бодрствовать от 5,5 до 6,5 часов без перерыва; сон занимает 12—13 часов в сутки.
На 4-м году жизни развитие речи идет в направлении обогащения словарного фонда и совершенствования грамматического строя.
Как и в более раннем возрасте, у 4-летних детей сохраняется, по-видимому, преобладание процесса возбуждения, хотя уже намечается возрастание роли торможения. В течение суток сон ребенка занимает 11—12 часов. В конце дошкольного — начале школьного возраста клетки мозговой коры мало чем отличаются от клеток мозга взрослого. Все поведение дошкольника отличается высокой разносторонностью и сложностью. У него появляются моральные понятия и представление об обязанностях. Схема возрастных этапов развития ребенка носит приблизительный характер. Возраст, в котором один этап в развитии поведения сменяется другим, зависит от многих причин и поэтому значительно колеблется для разных детей.