МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Особенности обмена веществ у детей

Рубрика: Особенности детского организма

Обмен веществ во все периоды детского возраста имеет ряд особенностей. Эти особенности тем выраженнее и своеобразнее, чем моложе ребенок. Закономерность эта обусловлена тем, что в сложном комплексе физиологических процессов, объединяемых в понятие «обмен веществ», сочетаются такие важнейшие для растущего и развивающегося организма процессы, как использование веществ, всосавшихся через кишечную стенку, межуточные ферментативные процессы, построение новых тканей, выделение продуктов обмена. Следовательно, чем энергичнее рост и интенсивнее функциональное совершенствование организма, тем больше нужно полноценных энергетических веществ (углеводы, жиры), тем больше потребность организма в материале для построения тканей (белки, минеральные вещества).

Энергетические потребности растущего организма относительно выше, чем у взрослого, особенно в грудном возрасте, когда количество калорий на 1 кг веса вдвое превышает потребности взрослого организма: 120 кал на 1 кг в первые 3 месяца жизни, ПО кал в возрасте 3—6 месяцев, 100 кал в возрасте 6—9 месяцев, 90 кал в возрасте 9— 12 месяцев. В последующие периоды калорийная потребность ребенка снижается, но все же остается 90—70 кал на 1 кг веса в сутки. На рост и отложение веществ организм ребенка затрачивает до 15% всей энергии обмена (табл. 3).

Все стороны обмена взаимосвязаны и взаимообусловлены, внутриклеточные ферменты участвуют в химических процессах, весь сложный физиологический комплекс обмена регулируется центральной нервной системой.

Характеризуя подробнее различные стороны обмена веществ, нужно прежде всего указать, что основной обмен, определяющий энергетические затраты организма в покое и натощак, закономерно изменяется с возрастом. Основной обмен начинает нарастать с первых дней жизни, достигая наибольшей величины в возрасте 1—Н/г лет

(55—60 кал на 1 кг веса), затем постепенно снижается и у детей старшего возраста достигает показателей взрослого (24 кал на 1 кг веса). Следует иметь в виду, что показатели обмена подвержены значительным индивидуальным колебаниям.

Таблица 3. Распределение суточного расхода энергии (в процентах) (по Гельмрейху)

Наименование

У ребенка

У взрослого

Основной обмен

60

60

Рост и отложение

15

0

веществ

Специфически ди-

0-5

10

намическое дей-

ствие пищи

Работа для пере-

15

25

движения тела

Потеря с экскретами

5—10

5

Белковый обмен, как уже говорилось, особенно важен для растущего организма. В этой связи следует говорить всегда о полном удовлетворении потребностей детского организма в белке не только в отношении количества, но и биологической ценности, определяемой аминокислотным составом.

Всасывание белковых веществ и их усвоение стоят в прямой связи с составом пищи. Так, при естественном вскармливании усваивается в среднем 91% введенного азота, при смешанном — 88%, при искусственном—82% азота пищи.

Характеризующей особенностью белкового обмена у детей является положительный азотистый баланс. Количество введенного с пищей азота у ребенка всегда превосходит выведенный азот, тогда как у взрослого количество введенного и выведенного азот?

равно.                                                                     у^ч';;;л^Л\:£5

Белки, получаемые за сутки, должны покрывать от 10 до 15% общего калоража пищи; количество их составляет в среднем при грудном вскармливании около 2 г на 1 кг веса в сутки, при искусственном вскармливании 3,5— 5,4 г. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 2,5—3,5 г белков на 1 кг веса.

Качественная полноценность даваемых ребенку с пищей белков определяется их аминокислотным составом; жизненно необходимы триптофан, лизин, валин, лейцин, изолейцин, аргинин, метионин, треонин, гистидин.

Для правильного белкового обмена необходимо определенное соотношение белков, жиров и углеводов. Углеводы улучшают задержку азота, жиры несколько тормозят усвоение и использование белка. Конечные продукты белкового обмена выделяются главным образом с мочой (в виде азота мочевины, аммиака, мочевой кислоты и др.) и частично через кишечник.

Обмен углеводов. Углеводы — это прежде всего материал, используемый организмом для образования тепла и превращения в энергию. Велика физиологическая роль углеводов в поддержании кислотно-щелочного равновесия в усвоении белков, жиров, воды. Вместе с углеводами организм получает ценные витамины (С).

Превращаясь в процессе пищеварения в моносахариды, углеводы в виде глюкозы, левулезы, галактозы всасываются в кишечнике почти полностью (98—99% принятых с пищей). Некоторая часть глюкозы превращается в гликоген (главным образом в лейкоцитах).

Содержание сахара в крови натощак равняется 70— 90 мг% у детей грудного возраста и 80—100 мг% в более старшем возрасте.

Помимо описанного выше процесса превращения углеводов, нужно учесть, что часть их используется для процессов брожения в кишечнике. Легче всего бродят моносахариды, слабее всего — полисахариды. Брожение, достигающее определенного уровня, необходимо для стимуляции перистальтики кишечника. Усиленное брожение, извращая моторную и функциональную деятельность кишечника, способствует возникновению и развитию расстройств пищеварения и питания. Потребность в углеводах у детей всех возрастов высокая: 10—12 г на 1 кг веса в сутки при естественном вскармливании и до 15 г при искусственном, что составляет до 40% всей энергетической потребности. Это количество углеводов (до 15 г на 1 кг веса) необходимо обеспечить в пище ребенку и в последующие возрастные периоды.

Обмен жиров. Жиры для организма ребенка — это не только источник энергии, но и носитель ценных для организма витаминов (А, О), способствующих росту и развитию и принимающих участие в выработке общего и специфического иммунитета. Жировая клетчатка вокруг внутренних органов является для них опорной и защитной тканью. Расщепляясь в кишечнике на глицерин и жирные кислоты, принятый с пищей жир подвергается дальнейшим изменениям. Всасывание глицерина как легкорастворимого вещества происходит быстро. Жирные же кислоты под влиянием желчных кислот образуют растворимые соединения, которые и поступают в ток лимфы.

Всасываемость жиров очень высокая (до 98% при естественном вскармливании и 95% при искусственном). Часть жиров используется организмом для энергетических затрат, часть откладывается в жировых депо (главным образом подкожножировая клетчатка, брыжейка). Неиспользованный жир выделяется через кишечник (от 5 до 18% принятого с пищей). Потребность организма в жире высока: б—7 г на 1 кг веса в возрасте первых 6 месяцев жизни, 3,5—4 г на 1 кг веса для детей до 4 лет и 2,5—3 г на 1 кг веса для детей более старшего возраста. За счет жиров покрывается до 50% калорийной потребности детей в возрасте 1—4 лет и 30% суточного количества калорий пищи детей дошкольного и школьного возраста.

Следует иметь в виду, что для детей наиболее полноценным и незаменимым жиром, вводимым с пищей, являются сливочное масло и яичный желток. Для полноты и правильности жирового обмена необходимо соблюдение определенных соотношений жиров и углеводов с превалированием последних (отношение 1:2).

Следует также учитывать, что жир не изменяет процессов, превалирующих в кишечнике, поддерживая в одинаковой степени тот из них (гниение или брожение), который в данный период преобладает.

Минеральный обмен. Важность этого обмена для организма ребенка определяется значением минеральных соединений для очень многих жизненных процессов. Сведения о процессе минерального обмена не полны и не совершенны из-за больших трудностей исследования его у детей.

Минеральных солей задерживается тем больше, чем больше их получает организм.

Количество кальция в крови здоровых детей составляет около 10 мг%:97% кальция фиксировано в основном в костной ткани и зубах; 3% активного кальция крови и тканей используется организмом для роста костной ткани, свертывания крови, поддержания определенного тонуса нервной системы и других физиологических процессов. Содержание кальция подвержено сезонным колебаниям, особенно снижается ранней весной, что связано с недостаточностью ультрафиолетовой радиации в зимние месяцы. Выводится кальций из организма главным образом с калом.

Ценность фосфора для растущего организма определяется его основной ролью в жизни клеток, участием фосфора в построении скелета, в ферментативных процессах, функции железистых органов и нервной системы.

Железо усиливает окислительные процессы и является материалом для образования гемоглобина. Оно накапливается во время внутриутробного развития, и ребенок рождается с некоторым запасом железа в печени.

В поддержании водного баланса в организме и в нейтрализации кислых продуктов межуточного обмена калию и натрию принадлежит большая роль. Первый из них содержится в клетках, второй — в жидкостях организма.

Большое значение в обмене имеет хлор, который, находясь в соединении с натрием и калием, обеспечивает многие биохимические процессы (уровень кислотно-щелочного равновесия, выработка соляной кислоты желудочного сока).

Необходимо иметь в виду, что у детей может легко развиться обеднение крови хлором во время больших потерь жидкости (рвота, жидкий стул), особенно при пище, бедной хлоридами.

В настоящее время все больше выявляется значение для организма микроэлементов — веществ, содержащихся в тканях и соках в незначительных количествах. Среди них следует выделить кобальт, медь, цинк, никель, а также марганец, фтор, бром, хром и йод.

Несомненно участие микроэлементов в процессах кроветворения: кобальт входит в состав витамина В!2, медь необходима для эритропоэза, никель играет ту же роль, что и кобальт. Цинк концентрируется главным образом в энергично растущих тканях.

Водный обмен. Ни один из важнейших жизненных процессов не совершается в растущем организме без участия воды; все процессы обмена, ферментативные процессы, терморегуляция нарушаются при недостаточном количестве воды. Связь между энергией роста и интенсивностью водного обмена становится ясной из следующего примера: суточная прибавка веса ребенка в течение первых 6 месяцев, равная 20—25 г, состоит из 14—18 г воды, 2—3 г белков, 2—3 г жиров, 1 г минеральных солей. Чем моложе организм, тем он богаче водой: в тканях новорожденного до 70% воды, у взрослого человека 58—59%. Наибольшее количество воды содержат интенсивно растущие ткани (мускулатура, полостные органы, железы).

Характерной особенностью водного обмена, особенно у детей самого раннего возраста, является неустойчивость его: он легко нарушается от самых различных причин. Это зависит от того, что в организме ребенка преобладает внеклеточная вода, участвующая в водном обмене, тогда как у взрослого количество внутриклеточной воды втрое превосходит внеклеточную.

Объясняется это несовершенной регуляцией водного обмена со стороны центральной нервной системы, эндокринного аппарата и колеблется в довольно широких индивидуальных пределах.

Большая потребность в воде отличает растущий организм. В течение первого месяца жизни необходимо 150— 200 мл жидкости на 1 кг веса ребенка в сутки; эта потребность немного снижается (до 120 мл на 1 кг веса) к 6 месяцам, а к концу первого года жизни равна 100 мл на 1 кг веса. Двухлетние дети должны получать на 1 кг веса 95 мл, в возрасте 5—6 лет—56—60 мл, 12—15 лет — 40—45 мл на 1 кг веса в сутки. Разумеется, пределы потребности в воде меняются в соответствии с индивидуальными особенностями организма. Установлена определенная связь между водным обменом и обменом белков, жиров, витаминов, минеральных веществ: при белковой пище потребность в воде повышается.

Углеводы способствуют задержке воды у детей раннего возраста. В организме задерживается лишь 1% введенной воды. До 60%^ полученной воды выделяется почками, остальное количество — кожей, легкими и кишечником.

У детей раннего возраста недостаток воды вызывает тяжелые расстройства в виде токсикоза и нарушений межуточного обмена. Это имеет большое значение при самых различных заболеваниях. Ликвидация же расстройств водного обмена является одним из важнейших лечебных мероприятий.

Обмен витаминов. Громадное значение для жизни и развития организма имеет обмен витаминов. Установлено, что витамины являются участниками процессов распада пищевых веществ (витамины Вь В2, РР), они способствуют освобождению энергии. Известно свыше 100 отдельных ферментов, в состав которых входят витамины. В настоящее время выясняется участие витаминов в белковом обмене, в процессе образования аминокислот (В2, Bi2), а также в обмене жиров (пантотеновая кислота, нуклеиновая кислота, фолиевая кислота, B12).





Comments are closed.