МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Гигиенические требования к мебели и освещению

Рубрика: Особенности детского организма

МЕБЕЛЬ

Наряду с рациональным построением занятий большое значение для охраны зрения имеет правильная посадка, т. е. поза детей во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно сидит, не нагибается, не сутулится во время занятий. При нормальном положении туловища расстояние от глаз до рабочей поверхности стола равно 30—35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы.

Надо помнить и о рациональной расстановке мебели в групповой комнате, с тем чтобы получить наилучшие условия естественного освещения стола, за которым сидит ребенок. Столы должны стоять в самой светлой части комнаты, ближе к светонесущей стене. В стар­ших группах двухместные столы для занятий ставят в два ряда на расстоянии 0,5 м от окон так, чтобы свет падал слева. Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств.

ОСВЕЩЕННОСТЬ ПОМЕЩЕНИЙ

Естественное освещение, Каковы же условия, от которых зависит улучшение естественного освещения?

Прежде всего, ориентация окон зданий на юг, юго-восток и восток; это обеспечивает более высокий уровень освещенности и возмож­ность широкого и раннего проветривания помещений в результате прямого попадания солнечных лучей!

Цветы, поставленные на подоконники, а не в простенках между окнами, значительно ухудшают освещенность. Их лучше располагать возле окон на специальных подставках или на полу и простенках между окнами. Занавеси на окнах в групповой комнате должны быть светлыми, висеть по краям оконного проема (на 10-15см | его край); ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна,

Загрязненность окон, особенно выходящих на улицу, значительно снижает освещенность помещения (до 40%). Источником загрязне­ния может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения.

Очень важно регулярно, один раз в неделю, мыть иди протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не менее трех раз в году снаружи. Благоприятные общие световые условия создаются при максимальном отражении и использовании солнечных лучей, проникающих внутрь помещения. При этом большое значение имеет окраска отражающих поверхностей (потолок, стены, мебель). Пра­вильная окраска должна обеспечивать также благоприятное распре­деление цветовых контрастов между поверхностями, находящимися в поле зрения детей. Это в большей степени определяет благоприятную световую среду для зрительной работы.

Искусственное освещение

В детских учреждениях широко ис­пользуется искусственное освещение, причем не только в вечерние часы, но и в утренние и дневные, особенно в осенне-зимний период. Поэтому для охраны зрения детей весьма важен вопрос о так называемом сов­мещенном освещении, т. е. дополнительном включении искусствен- ного освещения.

Смененное освещение безвредно. Надо лишь заботиться о том, чтобы не ощущались два совершенно раздельных световых потока.

Для обеспечения хороших условий освещения решающее значе­ние имеет тип светильника, т. е. источник света с арматурой, и пра­вильная схема его размещения в помещении. Светильники, применяемые для освещения детских учреждений, могут быть двух ти­пов: равномерно рассеянного светораспределения, когда в каждую полусферу излучается не менее 50% всего потока (тип закрытой люцетты и молочного шара); преимущественно отраженного светораспределения, когда основной поток направлен на потолок и верхнюю часть стены (от 60 до 90%) и отражается от них вниз на рабочие места. К этому типу светильников относятся кольцевые светильники (СК—300), наиболее предпочтительные для детских учреждений.

В семье, как правило, на освещенность помещений обращается мало внимания. Часто можно видеть, что дети рассматривают или раскрашивают картинки, вышивают, читают, рисуют, занимаются музыкой не только в самой неудобной позе, но и в темных местах ком­наты и даже спиной к свету. Для создания уюта окна завешиваются красивыми, но не пропускающими свет занавесками. Поэтому надо рекомендовать родителям по возможности выделить ребенку наибо­лее светлую часть комнаты для его игр и некоторых обязательных за­нятий. Родители должны следить за тем, чтобы в помещение проника­ло достаточно солнечного света.

Можно также наблюдать, что в вечерние часы дети занимаются работой, связанной с участием зрения, при общем освещении ком­наты декоративными светильниками, естественно, не отвечающими гигиеническим требованиям.. И в домашних условиях очень важно, чтобы дети во время занятии и даже во время игры пользовались местным освещением. Лучше всего для этого использовать светиль­ники типа школьных. Они снабжены непрозрачными абажурами, имеют широкий выход света, направленный на рабочее место, в них используются электрические лампы относительно невысокой мощно­сти — от 60 до 75 Вт.


« Организация медицинского наблюдения за зрением детей ||| Как уберечь зрение у ребенка »



Comments are closed.