МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Рациональное питание детей

Рубрика: Особенности детского организма

Рациональное питание—одно из условий сохранения жизни и здоровья человека. Роль питания в детском возрасте особенно ве­лика. Интенсивно протекающие процессы роста и развития, ха­рактерны для детского организма, обеспечиваются лишь при условии получения организмом в соответствии с возрастными потребностями энергетических веществ. Рациональное питание оказывает благо­приятное влияние на физическое и нервно-психическое разви­тие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям; об этом важно знать родителям.

До поступления в детское учреждение родители получают реко­мендации по вскармливанию и питанию детей в детской поликлини­ке. Если в первые месяцы жизни ребенка у матери не хватает груд­ного молока, то недостающее количество компенсируют так назы­ваемыми «адаптированными» смесями (или, другими словами, при­ближенными по составу к женскому молоку), которые в настоящее время в значительном количестве выпускает наша промышленность. К ним относятся сухие молочные смеси, кисломолочные адаптированные смеси — ацидофильная смесь; кисломолочные продукты распространены в республиках Средней Азии.

Начиная с 4,5—5 месяцев ребенок нуждается в более разно­образном наборе продуктов — он получает прикорм: овощи, каши, творог, мясо (протертое) и т. д.

После года, особенно начиная со второй половины второго года жизни, ассортимент продуктов расширяется; если нет каких-либо противопоказаний по состоянию здоровья, ребенок ест практически все, но на втором году жизни, пища пока еще измельчена.. На про­тяжении всех периодов детства ребенок должен получать не менее 500,0 молока в сутки, пища должна быть витаминизированной.

К сожалению, практика показывает, что на втором году жизни ребенка не все родители внимательно относятся к советам врача по организации правильного питания дома и в дошкольные учреждения такие дети пос­тупают неподготовленными: едят только слишком измельченную или од­нообразную пищу, не умеют есть самостоятельно, а некоторые получают пи­щу только из соски,

Следует четко представлять, что является важнейшими компо­нентами пищи, которые усваиваются организмом в процессе пище­варения. Особое место занимают белки. Они служат основным плас­тическим материалом для строительства клеток и тканей. При дли­тельном недостатке в организме белка отмечается задержка в физи­ческом и умственном развитии ребенка,, снижается сопротивляе­мость его к возбудителям различных болезней.

Важно не только количество, но и качество белка. Полноценными белками богаты мясо, яйца, молоко, сыр, творог, из растительных продуктов — пшеница, бобовые, крупы, картофель.

Оптимальный аминокислотный состав пищевого рациона дости­гается только при правильном сочетании белков животного и рас­тительного происхождения. Чем младше ребенок, тем больше он должен получать белков животного происхождения (от 1 года до 3 лет —75%, от 4 до 6 лет —65%, от 7 лет и старше —50%). Орга­низм ребенка может строить свои собственные белки только при на­личии всех аминокислот, находящихся в пище в определенных соот­ношениях.

Отрицательное влияние на организм оказывает не только ма­лое количество белка, но и его избыток. Это приводит к нарушению работы почек, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям.

Важное значение в питании детей имеют жиры. Они обеспе­чивают энергетические траты, способствуют лучшему усвоению бел­ков, являются носителями жирорастворимых витаминов. Однако как избыток жира, так и недостаточное его количество отрицательно влияют на организм. В первом случае нарушается усвоение белка, угнетается секреция пищеварительных желез, возникает ожирение, нарушающее деятельность внутренних органов и систем. При недос­татке жира замедляется рост и развитие организма, снижается его сопротивляемость к инфекциям, появляются воспалительные изме­нения на коже, расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Кроме количества, важен также и состав жира, наличие в нем так называемых ненасыщенных жирных кислот, которые со­держатся главным образом в растительном масле.

К основным пищевым веществам относятся также углеводы. Они являются главным источником энергии, способствуют нормальному перевариванию и усвоению жиров и белков, богаты клетчаткой, улучшающей передвижение пищевых масс по кишечнику. При не­достаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвоение других пищевых веществ (белков и жиров), ухудшается пищеваре­ние. При избытке углеводов происходит усиленное образова­ние жира, понижается сопротивляемость детского организма забо­леваниям, повышается вероятность появления аллергических реакций.

Обязательной составной частью пищевого рациона яв­ляются минеральные вещества.

Ребенку они нужны для пра­вильного роста и развития кост­ной, мышечной, кроветворной и нервной ткани. В случаях недос­таточного поступления в орга­низм минеральных веществ воз­никают различные нарушения обменных процессов. Среди ми­неральных веществ особое зна­чение для детей имеет кальций, который принимает актив­ное участие в образовании кост­ной ткани, зубов, необходим для правильного функционирова­ния нервной и мышечной сис­тем, участвует в процессах свер­тывания крови. Фосфор необ­ходим для Нормального роста и развития костной ткани, дея­тельности головного мозга, при­нимает участие в белковом и жировом обмене. .Железо яв­ляется составной частью гемо­глобина, при его недостатке возникает определенная форма малокровия (так называемая железодефицитная анемия). Очень важным является также снабжение организма ребенка солями магния, натрия и калия. Эти элементы регули­руют солевой обмен.

В пище ребенка должны присутствовать и микроэлемен­ты — вещества, содержащиеся .в организме в очень малых ко­личествах, но необходимые для его жизнедеятельности. К мик­роэлементам относятся цинк, медь, марганец; кобальт, фтор, йод и др. Доказано, что они выполняют функцию уско­рителей химических реакций в организме, входя в состав фер­ментов, гормонов. Микроэлементами богаты печень, яичный желток, овощи.

Нельзя не сказать и о воде, которая также является компо­нентом пищи, Все процессы об­мена веществ, происходящие в организме, возможны только при участии воды, благодаря растворению в ней многих хи­мических соединений. Она не­обходима для удаления шлаков из организма, так как конечные продукты обмена выводятся в виде водных растворов. Вместе с растворимыми минеральными веществами вода обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Для ребенка вреден как избыток», так и недостаток воды. При избыточном введении жидкости происходит набуха­ние клеток и тканей, возникают дополнительные нагрузки на сердечно-сосудистую систему, почки. Недостаточное количест­во воды приводит к развитию сгущения крови, повышению температуры, нарушению про­цессов пищеварения.

Потребность ребенка в воде зависит от возраста: чем млад­ше ребенок, тем в больших ко­личествах жидкости на 1 кг мас­сы тела он нуждается. Потреб­ность ребенка в воде удовлет­воряется в основном за счет жидкости, входящей в состав пищи. При достаточном коли­честве жидкости в пище потреб­ность в дополнительном питье у маленьких детей невелика и составляет до 100 мл в сутки.

Последнее, на что следует обратить внимание, говоря о различных компонентах пи­щи,— это витамины. Их значе­ние в питании ребенка очень велико. Они регулируют процессы обмена, играют большую роль в повышении сопротивляе­мости детского организма, тес­но связаны с процессам/и роста и развития, входят в состав ферментов, участвуют в процес­сах кроветворения. Витамины частично образуются, в организ­ме, но большая их часть вводит­ся с пищей.

Витамины делятся на две большие группы: растворимые в воде (водорастворимые) и растворимые в жирах (жиро­растворимые). К водораст­воримым витаминам относятся аскорбиновая кислота (витамин С), тиамин (вита­мин B1), рибофлавин (вита­мин В2)., пиридоксин (вита­мин B6), кобаламин (витамин В12), пантотеновая кислота (ви­тамин В5).

К жирорастворимым витаминам относятся рети­нол (витамин А), токоферол (витамин Е), кальциферол (ви­тамин D2), викасол (вита­мин К)

При достаточно полноцен­ном и разнообразном питании, включающем овощи и фрукты, организм получает необходи­мое количество витаминов. Вес­ной в пищу ребенка обязатель­но следует дополнительно вво­дить витамин С.

На протяжении первых трех лет жизни ребенка важно пра­вильно осуществлять методику его кормления. Выработка по­ложительного отношения к приему пищи, к вводимым но­вым пищевым продуктам, нако­нец, формирование навыка са­мостоятельной еды имеет боль­шое значение для здоровья и развития малыша. Этот процесс начинается с периода новорож денности.

Существенным в методике кормления детей до 1 года яв­ляется обязательное при искус­ственном и смешанном вскарм­ливании применение смесей или других видов докорма (до 3— 4 месяцев) через соску, так как такой прием пищи наиболее фи­зиологичен в данном возрасте. Если ребенок получает докорм из-за нехватки у матери грудно­го молока, то это дается после того, как ребенок высосал ка­кое-то количество молока из груди матери. Если сначала да­вать пищу из бутылочки, а по­том грудь, то он перестанет брать грудь и, таким образом, лишится даже того количества молока, которое есть у матери.

Прикорм следует давать в начале кормления; будучи го­лодным, он охотнее ест непри­вычную для него пищу. Кормят малыша из ложки, так как это обычно уже густая пища, ее ре­бенок дольше держит во рту, чтобы появилась слюна, что готовит его к процессу же­вания.

В начале второго года жиз­ни надо стараться формировать у ребенка навык самостоятель­ной еды; это важно для активи­зации всей системы пищеваре­ния и для развития у него зубо-челюстного аппарата, своевре­менной выработки культурно-гигиенических навыков во вре­мя еды. Тогда уже к 3 годам жизни малыш может самостоя­тельно и аккуратно есть не толь­ко твердую, но и жидкую пищу, при этом пользоваться ложкой, салфеткой, учится пользовать­ся вилкой.

Для обеспечения физиологических потребностей дети в возрасте старше года должны получать пищу 4 раза в сутки. Однако до 1,5 лет они могут получать пятое кормление — кефир или молоко (если ребенок просыпается в 23—24 часа или в 6 часов утра).

Наиболее целесообразным нужно считать режим питания, при котором завтрак и ужин составляют по 25% всей суточной нормы, обед —35%, полдник —15%. Пища ребенка до 1,5 лет должна быть, как указывалось выше, измельченной. Необходимо следить, чтобы продукты высокой калорийности ребенок получал в первую половину дня (о калорийности продуктов см. на с, 14).

Процесс еды следует организовать так, чтобы у детей возникло положительное отношение к пище. Не следует насильно кормить ребенка или отвлекать его во время приема пищи. Большое значение для сохранения аппетита имеет общий режим дня.

Пища ребенка должна быть разнообразной начиная с первых месяцев жизни. Даже при грудном вскармливании детям с первого месяца рекомендуется вводить соки, а с 1,5 месяцев — фруктовое пюре. Соки вводят в рацион питания постепенно, начиная с 0,5—1 чайной ложки (5 мл) в день, увеличивая это количество на 5 мл ежедневно, и в течение недели доводят до 30—35 мл. Давать соки следует после еды, так как их употребление перед едой может пони­зить аппетит — они содержат сахар. Из соков лучше использовать яблочный, черносмородиновый, абрикосовый, морковный, томатный. Клубничный и земляничный соки на первом году жизни давать не следует, так как эти ягоды очень трудно промыть и, кроме того, они часто вызывают экссудативные проявления. Сок цитрусовых (апель­синовый, мандариновый, лимонный) надо давать с осторожностью: эти продукты также могут вызывать у детей аллергические реакции. Не рекомендуется на первом году жизни поить ребенка и виноград­ным соком, который нередко вызывает усиленное брожение в ки­шечнике.

С 1,5—2 месяцев в рацион питания можно вводить яблочное пюре. Начинают давать его с 1 чайной ложки и постепенно увели­чивают дозу до 50 г, а к 10—12 месяцам — до 100 г. Фруктовое пюре можно делать и из других фруктов, обладающих нежной клет­чаткой (например, бананы). Детям, страдающим запорами, реко­мендуется давать пюре из чернослива (от 2 до 4 чайных ложек в день в зависимости от возраста ребенка). Используют и консервирован­ные фруктовые пюре, выпускаемые нашей промышленностью для детского питания.

С 3,5 месяцев в питание ребенка необходимо включать творог. Начинают давать, его по 1 чайной ложке, постепенно увеличивая это количество до 40 г (8 ч. л.). В этом же возрасте начинают вво­дить в рацион сливки—5—10 мл (1—2 ч. л.). С 4 месяцев дают яичный желток как источник кальция, фосфора, железа и витами­нов A, D, В), Во, РР, а также как продукт, содержащий легко усваи­ваемый и ценный белок. Желток лучше давать с кашами и с овощным пюре. Сначала дают 1/4 желтка, а с 5 месяцев —1/2 яичного желтка; давать его следует в вареном виде.

С 4,5 месяцев вводится прикорм в виде овощного пюре. Начи­нают давать его с 3—4 чайных ложек и постепенно, в течение 10—12 дней, норму питания доводят до 100—Г50 г. Пюре должно быть хорошо гомогенизировано и не вызывать затруднений при гло­тании. Овощное пюре дается в одно из грудных кормлений, лучше днем. Не рекомендуется начинать прикорм в жаркие дни и при заболевании ребенка, так как в этих случаях новая пища может плохо перевариваться и вызывать кишечные расстройства. К овощ­ному пюре можно добавлять 5 г сливок, а в дальнейшем — протер­тое мясо. Используют и овощное пюре, выпускаемое промышлен­ностью. Очень полезны и обладают хорошими вкусовыми качества­ми овощные пюре, приготовленные из нескольких видов овощей — картофеля, горошка, моркови, кабачков и др. Консервированные пюре дают так же, как и приготовленные в домашних условиях: начинают с 1—3 чайных ложек и постепенно доводят до 100—150 г.

С 5,5—6 месяцев вводят второй прикорм — каши, сначала 5— 8, а затем 1.0%. Предпочтение следует отдавать смешанным кашам, которые готовятся из муки различных круп (овсяной, гречневой, рисовой). Каши готовят на цельном молоке с добавлением сахара (5 г на 100 г каши) и сливочного масла (3 г на 100 г каши).

С 7 месяцев для повышения секреторной активности желез пищеварительного тракта в питание’ ребенка включается мясной бульон, богатый экстрактивными веществами в количестве 20— 30 мл. Бульон дается с белым сухариком (2—3 г).

С 7,5—8 месяцев следует вводить мясо в виде фарша (10—20 г) из говяжьего или куриного мяса. В этом же возрасте третье кормле­ние заменяется цельным молоком или кефиром с сухариками или печеньем.

Режим кормления в этом возрасте целесообразно построить сле­дующим образом: в б часов утра—грудное молоко; в 10 часов — завтрак: 8—10% молочной каши (180 г) с половинкой яичного желт­ка, яблочное пюре (50 г); в 14_часов — обед: мясной бульон (50 г) с сухарем (5 г), овощное пюре (180 г), мясной фарш (30 г), фрукто­вый сок (40—50 г); в 18 часов — кефир или цельное молоко; в 22 ча­са — грудное молоко (или адаптированную молочную смесь при искусственном вскармливании).

С 10 месяцев мясной фарш можно заменить фрикадельками, а позже паровыми котлетами. Детям разрешается давать мясные консервы, выпускаемые промышленностью специально для детского питания.

В этом же возрасте желательно ввести в рацион ребенка-рыбу нежирных сортов (судак, треска и др.). Рыба дается вместо мяса в виде фарша на обед с овощным пюре. При наличии аллергических реакций кормить ребенка рыбой не рекомендуется. Детям-аллерги­кам следует исключать из рациона те, пищевые продукты, которые усиливают проявление экссудативного диатеза. После года посте­пенно продолжают разнообразить пищу. До 1 года б месяцев ее дают еще в достаточно измельченном виде, а затем малыша посте­пенно переводят на общий пищевой режим.

Рекомендуемые сроки введения и примерное количество первою года жизни (на отдельных продуктов (для коррекции питания) и прикорма детям естественном вскармливании)





Comments are closed.