МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Анатомо-физиологические особенности детей

Рубрика: Особенности детского организма

Ребенок — не маленькая копия взрослого человека. Его развитие сопровождается вменениями в организме, которые имеют количественные качественные показатели и зависят как от биологических, так и от социальных факторов. Каждому возрасту присущи свои особенности.

В нашей стране сложилась система условного разделения так называемого школьного периода детства на следующие возрастные группы: младший школьный возраст (дети 7—10 лет — ученики 1—3-х классов), средний школьный возраст (подростки 11 —15 лет — ученики 4— х классов), старший школьный возраст (юноши и девушки 16—17 лет — ученики 10—11-х классов).

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие организма, например, рост ежегодно увеличивается на 3—5 см, а масса на 2—2,5 кг. Причем большой разницы между мальчиками и девочками по некоторым показателям развития в этом возрасте не наблюдается. Так, в 7 лет масса тела у мальчиков больше массы девочек всего на 0,2 кг, а в 10 лет — меньше на 0,4 кг. Рост 7-летних мальчиков превышает рост девочек этого возраста на 1 см, а в 11 лет рост девочек больше на 0,6 см. возрасте 7—10 лет пропорции частей тела у мальчиков и девочек почти одинаковы, окружность груди у девочек 1,2—2 см меньше, чем у мальчиков, а жизненная емкость легких меньше на 100—200 см. Процесс окостенения еще не окончился, поясничная кривизна позвоночника не сформировалась и не закрепилась, кости таза не срослись, скелет легко подвержен деформации. Позвоночник отличается большой гибкостью и подвижностью. Мышцы и связочный аппарат слабые — необходимо большое напряжение мышц, чтобы удержать позвоночник в вертикальном положении. По этой причине возможны искривления его в результате неправильного положения тела, односторонней нагрузки и большого мышечного напряжения. В положении позвоночника часто встречаются следующие отклонения от нормы: боковые искривления (сколиозы), плоская, седлообразная, сутуловатая и круглая спина.

В этом возрасте постепенно завершается окостенение кистей рук, что придает им некоторую стойкость — важное качество, необходимое для работы.

Значительного внимания требует симметричное развитие левой и правой рук. С этой целью используют упражнения с малыми и большими мячами, прыжки с короткой скакалкой, ходьбу на лыжах, плавание и другие упражнения. Активная мышечная деятельность способствует также развитию костей. Они лучше растут и укрепляются у тех детей, которые систематически занимаются физической культурой и принимают участие в физическом труде. Однако занятия должны быть посильными для ребенка. Чрезмерные мышечные нагрузки могут привести к преждевременному окостенению и задержке роста. В 11 —12 лет химический состав костей ребенка почти такой же, как и у взрослого человека. В дальнейшем завершение окостенения ведет к постепенному прекращению роста тела.

Мышечная система ребенка развивается довольно интенсивно, но неравномерно: отстают в развитии мелкие мышцы. У школьника 7—8 лет мышцы составляют 27% массы тела, а в 15 — 33%. Сила мышц рук увеличивается приблизительно на 2 кг ежегодно. В 10 лет сила правой руки достигает 16—17 кг, а в 12 лет — 21—22 кг. Сила >1шц кисти у девочек в 7—8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг, а в 11 —12 лет — на 10 кг.

Развитию мышц способствуют движения: гимнастические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе. Ведь желание бегать, лазить, прыгать, просто двигаться — миологическая потребность ребенка.

Сердечно-сосудистая система младших школьников де находится в стадии развития и совершенствования, однако она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма.

Сердечная мышца ребенка 7—8 лет еще сравнительно слаба. В этом возрасте масса сердца и масса тела находятся примерно в таком же соотношении, как у взрослых. Однако снабжение кровью всех тканей тела происходит вдвое быстрее благодаря большей частоте сердечных сокращений и более быстрому кровообращению. Этим самым обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Частота пульса в возрасте 11 лет колеблется между 84—90 уд. в 1 мин (у взрослого 70—72), а величина кровяного давления во время сокращения сердца — от 96 до 108 мм рт. ст., повышаясь каждым годом на 3—4 мм.

Процесс развития сердца и его сложного нервного аппарата еще не закончен, чем и объясняются различные колебания частоты пульса, нарушения ритма сокращений сердечной мышцы под влиянием иногда совсем незначительных причин. В то же время сердце ребенка быстро приспосабливается к физическим нагрузкам, так как у детей сравнительно более широкий просвет артерий по отношению к объему сердца при хорошей эластичности кровеносных сосудов.

Использование средств физического воспитания — прекрасный способ укрепления сердечно-сосудистой системы. Неправильный режим, оберегание детей от физических упражнений, двигательной деятельности могут явиться причиной плохого развития сердечно-сосудистой системы.

В тесном взаимодействии с системой кровообращения находятся органы дыхания. Они обогащают кровь кислородом, который необходим для окислительных процессов, протекающих в тканях

Окружность грудной клетки намного увеличивается, ее форма становится более приспособленной к выполнению своей функции.

В этом возрасте наблюдается относительная слабость дыхательных мышц. Меньшая глубина дыхания компенсируется сравнительно большей его частотой—от 20 до 22 раз в минуту, а воздух, который выдыхает ребенок, имеет только 2% углекислоты против 4% у взрослого человека. Жизненная емкость легких, т. е. количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимально глубокого вдоха, в период с 7 до 12 лет увеличивается с 1300 до 2000 см3. Намечается дифференциация типов дыхания: у мальчиков — диафрагмальное, у девочек — грудное.

Приучайте ребенка к правильному дыханию. Как же правильно дышать? Какие резервы имеет дыхательный аппарат? Прежде чем ответить на эти вопросы, вспомним, какой путь проходит воздух, попадая в наш организм. Через рот и ротовую полость воздух поступает в носоглотку, оттуда через гортань — к дыхательному горлу, трахее и бронхам. Бронхи, подобно дереву, разветвляются сначала на большие, а потом на все меньшие и совсем маленькие бронхиальные веточки, которые переходят в альвеолярные ходы легких. Эти веточки называются бронхиолами. Они оканчиваются группами мельчайших пузырьков — альвеолами.

Тончайшие стенки альвеол покрыты сеткой кровеносных капилляров. Количество альвеол очень велико: в обоих легких их несколько миллионов, а их поверхность равна приблизительно 100 м2.

Как же правильно дышать — чаще, сильнее? Нет, реже, но глубоко. Частое дыхание — поверхностное, воздух, не успевая дойти к альвеолам, сразу же выталкивается из легких.

Почему редкое, но глубокое дыхание считается наиболее целесообразным с физиологической точки зрения, наиболее полезным для здоровья?

Известно, что вдыхаемый воздух содержит в среднем 1% кислорода. Во время поверхностного дыхания человек выдыхает 15—17% кислорода, т. е. организм получает всего 4%. Объясняется это тем, что при поверхностном дыхании кислород не проникает в глубину альвеол. Во время глубокого дыхания чистый воздух проходит значительно глубже в легкие и благодаря этому кровь лучше насыщается кислородом.

Кроме того, глубокое дыхание — наилучший способ массажа сердца: ведь сердце лежит в углублении между легкими и, когда мы дышим, они то нажимают на сердечную мышцу, то отпускают ее, давая возможность ей расшириться. Глубокое дыхание способствует лучшему питанию сердца, оберегает его от перенапряжения, улучшает пищеварение.

Приучайте ребенка дышать носом. При таком способе дыхания воздух поступает в легкие предварительно подогретым и очищенным от пыли в носовой полости, а углекислота выводится из легких активнее и полнее. Дыхание детей иногда усложняется в результате узости носовых проходов или в случае разрастания рыхлой аденоидной сани. Лучшим средством развития дыхательного аппарата являются занятия физическими упражнениями, особенно на свежем воздухе.

В организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. Во время движения человека они усиливаются. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершенней строение организма живого существа.

Выдающийся физиолог И. М: Сеченов подчеркивал, что все нескончаемое многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится в конечном счете лишь к одному явлению — мышечному движению.

Движения обусловливаются различными причинами. Они могут быть результатом желания выполнить утреннюю гигиеническую гимнастику после сна, потребности удовлетворить жажду, необходимости нажать кнопку звонка и тому подобное. Даже самое простейшее из них осуществляется при участии многих мышц: сокращение одних обеспечивает основное движение, деятельность других способствует плавности и размеренности движений.

Во время занятий физическими упражнениями процесс формирования новых движений улучшается и одновременно обогащается арсенал разнообразных двигательных навыков ребенка. При этих условиях новые спортивные, бытовые и другие движения формируются значительно легче. В отдельных случаях достаточно лишь несколько раз повторить новое движение и оно становится совершенным по координации и выполняется автоматически.

При правильном чередовании мышечной работы и отдыха пополнение израсходованных веществ осуществляется с некоторым увеличением, то есть повышаются рабочие возможности мышцы. Благодаря мышечной деятельности костный аппарат ребенка приобретает большую механическую прочность, увеличивается масса костного вещества (кости становятся более массивными), укрепляется его структура. Увеличивается толщина и укрепляется строение связок, сухожилий, суставных сумок и фасций, которые становятся более прочными и эластичными.

Существует тесная взаимосвязь между деятельностью мышц и функциональной активностью внутренних органов. Изменения в деятельности сердца, легких, почек и других органов начинают проявляться еще во время подготовки к движениям.

В ходе их выполнения сигналы, приходящие от мышц, приспосабливают деятельность внутренних органов к запросам в кислороде и продуктах питания. Устанавливается полноценная координация в работе мышц и внутренних органов и повышается их работоспособность.

Наиболее выразительно реагируют на мышечную деятельность сердечно-сосудистая и дыхательная системы, перестраивает свою работу и, приспосабливаясь к значительным нагрузкам, начинает функционировать намного экономнее не только во время мышечной деятельности, но и в состоянии покоя. Разные виды мышечных нагрузок влияют на легочную вентиляцию, поглощение кровью кислорода из воздуха и выделение углекислоты из легких. Расширение и сжатие грудной клетки, которые ритмично чередуются и обеспечивают дыхание, производятся скелетными мышцами. Иногда вдох и выдох могут е совпадать с расширением или сжатием грудной клетки, го вызвано тем или иным движением или упражнением.

При этом случае легочная вентиляция происходит за счет поверхностного дыхания. При этих условиях газообмен легких неполноценный. В процессе занятий физическими упражнениями увеличивается сила дыхательных мышц, совершенствуется газообмен в легких и тканях. Большое качение во время занятий приобретает сознательное согласование движений с дыханием. При, этом быстрее формируется более совершенный механизм дыхания, оптимальное количество и глубина вдохов и выдохов.

Во время выполнения физических упражнений устанавливается более полноценная координация между работой мышц и внутренних органов. Совершенствуется их функция. Внутренние органы начинают работать более экономно, с меньшими затратами. Это относится к печени, очкам и желудочно-кишечному тракту.

Вся деятельность мышц и внутренних органов во время движений направляется и регулируется нервной системой, функции которой совершенствуются во время занятий физическими упражнениями и спортом. Информация от органов движений, чувств и внутренних органов с годами становится полноценнее.

Двигательная деятельность совершенствует органы чувств. Мышечно-суставное чувство, как известно, отлично развито у артистов цирка, мастеров балета, гимнастов, акробатов, лыжников, фигуристов и т. д.

Под влиянием занятий физическими упражнениями улучшается и совершенствуется равновесие, чувствительность к прикосновению. Развивается способность анализировать сигналы и ощущения, приходящие к нервной системе во время движений, и формировать нужные ответы в виде двигательных действий. Кроме этого, центральная нервная система обогащается большим запасом разных нервных связей, Это делает ее пластичной и способной быстрее формировать новые движения. Более простые из них могут сразу же преобразоваться в полноценные координированные двигательные навыки.

Последовательность, характер и интенсивность физического развития в большой степени определяются деятельностью Желез внутренней секреции. С их работой связаны процессы роста как всего организма, так и его отдельных частей, характер и интенсивность процессов обмена веществ, работа мышц и центральной нервной системы, развитие первичных и вторичных половых признаков и т. д. Железы внутренней секреции формируются и начинают влиять на развитие организма в разные годы жизни ребенка. Так, зобная железа, гормон которой регулирует процесс роста организма, достигает максимального развития к 8—10 годам жизни ребенка; она влияет также на развитие организма в период полового созревания и в юношеском возрасте. Нарушение функции зобной железы может привести к задержке роста, преждевременному развитию половых желез и тому подобным явлениям.

На процессы роста влияет также функция щитовидной железы, усиленное развитие которой происходит в течение первых 20 лет жизни человека. От ее нормальной деятельности зависит также своевременное прорезывание зубов, развитие многих внутренних органов и головного мозга.

Недостаточная деятельность щитовидной железы может привести к ослаблению работы коры головного мозга и задержке психического развития. Усиление ее функции резко возбуждает центральную нервную систему, нарушает обмен веществ, ускоряет ритм сердечных сокращений.

Особую роль в физическом развитии ребенка играют половые железы. В период полового созревания резко изменяется весь внешний вид человека, деятельность вегетативной и центральной нервных систем становится более интенсивной.

Гипофиз, надпочечная железа и другие железы внутренней секреции регулируют процессы роста и жизнедеятельности организма. Они ускоряют и задерживают возбуждение и торможение в коре головного мозга. Нормальное развитие и деятельность желез внутренней секреции зависят от выполнения ребенком правильного режима дня и гармоничного физического развития его организма.

Итак, из всего сказанного становится понятным, что под влиянием разнообразной мышечной деятельности, в частности, систематических и правильно организованных занятий физическими упражнениями и спортом, происходит процесс тренировки организма ребенка: совершенствуется и. развивается строение тела, повышается работоспособность, уменьшается расход энергетических веществ для выполнения одинаковой работы, а также в состоянии покоя для поддержания нормальной жизнедеятельности. Кроме этого, совершенствуются терморегулирующие механизмы, благодаря чему организм быстро приспосабливается к различным колебаниям температуры и атмосферного давления. А это, как известно, уменьшает количество заболеваний. Систематические занятия физическими упражнениями и спортом способствуют улучшению состава крови и общей иммунологической реактивности организма, в частности, повышению фагоцитарной активности лейкоцитов крови и бактерицидной функции кожи.





Comments are closed.