МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Диспансеризация детей в лечебно-профилактических учреждениях

Рубрика: Детские болезни

Диспансеризация, или диспансерный метод наблюдения, явля­ется ведущим в работе лечебно-профилактических учреждений, кото­рый определяет профилактическое медицинское обслуживание всего населения нашей страны. Особое место в этой работе занимает дис­пансеризация детей.

Во всех городах и в сельской местности все дети — здоровые и больные — с первых дней жизни до окончания средней школы нахо­дятся под диспансерным наблюдением медицинских работников. Отметим, что диспансеризация детей включает два взаимосвязанных раздела работы, от успеха каждого из них зависит здоровье ре­бенка.

1. Периодические профилактические осмотры всех детей в поли­клинике (или в дошкольном учреждении) начиная с первых дней их жизни с целью наблюдения за развитием, укреплением здоровья, выявления самых начальных форм заболеваний или предрасположен­ности к ним, назначения ряда профилактических и оздоровительных мероприятий.

2.          Активное повторное наблюдение за выявленными больными и детьми, взятыми на диспансерный учет, их оздоровление и лечение.

Проводят эту важную работу участковый педиатр, участковая меди­цинская сестра детской поликлиники, врачи-специалисты, медицинский персонал дошкольных учреждений, если ребенок их посе­щает.

Большая роль в успешном выполнении этой огромной работы принадлежит и родителям. Родители должны понимать важность дис­пансерных профилактических осмотров, проводимых в каждый воз­растной период жизни ребенка. Правильные и своевременные назна­чения по уходу, режиму дня, питанию, воспитанию, закаливанию, физическому воспитанию, по профилактике заболеваний родители могут получить на очередном диспансерном осмотре ребенка в поли­клинике или в дошкольном учреждении.

Почему именно в такие сроки следует осматривать детей? — Как мы уже говорили, в раннем и дошкольном возрасте происхо­дит процесс бурного морфологического роста и развития всех орга­нов, функциональное совершенствование всех систем организма ре­бенка. На этот период приходится несколько переходных возрастов в социальном плане: переход из условий семейного воспитания в условия воспитания детского учреждения — ясли, из яслей — в дет­ский сад и в 6—7 лет — начало обучения в школе.

Таблица 11 Диспансерное наблюдение детей от рождения до 7 лет

Бурный рост и функциональное развитие ребенка-дошкольника на фоне резко меняющихся условий среды воспитания могут привести к различным отклонениям в здоровье. Не пропустить их — вот главная задача этих профилактических осмотров. На каждом осмотре ребенку в зависимости от возраста назначаются соответствующий режим, питание, физические упражнения, способы закаливания, пре­параты для профилактики заболеваний, время проведения прививок, меры воспитательных воздействий — как и чем заниматься с ребен­ком, какие купить игрушки, физкультурные пособия, книжки; прово­дятся беседы по подготовке малыша в дошкольное учреждение, а если выявляются отклонения в здоровье, назначается лечение.

Ученые — медики и педагоги — доказали, что, чем раньше у ребенка выявляются отклонения от нормы в развитии и здоровье, тем с большим успехом можно с ними справиться, предупредить возникно­вение болезни (рахита, экссудативного диатеза, анемии, невротичес­ких реакций, различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма).

Если ребенок часто болеет острыми респираторными вирусными инфекциями, ринитами (насморк), отитом (воспаление среднего уха), то педиатр берет его на специальное диспансерное наблюдение. (См. таблицу № 12.)

Таблица 12. Диспансеризация часто болеющих детей

Специалист. Лабораторные исследования Кратность наблюде­ния (не менее) Место проведения осмотра
Врач дошкольного учреж­дения (прикрепленный пе­диатр) 3—4 раза в год Дошкольное учреждение
Отоларинголог 2 раза в.год Дошкольное учреждение или поликлиника
Стоматолог 1—2 раза в год Дошкольное учреждение
Врач-физиотерапевт 1—2 раза в год В поликлинике
Врач ЛФК (лечебной физкультуры) 1 раз в год В поликлинике
Другие специалисты По показаниям В поликлинике
Анализ крови 2 раза в год В дошкольном учрежде­нии или в поликлинике
Анализ мочи 2 раза в год В поликлинике
Другие исследования По показаниям В поликлинике

Результатом диспансеризации часто болеющего ребенка являет­ся назначение для его оздоровления комплекса мероприятий, кото­рые должны проводиться частично в дошкольном учреждении, а час­тично дома родителями этих детей.






Comments are closed.