МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Как лечить пиелонефрит

Рубрика: Внутренние органы

Родителей всегда интересует все, что связано с лечением ребенка: в чем оно состоит, сколько времени должно продолжаться, какого следует придерживаться режима, чем нужно кормить и др.

Когда врач ставит такой серьезный диагноз, как пиелонефрит, то это значит, что борьба с болезнью будет трудной и продолжительной. После выписки из больницы ребенок должен еще длительное время лечиться в домашних условиях. Поэтому от того, насколько твердо будут ро­дители придерживаться рекомендаций лечащего врача, за­висит многое.

В настоящее время антибактериальная терапия антибио­тиками и химиопрепаратами имеет ведущее значение в комплексном лечении пиелонефрита. И это не удивительно. По своей природе пиелонефрит относится к числу инфек­ционных воспалительных заболеваний. Поэтому, чтобы добиться выздоровления, надо ликвидировать микроб, вы­звавший воспалительный процесс.

Как показывает практика, проведения одного курса ле­чения каким-либо одним препаратом (например, оксациллином, левомицетином или фурагином) бывает недоста­точно, чтобы достигнуть этой цели. Необходимы много­кратные, причем непрерывные, курсы дачи антибиотиков и химиопрепаратов с последовательным их чередованием. Обычно ребенок должен принимать эти лекарства не менее 3—6 мес, а иногда и больше. Мы не случайно так подробно об этом говорим, поскольку нет-нет да и приходится встречаться с такими фактами, когда родители, видя внеш­нее благополучие ребенка, то ли по собственной инициативе, то ли по совету «добрых», «всезнающих» знакомых, пере­стают «пичкать» его лекарствами. Это совершенно недопустимо,

Надо твердо помнить: преждевременно прекращать прием назначенных медикаментов без разрешения врача опасно. Это таит угрозу обострения пиелонефрита, а с каждым новым обострением всё сложнее преодолевать недуг, причем средства, которые раньше помогали добиться улучшения, могут стать малоэффективными или совсем не оказывать никакого действия. Причина здесь в том, что при бесси­стемном применении антибактериальных препаратов бо­лезнетворные микробы становятся мало чувствительными к действию этих лекарств.

Некоторые родители рассуждают примерно так: «Док­тор, вы назначили моему ребенку таблетки. Но ведь это химия, а химия, как вы знаете, не безвредна. Не могли бы вы вместо таблеток полечить травами?» Что приходится отвечать в таких случаях? Ну, прежде всего вспомнить слова знаменитого медика прошлого Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство. Одна только доза делает вещество и ядом, и лекарством» — и добавлять от себя: «Это касается как фармацевтических препаратов, так и лекарственных трав. Некоторые травы для почечного больного тоже небезопасны и в известных случаях могут принести вред. Травы действуют не сами по себе, а опять-таки тоже за счет химических веществ».

У каждого лечебного средства есть определенные пока­зания к назначению. Например, в остром периоде заболе­вания не следует ждать эффекта от лечения только травами, так как по сравнению с антибиотиками и химиопрепаратами они обладают значительно меньшим антибактериальным действием. Поэтому они могут рассматриваться как дополнительные средства к антибактериальной терапии. Для большинства родителей такие разъяснения обычно являются убедительными, и больше они уже не занимаются само­стоятельным «улучшением» схемы лечения, а дают лекар­ственные таблетки, как предписано врачом.

Ни в коем случае не пытайтесь лечить ребенка сами, применять лекарства, которые, как вы слышали, «кому-то помогли». Из множества существующих средств врач выбирает в каждом отдельном случае те, которые наиболее действенны именно для данного ребенка. При этом обяза­тельно учитываются состояние больного, данные анализов мочи, крови, а также микробная флора, высеваемая из мочи, и ее чувствительность к антибактериальным препа­ратам. На сегодняшний день в арсенале нефрологов, к сожалению, нет пока антибактериального препарата, при­менение которого гарантировало бы стопроцентный лечеб­ный успех у всех без исключения больных.

Лечение пиелонефрита комплексное. Поэтому, помимо антибактериальных средств, врачи обязательно назначают ребенку витамины, соответствующую диету и режим пи­тания, определяют наиболее рациональные физические нагрузки.

Больным острым пиелонефритом в период обострения хронической формы заболевания назначают постельный режим, длительность которого диктуется продолжитель­ностью острого периода заболевания.

По мере снижения температуры, улучшения состояния и самочувствия ребенка, а также нормализации анализов крови и мочи постепенно переводят больного на так на­зываемый щадящий режим. Этот вид режима предусмат­ривает уже определенные физические нагрузки. Больному можно проводить утреннюю гигиеническую гимнастику, занятия лечебной физкультурой в положении «лежа-сидя» (см. сайт «Физкультура для всех» — http://fizkultura-vsem.ru/), разрешают прогулки на свежем воздухе, игры малой подвижности. После прогулок ребенок отдыхает в постели не менее часа. На щадящем режиме ребенок может находиться достаточно долго — и месяц, и два, и три, т. е. до тех пор, пока сохраняется активность процесса. Об этом нужно помнить, так как в этот период дети находятся уже не в больнице, а дома.

При стойкой нормализации анализов ребенка постепенно переводят на тренирующий режим. Здесь уже дополнитель­ный отдых в постели после прогулок на улице ограничивается 30 мин. Занятия лечебной физкультурой проводятся в положении «сидя-стоя», разрешаются игры средней подвижности (кегли, хороводные и др.) На тренирую­щем режиме ребенок тоже может находиться достаточно долго — и месяц, и два, и три.

Если анализы мочи нормальные в течение не менее года, назначают общий режим. В этот период в занятиях лечебной гимнастикой широко используются элементы спортивных игр. Дополнительный отдых в постели исключается. Школьникам разрешается заниматься физкультурой, но они не должны выполнять упражнения на снарядах и участво­вать в спортивных соревнованиях. Кататься на лыжах, велосипеде можно, но в меру, не перенапрягаясь; от бега на коньках надо воздерживаться.

Если школьник резко ослаблен болезнью, ему обычно предоставляют дополнительный выходной день среди не­дели. В некоторых же случаях, особенно когда ребенок недавно выписан из больницы, по договоренности с рай­онным отделом народного образования временно органи­зуется «школа на дому» — ребенок школу не посещает, преподаватели занимаются с ним дома.





Присвоена метка:

Comments are closed.