Обеспечение нормального психического развития ребенка
Рубрика: Особенности детского организмаЗдесь необходимо остановиться на факторах, влияющих на здоровье малыша: обеспечение положительного эмоционального отношения ребенка к окружающей обстановке, взрослым, воспитательным воздействиям; внимание к речевому развитию; организация бодрствования (возможность применения усложняющихся воспитательно-педагогических воздействий), профилактика переутомления. Рассмотрим каждый из этих факторов.
ЭМОЦИИ
Как радует родителей первая улыбка ребенка в первые недели его жизни! Чаще всего она появляется у малыша во сне. Конечно, это еще не настоящая улыбка, а просто мимические движения, характерные для здорового ребенка.
Но уже на втором месяце, когда взрослый наклоняется над бодрствующим ребенком, ласково разговаривая с ним и привлекая, его внимание к себе или какому-либо предмету, он реагирует улыбкой, фиксируя взгляд на липе взрослого. Это начало проявления положительных эмоций.
Почему врачи, педагоги, психологи придают большое значение положительным эмоциям для нормального развития маленького ребенка? Надо ли применять специальные меры воздействия, чтобы у малыша формировать положительное эмоциональное состояние?
Ребенок воспринимает явления окружающего мира, запоминает связи между предметами и явлениями, овладевает навыками, вступает в положительные отношения со взрослыми и детьми лучше всего тогда, когда он находится в положительном эмоциональном состоянии. Ведь и взрослый лучше работает, охотнее учится, даже справляется с какими-то трудностями жизни, если у него положительное отношение к происходящему, если он бодр и оптимистичен. А ребенок! Он бурно радуется и не менее бурно огорчается. Только что малыш смеялся, а вот он уже горько плачет. Взрослый помогает ему регулировать настроение, поддерживает его активность, интерес к окружающему. Такое состояние определяется как положительное эмоциональное, и оно, как уже было сказано, наиболее благоприятно для развития ребенка.
В первые шесть-семь месяцев воспитание положительных эмоций обеспечивается довольно легко. Мать часто разговаривает с ребенком, используя радостные, ласковые интонации. Уже на четвертом месяце дети активно гулят в ответ, на обращение взрослого, улыбаются, радостно двигают ручками и ножками. Такая реакция малыша на общение со взрослым называется «комплексом оживления», она появляется у здорового ребенка на 3—4-м месяце.
Однако, чтобы правильно использовать это состояние для развития и воспитания малыша, надо соблюдать некоторые правила.
Разговаривать с малышом, тормошить его и вызывать «комплекс, оживления» надо, когда он выспался, поел и находится в состоянии! активного бодрствования. Казалось бы, что тут особенного — разговаривать .с малышом, делать его ручками ладушки, показывать и давать ему трогать игрушки. Оказывается, в первом полугодии1: жизни ребенка такие воздействия имеют огромное значение для»! развития психики. Но при этом надо очень чутко следить за прЯ знаками утомления. Если малыш перестал активно тянуться к игрушке, гулить и улыбаться, надо дать ему отдохнуть, иначе он начнет капризничать. Некоторые родители очень любят демонстрировать, что их ребенок умеет. Зайдет соседка, а мама хочет показать, как ее малыш смеется, хотя по режиму ему надо спать. Тогда вместо смеха раздается плач.
На первом году жизни особенно важно соблюдать последовательность в чередовании элементов режима: сон, кормление, бодрствование. Это дает возможность во время активного бодрствования малыша формировать его положительное эмоциональное состояние.
Но вот ребенку 6 месяцев. Он стал более самостоятельным: поворачивается со спинки на животик и обратно, начинает ползать, пытается присесть. Конечно, иногда малыш и похнычет, и поплачет, но надо сделать так, чтобы он побольше радовался, интересовался всем, что его окружает. В этом периоде эмоции становятся сложнее и разнообразнее. «Комплекс оживления» к 7 месяцам исчезает, уступает место длительному эмоциональному лепету: ребенок смеется, выражает свое состояние радостными возгласами.
Во втором полугодии первого года жизни для воспитания положительных эмоций малыша необходимо использовать красочные игрушки, которые надо показывать, давать потрогать. Только не надо эти игрушки оставлять в кроватке. Малыш еще не может играть с ними самостоятельно, а если он будет их постоянно видеть, они перестанут его радовать. Полезно играть с малышом в прятки: взять косынку и закрыть свое лицо, потом открыть и позвать малыша— он будет радостно смеяться. Следует поощрять каждое новое достижение ребенка: научился ли сам откусывать хлеб, пить из чашки или держать ложку, протягивать ножку или ручку во время одевания… Всему этому ребенок будет радоваться вместе со взрослым. Только не следует забывать заниматься с малышом тогда,’когда он в бодром, деятельном состоянии, т. е. после сна, спустя 1 — 1,5 часа, а потом надо предоставить возможность поиграть одному, после этого переключить его на кормление. Во время еды обратить внимание на красивую чашку, тарелку, ложку. Кормить его надо не быстро, пусть он хорошо прожует пищу, сам поднесет ко рту кусочек хлеба или ложку. Надо стараться вызвать у него положительные эмоции на еду, и, если малыш голоден и не слишком утомлен, это делать можно без труда. Не следует кормить ребенка насильно, чтобы не вызывать отрицательного отношения к еде и понижения аппетита. Все это очень важно для здоровья ребенка.
На втором году жизни иногда родители жалуются: малыш часто капризничает, не умеет себя занять игрой. Он меньше радуется всему окружающему. Это не случайно. Второй год жизни особенный. В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать себя как личность, и больше всего его радует, когда он что-то делает сам. «Я сам»,— говорит малыш и тянет ложку… не в рот, а ко лбу. «Я сам»,— требует он, пытаясь надеть кофточку, но… задом наперед. Конечно, разрыв между потребностями и возможностями ребенка в этом возрасте огромен. Надо ему помочь, но так, чтобы и в самом деле малышу казалось, что он все делает сам. Это обеспечит положительное эмоциональное состояние ребенка, предотвратит капризы, у малыша будет больше радостных проявлений.
Надо учить ребенка радоваться, но взрослому иметь терпение, пока малыш скажет, попробует сделать самостоятельно то, что хочет, порадуется игрушке. Не следует для этого приобретать каждый раз новую; пусть некоторое время полежат в шкафу имеющиеся игрушки, тогда возвращение куклы или мишки (зайки) к ребенку после долгой разлуки вызовет у него большую радость.
В первом полугодии второго года жизни малыш большую часть времени играет со взрослым, а меньшую — один. Это присуще данному возрастному периоду. Во втором полугодии надо стремиться к тому, чтобы было наоборот, тогда игра со взрослым превратится для ребенка в особый источник радости и поможет воспитывать у пего положительные качества.
Во втором полугодии второго года жизни надо учить ребенка играть с другими детьми, играть вместе, не отнимать игрушки у сверстника. Совместная игра обогащает опыт детей, приносит им радость.
На третьем году жизни детям показывают кукольный театр. Можно видеть, как горят у малышей глаза, как они радуются, когда из-за ширмы показывается собачка или кукла. В этом возрасте дети с интересом и пониманием смотрят телевизионную программу «Спокойной ночи, малыши», радуются за зайку, убежавшего от волка, из мультфильма «Ну, погоди!», запоминают небольшие стихи, потешки. Важно, чтобы ребенок понимал смысл того, что он учит. Все это обогащает развитие его психики и в то же время способствует формированию положительных эмоций. Однако и на третьем году жизни не менее важно, чтобы были удовлетворены основные органические потребности организма: чтобы ребенок выспался и был сыт, тогда он с удовольствием воспринимает все новое, лучше запоминает, проявляет активный интерес к окружающему.
Положительный эмоциональный фон — необходимое условие для нормального развития ребенка. Но в каждом возрастном периоде детства есть свои методы формирования положительных эмоций. Чтобы правильно их выбирать, надо хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности детей.