МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Обеспечение нормального психического развития ребенка

Рубрика: Особенности детского организма

Здесь необходимо остановиться на факторах, влияющих на здо­ровье малыша: обеспечение положительного эмоционального отно­шения ребенка к окружающей обстановке, взрослым, воспитатель­ным воздействиям; внимание к речевому развитию; организация бодрствования (возможность применения усложняющихся воспита­тельно-педагогических воздействий), профилактика переутомления. Рассмотрим каждый из этих факторов.

ЭМОЦИИ

Как радует родителей первая улыбка ребенка в первые недели его жизни! Чаще всего она появляется у малыша во сне. Конечно, это еще не настоящая улыбка, а просто мимические движения, харак­терные для здорового ребенка.

Но уже на втором месяце, когда взрослый наклоняется над бодр­ствующим ребенком, ласково разговаривая с ним и привлекая, его внимание к себе или какому-либо предмету, он реагирует улыбкой, фиксируя взгляд на липе взрослого. Это начало проявления положи­тельных эмоций.

Почему врачи, педагоги, психологи придают большое значение положительным эмоциям для нормального развития маленького ре­бенка? Надо ли применять специальные меры воздействия, чтобы у малыша формировать положительное эмоциональное состояние?

Ребенок воспринимает явления окружающего мира, запоминает связи между предметами и явлениями, овладевает навыками, всту­пает в положительные отношения со взрослыми и детьми лучше все­го тогда, когда он находится в положительном эмоциональном со­стоянии. Ведь и взрослый лучше работает, охотнее учится, даже справляется с какими-то трудностями жизни, если у него положи­тельное отношение к происходящему, если он бодр и оптимистичен. А ребенок! Он бурно радуется и не менее бурно огорчается. Только что малыш смеялся, а вот он уже горько плачет. Взрослый помогает ему регулировать настроение, поддерживает его активность, интерес к окружающему. Такое состояние определяется как положительное эмоциональное, и оно, как уже было сказано, наиболее благоприят­но для развития ребенка.

В первые шесть-семь месяцев воспитание положительных эмо­ций обеспечивается довольно легко. Мать часто разговаривает с ре­бенком, используя радостные, ласковые интонации. Уже на четвер­том месяце дети активно гулят в ответ, на обращение взрослого, улыбаются, радостно двигают ручками и ножками. Такая реакция малыша на общение со взрослым называется «комплек­сом оживления», она появляется у здорового ребенка на 3—4-м ме­сяце.

Однако, чтобы правильно использовать это состояние для разви­тия и воспитания малыша, надо соблюдать некоторые правила.

Разговаривать с малышом, тормошить его и вызывать «комплекс, оживления» надо, когда он выспался, поел и находится в состоянии! активного бодрствования. Казалось бы, что тут особенного — разговаривать .с малышом, делать его ручками ладушки, показывать и давать ему трогать игрушки. Оказывается, в первом полугодии1: жизни ребенка такие воздействия имеют огромное значение для»! развития психики. Но при этом надо очень чутко следить за прЯ знаками утомления. Если малыш перестал активно тянуться к игруш­ке, гулить и улыбаться, надо дать ему отдохнуть, иначе он начнет капризничать. Некоторые родители очень любят демонстрировать, что их ребенок умеет. Зайдет соседка, а мама хочет показать, как ее малыш смеется, хотя по режиму ему надо спать. Тогда вместо смеха раздается плач.

На первом году жизни особенно важно соблюдать последо­вательность в чередовании элементов режима: сон, кормление, бодрствование. Это дает возможность во время активного бодрст­вования малыша формировать его положительное эмоциональное состояние.

Но вот ребенку 6 месяцев. Он стал более самостоятельным: поворачивается со спинки на животик и обратно, начинает ползать, пытается присесть. Конечно, иногда малыш и похнычет, и поплачет, но надо сделать так, чтобы он побольше радовался, интересовался всем, что его окружает. В этом периоде эмоции становятся сложнее и разнообразнее. «Комплекс оживления» к 7 месяцам исчезает, уступает место длительному эмоциональному лепету: ребенок смеет­ся, выражает свое состояние радостными возгласами.

Во втором полугодии первого года жизни для воспитания поло­жительных эмоций малыша необходимо использовать красочные игрушки, которые надо показывать, давать потрогать. Только не надо эти игрушки оставлять в кроватке. Малыш еще не может иг­рать с ними самостоятельно, а если он будет их постоянно видеть, они перестанут его радовать. Полезно играть с малышом в прятки: взять косынку и закрыть свое лицо, потом открыть и позвать ма­лыша— он будет радостно смеяться. Следует поощрять каждое новое достижение ребенка: научился ли сам откусывать хлеб, пить из чашки или держать ложку, протягивать ножку или ручку во время одевания… Всему этому ребенок будет радоваться вместе со взрос­лым. Только не следует забывать заниматься с малышом тогда,’когда он в бодром, деятельном состоянии, т. е. после сна, спустя 1 — 1,5 ча­са, а потом надо предоставить возможность поиграть одному, после этого переключить его на кормление. Во время еды обратить вни­мание на красивую чашку, тарелку, ложку. Кормить его надо не быстро, пусть он хорошо прожует пищу, сам поднесет ко рту кусо­чек хлеба или ложку. Надо стараться вызвать у него положительные эмоции на еду, и, если малыш голоден и не слишком утомлен, это делать можно без труда. Не следует кормить ребенка насильно, чтобы не вызывать отрицательного отношения к еде и понижения аппетита. Все это очень важно для здоровья ребенка.

На втором году жизни иногда родители жалуются: малыш часто капризничает, не умеет себя занять игрой. Он меньше радуется всему окружающему. Это не случайно. Второй год жизни особенный. В этом возрасте ребенок впервые начинает осознавать себя как личность, и больше всего его радует, когда он что-то делает сам. «Я сам»,— говорит малыш и тянет ложку… не в рот, а ко лбу. «Я сам»,— требует он, пытаясь надеть кофточку, но… задом напе­ред. Конечно, разрыв между потребностями и возможностями ребенка в этом возрасте огромен. Надо ему помочь, но так, чтобы и в самом деле малышу казалось, что он все делает сам. Это обеспе­чит положительное эмоциональное состояние ребенка, предотвратит капризы, у малыша будет больше радостных проявлений.

Надо учить ребенка радоваться, но взрослому иметь терпение, пока малыш скажет, попробует сделать самостоятельно то, что хо­чет, порадуется игрушке. Не следует для этого приобретать каждый раз новую; пусть некоторое время полежат в шкафу имеющиеся игрушки, тогда возвращение куклы или мишки (зайки) к ребенку после долгой разлуки вызовет у него большую радость.

В первом полугодии второго года жизни малыш большую часть времени играет со взрослым, а меньшую — один. Это присуще данному возрастному периоду. Во втором полугодии надо стремиться к тому, чтобы было наоборот, тогда игра со взрослым превратится для ребенка в особый источник радости и поможет воспитывать у пего положительные качества.

Во втором полугодии второго года жизни надо учить ребенка играть с другими детьми, играть вместе, не отнимать игрушки у сверстника. Совместная игра обогащает опыт детей, приносит им радость.

На третьем году жизни детям показывают кукольный театр. Можно видеть, как горят у малышей глаза, как они радуются, когда из-за ширмы показывается собачка или кукла. В этом возрасте дети с интересом и пониманием смотрят телевизионную программу «Спо­койной ночи, малыши», радуются за зайку, убежавшего от волка, из мультфильма «Ну, погоди!», запоминают небольшие стихи, по­тешки. Важно, чтобы ребенок понимал смысл того, что он учит. Все это обогащает развитие его психики и в то же время способст­вует формированию положительных эмоций. Однако и на третьем году жизни не менее важно, чтобы были удовлетворены основ­ные органические потребности организма: чтобы ребенок выспался и был сыт, тогда он с удовольствием воспринимает все новое, лучше запоминает, проявляет активный интерес к окружающему.

Положительный эмоциональный фон — необходимое условие для нормального развития ребенка. Но в каждом возрастном перио­де детства есть свои методы формирования положительных эмоций. Чтобы правильно их выбирать, надо хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности детей.





Comments are closed.