Обеспечение правильного возрастного режима
Рубрика: Особенности детского организмаРежим — это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Режим — основа формирования биоритмов в деятельности организма. Формирование биоритмов пищевого возбуждения, сна и активного бодрствования способствует нормальному функционированию внутренних органов.
Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития малыша. Поэтому так важно ввести ребенка в режим впервые 1,5 месяца его жизни, а затем обеспечивать необходимое ему по возрасту чередование сна и бодрствования. При несоблюдении этого важнейшего условия можно наблюдать отклонения в поведении малыша, капризы, повышение и понижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т. д.
При составлении режима дня учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, особые его состояния, например, период выздоровления после болезни, период адаптации к детскому учреждению, условия жизни дома, время года.
Переводить ребенка на следующий возрастной режим следует постепенно, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.
Бодрствование — это деятельное состояние коры головного мозга, поддерживается оно, по определению И. П. Павлова, теми раздражителями, которые падают на большие полушария главным образом из внешнего мира.
Сон — жизненная потребность человека, а ребенка особенно. Сон также активный процесс, так как многие нервные клетки во время сна находятся в состоянии активности, но деятельность органов чувств в это время заторможена. Он возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности активного бодрствования, как охранительное или защитное торможение.
Чередование бодрствования и сна является необходимым условием нормальной психической деятельности человека. Сон и бодрствование — взаимозависимые состояния, так как активное бодрствование обеспечивает глубокий сон, а после достаточного по длительности и глубине сна ребенок активно бодрствует. Сон и бодрствование формируются в процессе развития организма.
У новорожденного сон и бодрствование возникают хаотично. Ребенок почти все время спит, но его сон беспокойный, неглубокий, при этом самым сильным раздражителем, нарушающим сон, является голодное возбуждение. Постоянное совпадение пищевого возбуждения и времени кормления в определенные часы позволяет уже с первых дней жизни малыша выработать у него ритм кормления. Этот ритм может колебаться в пределах получаса до или после исходного установленного часа кормления. Так, если ребенка надо кормить в 12 часов, а он проснулся в 11 часов 30 минут, то его надо кормить, не дожидаясь 12 часов. И наоборот, если, в 12 часов ребенок не проснулся, его можно не будить в течение еще получаса. Такие колебания ритма вполне допустимы и не приносят какого-либо вреда. Если же ребенок и после этого не просыпается, его надо разбудить, в противном случае биоритм пищевого возбуждения нарушится.
В конце первого месяца при таком правильном подходе у ребенка уже формируется суточный ритм сна и бодрствования, который образуется под влиянием естественных различий в окружающей среде, на основе суточной потребности организма во сне. Количество раздражителей, поступающих в кору головного мозга, по сравнению с дневным временем ночью резко сокращается, вследствие чего сон концентрируется на ночь, а бодрствование — на день. Для образования ритма сна и бодрствования в дневную часть суток необходимо создавать специальные условия для быстрого засыпания и крепкого сна в часы, предназначенные для сна, и условий для активного состояния в часы, предназначенные для бодрствования. Ребенку необходимо обеспечить глубокий, достаточный по количеству отрезков и длительности своевременно наступающий сон, в течение которого он отдыхает.
Суточная потребность ребенка во сне и продолжительность каждого отрезка дневного сна изменяются с возрастом. Малыш от 5 до 9 месяцев спит днем 3 раза, после 9 месяцев —2 раза, а с 1 года 6 месяцев — 1 раз. Длительность ночного сна остается почти без изменений на протяжении раннего детства (10—11 часов). С возрастом сон изменяется не только количественно, но и качественно. Меняется характер сна как дневного, так и ночного, он становится более глубоким, спокойным. Чем старше ребенок, тем более длительны у него периоды глубокого сна и короче периоды неглубокого, реже пробуждение, дневной сон становится редким, но более продолжительным и глубоким, спокойным, обеспечивающим полный отдых после длительного бодрствования. Вредно с точки зрения охраны здоровья детей преждевременно переводить с двухразовых снов на один или вообще лишать их дневного сна.
Во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы. В этом охранительное значение сна. У человека сон зависит от социальных условий (привычка засыпать в определенной позе, читать перед сном и т.д.), Социальные условия очень рано начинают влиять на характер и качество сна ребенка (укачивание, сон на руках у взрослого и т. д.). Задача взрослого—возможно более полно обеспечить охранительную функцию сна. Ребенок должен спать в затемненном помещении, где нет шума.
На протяжении первого года жизни в соответствии с постепенным увеличением работоспособности и выносливости нервной системы режим дня меняется 4 раза.
Новорожденный ребенок спит 20—22 часа в сутки, и ему устанавливают лишь режим кормления. С конца первого месяца и до 2,5—3 месяцев ребенка кормят 7 раз через 3 часа или в зависимости от состояния и индивидуальных особенностей 6 раз через 3,5 часа, он спит 4 раза по 1,5—2 часа и бодрствует между кормлениями в течение i —1,5 часов. Общая продолжительность сна 16— 18 часов. (Этот; режим обычно определяется как режим № 1.)
В возрасте 2°5—3 до 5—6 месяцев малыш ест 6 раз в сутки через 3,5 часа, днем он спит чаще всего до 4—4,5 месяцев 4 раза, а с 4,5 до 6 месяцев 3 раза по 1,5—2 часа, бодрствует между кормлениями 1,5—2 часа. Общая продолжительность сна 16— 16,5 часов в сутки. (Это так называемый режим № 2.)
С 5—6 до 9—10 месяцев (режим № 3) ребенка кормят 5 раз через 4 часа, время бодрствования между кормлениями увеличивается до 2—2,5 часов, общее количество сна в сутки 15—16 часов, из них днем по 1,5—2 часа ребенок спит 3 раза.
С 9—10 месяцев до 1 года (режим № 4) дети бодрствуют до 3—3,5 часов между кормлениями, их переводят на двукратный дневной сон, общая суточная продолжительность которого составляет 14,5—15 часов, число кормлений 5 раз через 4 часа.