Витамин Е. (Жирорастворимые витамины)
Рубрика: Педиатрическая фармакологияВитамин Е — группа токоферолов; из них наиболее активен а-токоферол. Содержится он преимущественно в растениях, основным его источником для человека являются растительные масла (подсолнечное, кукурузное, облепиховое, соевое и пр.), а также молоко, яйца, мясные продукты.
Причины гиповитаминоза Е. Гиповитаминоз новорожденных, особенно недоношенных детей, преимущественно является следствием ограниченного поступления токоферола к плоду через плаценту. Существует ряд работ, в которых обнаружено, что в плазме крови матери содержание а-токоферола значительно больше, чем в плазме крови ее новорожденного.
Всасывание витамина Е в кишечнике осуществляется с участием активных транспортных механизмов и вместе с тем зависит от наличия жира и желчи в просвете кишки. У недоношенных процесс всасывания витамина развит недостаточно, особенно у детей, родившихся с массой менее 1,5 кг. Слабое всасывание витамина Е у них может сохраниться в течение нескольких недель после рождения. Это имеет большое значение, так как у недоношенного ребенка очень малы запасы витамина Е в печени (у ребенка с массой тела при рождении около 1 кг в печени может быть всего 5мг витамина). Таким образом, сама недоношенность может быть причиной гиповитаминоза,
У доношенных новорожденных всасывание витамина Е обычно происходит хорошо, и рождаются они с несколько большим запасом витамина (25 мг) в печени. Однако усвоение витамина нарушается при наличии патологии в родах (асфиксия, травмы, инфекционные заболевания и др.)- Поэтому даже доношенным детям с названной патологией требуется дополнительное назначение витамина Е.
В женском молоке на первой неделе после рождения ребенка содержится 0,1—3,6 мг витамина Е в 100 мл, а в зрелом молоке — 0,48—1,2 мг на 100 мл, в коровьем же молоке— 0,1 мг в 100 мл. В последнем к тому же значительно больше полиненасыщенных жирных кислот, для сохранения активности которых необходимо гораздо большее количество витамина Е. Суточная потребность в токофероле зависит от количества полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) в пище. Экспериментально установлено, что наиболее благоприятным соотношением между витамином Е и ПНЖК в диете является 0,6 мг а-токоферола на 1 г ПНЖК, т. е. коэффициент витамин Е/ПНЖК — 0,6. В женском молоке этот коэффициент составляет 0,5 [Отт В. Д., Братусь Е. П., 1975], т. е. для недоношенного ребенка женское молоко является оптимальным продуктом питания в отношении витамина Е.
У здорового доношенного новорожденного ребенка в среднем обнаруживают 0,36 мг витамина Е в 100 мл плазмы крови (от 0,15 до 0,86). Нормальным уровнем витамина в плазме считают 0,5 мг на 100 мл. Вскармливание материнским молоком уже к 6-му дню увеличивает содержание витамина до 1,5 мг на 100 мл, а у детей, находящихся на искусственном вскармливании, даже через 3 мес в крови обнаруживают все еще 0,35 мг на 100 мл, т. е. выявляется явная недостаточность витамина [Отт В. Д., Братусь Е. П., 1975].
Недостаточность витамина Е может возникнуть при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушающих процессы активного транспорта через стенку кишечника; при патологии печени, в том числе при холестазе, когда снижаются поступление желчи в кишечник и всасывание жира; при сердечной недостаточности даже небольшой степени, так как при этом происходит потеря витамина из организма; при назначении препаратов железа, резко увеличивающих его расходование.
Механизм действия витамина Е. Основное действие витамина Е — это его антиоксидатный эффект. сс-Токоферол вместе со своим метаболитом (токоферилхиноном) образует окислительно-восстановительную систему, участвующую в транспорте Н+. Этим витамин Е угнетает и ограничивает свободнорадикальные реакции.
Исключительно важное значение имеет способность витамина Е стимулировать синтез гема и гемсодержащих ферментов — гемоглобина, миоглобина, цитохромов (в том числе цитохрома Р-450), а также каталазы, пероксидазы. Следствием этого и является улучшение дыхания тканей, синтетических процессов в них, а также ликвидация перекисей ненасыщенных жирных кислот и липидов, повреждающих клеточные и субклеточные мембраны. При недостатке витамина Е нарушаются механизмы очищения организма от свободных радикалов кислорода, резко возрастает образование перекисей липидов, что нарушает структуру и функцию клеточных и субклеточных мембран во многих органах и тканях. Из-за нарушения функции мембран эритроцитов облегчается развитие гемолиза; в сетчатке отмечают дегенерацию фоторецепторного слоя. При недостатке витамина Е мембраны саркоплазматического ретикулума утрачивают способность накапливать кальций, что нарушает его участие во многих внутриклеточных процессах.
Итогом действия витамина Е являются стабилизация клеточных и субклеточных мембран (эритроцитов, клеток различных тканей, лизосом), понижение их проницаемости и сохранение целостности; увеличение синтеза белков различных тканей (коллагена в подкожной клетчатке и костях, сократительных белков в скелетных, гладких мышцах и миокарде, белков слизистых оболочек, плаценты и пр.); увеличение образования ряда ферментов (креа- тинфосфокиназы, вазопрессиназы), гормонов (гонадотропинов) и пр.
Применение витамина Е. Прежде всего его назначают недоношенным детям и детям, находящимся на искусственном вскармливании, для профилактики гиповитаминоза. Суточная потребность грудного ребенка в витамине — 4—5 мг, по некоторым авторам — 0,5 мг/кг. В более старшем возрасте суточная потребность — 10—15 мг.
Доношенному ребенку витамин можно назначать вместе с молоком через рот (примерно 5 капель 5% раствора токоферола ацетата в масле). Недоношенным же детям его предпочитают вводить в первые дни жизни внутримышечно по 0,1—0,2 мл 5% раствора токоферола ацетата в масле для инъекций, т. е. По 3-10 мг в сутки (табл. 36). Это быстро ликвидирует недостаточность витамина в организме недоношенного ребенка и улучшает его всасывание из кишечника. Применяют его при интенсивном гемолизе эритроцитов и желтухе у новорожденных. У таких детей содержание а-токоферола в плазме очень низкое, в среднем 0,235, но может быть и 0,08 мг в 100 мл. Назначение витамина Е детям с желтухой способствует устранению избыточного гемолиза эритроцитов, предотвращает дальнейшее увеличение билируби- немии и опасность билирубиновой энцефалопатии.
Витамин Е назначают детям при склереме и склередеме, так как при этих состояниях из-за тяжелой недостаточности токоферола нарушается нормальная структура коллагена и жира в подкожной жировой клетчатке. При склередеме витамин Е вводят в терапевтических дозах (30—100 мг в сутки) примерно 5 дней. Происходит нормализация структуры подкожной жировой клетчатки и улучшается общее состояние ребенка. При склереме основная помощь ребенку состоит в немедленном назначении глюкокортикоидов, но дополнительно, тоже в терапевтических дозах, вводят и витамин Е.
Табл.36.
Форма выпуска токоферола ацетата и его дозировка у детей
Формы выпуска |
Содержание в 1 мл |
Доза |
Флаконы, содержащие 10 мл 5 % раствора в масле; 10 мл 30 % раствора в масле Ампулы, содержащие 1 мл 5 % раствора в масле |
1 капля содержит соответственно около 1 и 6,5 мг а-токоферо- ла ацетата В 1 мл — 50 мг |
Грудным детям — по 5—10 мг, старшим детям по 10—15 мг в сутки (через рот) Для внутримышечных инъекций |
Назначают витамин Е при кислородотерапии недоношенных детей. Это предотвращает повреждение тканей избытком кислорода, и в частности снижает процент детей с развившейся затем ретинопатией, сопровождающейся амблиопией и тяжелой миопией. Таким детям токоферола ацетат вводят внутримышечно как можно раньше после рождения в дозе 15 мг/кг в день. В период интенсивной кислородотерапии его вводят в названной дозе 4 раза в день, переходя на 3, 2 и 1 инъекцию в сутки, а с 10—12-го дня — по 2 введения в неделю, поддерживая в плазме 1,5 мг/дл витамина. Затем переходят на прием витамина через рот по 50 мг/сут в 3—4 дозы.
Витамин Е защищает от токсического действия кислорода (озона, окислов азота и других окислителей) и ткань легких, способствуя сохранению в них сурфактанта. Он предотвращает окисление витамина А, необходимого для нормальной структуры и функции клеток слизистой оболочки бронхов. Поэтому применение витамина Е при кислородотерапии может защитить дыхательные пути ребенка от повреждения.
Согласно исследованиям, выполненным Т. В. Аладышевой, при уменьшении содержания витамина Е в плазме крови ниже 0,5 мг/дл у недоношенных детей в возрасте 5—6 нед достоверно чаще развивается ранняя анемия недоношенных. Профилактическое назначение витамина Е внутрь в дозе 20 мг/кг в сутки со 2-й по 6-ю неделю жизни приводит к достоверному повышению концентрации токоферола плазмы крови с 4 нед жизни по сравнению с детьми, не получавшими витамин Е. У этих детей к 6 нед жизни достоверно повышается устойчивость эритроцитов к действию перекиси водорода, уменьшается склонность к гемолизу эритроцитов, достоверно реже развивается ранняя анемия недоношенных.
Детям с гипохромной анемией, особенно недоношенным, получающим препараты железа, также рекомендуется дополнительно назначать витамин Е, так как у них снижается его содержание в крови и возрастает склонность эритроцитов к гемолизу.
Применение витамина Е у детей с гипохромной анемией имеет значение в любом возрасте, так как, стимулируя синтез гема, он ускоряет ликвидацию железодефицитных состояний.
Витамин Е включают в комплексное лечение рахита, поскольку он стимулирует синтез белков, коллагена и этим способствует влиянию витамина D на образование стромы костей и их минерализацию. Витамин Е является синергистом терапевтических влияний витамина D на развитие костей и защищает клеточные мембраны тканей от повреждающего влияния избыточных количеств этого витамина. Витамин Е назначают при патологии других костных структур, например зубов. Обнаружен его терапевтический эффект у детей (10—14 лет) с пародонтозом, у которых в плазме крови выявлен низкий уровень витамина.
Существенное значение имеет витамин Е при лечении гипотрофий у детей, так как он стимулирует образование дыхательных ферментов тканей, содержащих гем. Улучшаются трофика различных тканей, в том числе и желудочно-кишечного тракта, секреция пищеварительных ферментов, переваривание пищи, использование ее ингредиентов. В печени активирование синтетических процессов повышает образование различных ферментов, ее детоксицирующую функцию, синтез белков плазмы и пр. У ребенка может повыситься аппетит, скорее увеличивается масса тела. Улучшение белкового обмена способствует синтезу специфических антител и факторов неспецифической защиты от инфекции.
Витамин Е с успехом применяют при лечении дистрофии миокарда, так как он стимулирует синтез его сократительных белков. Он является синергистом сердечных гликозидов и предотвращает их токсическое действие. Кроме того, витамин Е может уменьшить размеры очагов повреждения тканей при воспалительных процессах в миокарде, например при ревматизме (во время которого больные теряют витамин из организма). Назначение его таким больным, нередко в высоких дозах, по 50—100 мг в день, на протяжении 2—3 нед значительно увеличивает терапевтическое действие противовоспалительных средств (стероидных и нестероидных). Аналогичный эффект витамина Е обнаружен и при других диффузных заболеваниях соединительной ткани.
Сохраняя нормальную структуру клеточных мембран эндотелия, витамин Е предотвращает образование тромбов. В связи с этим его назначают при лечении тромбофлебитов, эндартериитов. У взрослых больных он имеет большое значение при патологии коронарных сосудов.
Хотя четких признаков гипервитаминоза Е пока не описано, все же следует относиться с вниманием к его дозировке и применять количества, соответствующие суточной потребности в витамине. Повышенные дозы могут быть использованы только в крайних случаях (склерема, склередема и пр.) и непродолжительно. Особая осторожность нужна при назначении витамина Е больным с эндотоксическим шоком, так как, по экспериментальным данным В. Ф. Жалко-Титаренко и соавт. (1981), он может потенцировать биохимические нарушения в печени, вызываемые эндотоксином кишечной палочки.