ОСОБЕННОСТИ ДОЗИРОВАНИЯ ЛЕКАРСТВ У ДЕТЕЙ
Рубрика: Педиатрическая фармакологияУ детей, особенно первых недель, месяцев жизни, кинетика лекарств и их эффективность весьма отличаются от таковых у взрослых. Одни лекарства хуже всасываются (витамины Е, А и пр.), другие — лучше (теофиллин), чем у взрослых; одни мало инактивируются в организме (левомицетин), другие активнее (са- лицилаты, парацетамол); одни элиминируют медленнее (тетрациклины, мочевина), другие — быстро достигают скорости у взрослых (пенициллины); на одни реакция слабее, а на другие не отличается от таковой у взрослых. Например, в растущем организме катабо- лические реакции на глюкокортикоиды проявляются в большей степени, стероидные анаболизанты интенсивнее нарушают развитие половой сферы, чем у взрослых, но ганглиоблокаторы мало влияют на уровень артериального давления у детей до 3 лет, хотя в более старшем возрасте значительно снижают его. Морфин легко угнетает дыхательный центр грудного ребенка, а в действии у-окси- масляной кислоты (ГОМК) такого эффекта не отмечается. Нор- адреналин и мезатон отчетливо повышают артериальное давление, начиная с периода новорожденности, а эфедрин дает этот эффект не так отчетливо. Все эти особенности связаны с продолжающимся развитием детского организма, неодновременным созреванием различных ферментных систем, участвующих в процессах всасывания, инактивации, выведения лекарственного вещества и в реакции на него.
Таблица 6. Соотношение массы и поверхности тела ребенка
Масса тела, кг |
Поверхность тела, м2 |
Масса тела, кг |
Поверхность тела, м2 |
I |
0,074 |
6,0 |
0,28 |
1.1 |
0,08 |
6,4 |
0,29 |
1,3 |
0,09 |
6,7 |
0,3 |
1,5 |
0,1 |
8,0 |
0,35 |
1,7 |
0,11 |
9,8 |
0,4 |
1,9 |
0,12 |
11,5 |
0,45 |
2,1 |
0,13 |
13,5 |
0,5 |
2,3 |
0,14 |
15,0 |
0,55 |
2,6 |
0,15 |
17,0 |
0,6 |
2,8 |
0,16 |
19,0 |
0,65 |
3,0 |
0,17 |
21,0 |
0,7 |
3,3 |
0,18 |
23,0 |
0,75 |
3,5 |
0,19 |
25,0 |
0,8 |
3,8 |
0,2 |
27,0 |
0,85 |
4,0 |
0,21 |
29,5 |
0,9 |
4,3 |
0,22 |
32,0 |
0,95 |
4,6 |
0,23 |
34,5 |
1,0 |
4,9 |
0,24 |
37,5 |
1,05 |
5,1 |
0,25 |
40,0 |
1,1 |
5,4 |
0,26 |
||
5,8 |
0,27 |
Специалистами по возрастной морфологии, физиологии и биохимии показано, что каждый период в жизни ребенка отличается своими особенностями созревания и функции нервной, эндокринной, мышечной, сердечнососудистой и прочих систем. Поэтому нет стандартного ребенка, нет и стандартной его реакции на лекарства. Из экспериментальной возрастной фармакологии известно, что токсичность лекарств, относящихся даже к одной группе, для животных младшего возраста совершенно неодинакова: для одних веществ (морфин, барбитураты короткого действия, левомицетин, тубокурарин) ЛД50 значительно меньше, чем у взрослых, а для других (адреналин, аминазин, стрихнин) — больше. В процессе постнатальной жизни устойчивость развивающегося организма к одним веществам (аминазин, адреналин) постепенно снижается, к другим (морфин, резерпин, унитиол) — постепенно повышается, к третьим (фенамин, гексоний, атропин) — меняется волнообразно. Даже к препаратам одной и той же группы фармакологических агентов, характеризующихся одинаковым механизмом действия, например к ингибиторам холинэстеразы, устойчивость развивающегося организма меняется неодинаково.
Терапевтические дозы лекарств в процессе развития детей тоже меняются неодинаково. Несмотря на многочисленные попытки создать какие-то формулы или коэффициенты, с помощью которых можно было бы высчитать дозу для ребенка, исходя из дозы взрослого, сделать это до сих пор не удалось. Высчитанные с помощью таких коэффициентов или формул дозы практически никогда не соответствуют дозе, выявленной в процессе клинического применения лекарства.
Поэтому дозы для детей не высчитывают, а определяют в процессе клинического испытания нового препарата. Терапевтическая доза должна создавать активную концентрацию вещества в крови и тканях, вызывающую ожидаемый эффект и не оказывающую (или оказывающую в минимальной степени) нежелательного действия. Выявленные таким образом дозы веществ публикуются в методических письмах, рецептурных справочниках.
Дозы лекарственных средств для детей выражают неодинаково: на 1 кг массы тела, на единицу поверхности тела или на год жизни. Врачу нередко приходится пересчитывать дозы, названные на единицу поверхности тела, на 1 кг массы и наоборот. Для облегчения этого расчета приводим табл. 6, в которой названы масса и величина поверхности тела ребенка (у взрослого человека с массой тела 75 кг поверхность тела равна 1,73 м2).