НЕПРЯМЫЕ АДРЕНОМИМЕТИКИ (НЕПРЯМЫЕ СИМПАТОМИМЕТИКИ, ПРЕСИНАПТИЧЕСКИЕ АДРЕНОМИМЕТИКИ)
Рубрика: Педиатрическая фармакологияЭфедрин, фенамин по своей структуре похожи на эндогенные катехоламины, но все же отличаются от них. Поэтому непосредственно на адренорецепторы они не действуют, но могут быть захвачены специальным транспортным механизмом (захват № 1), находящимся на поверхности пресинаптической мембраны, и перенесены из синаптической щели в цитоплазму, а затем в везикулы нервных окончаний. Физиологическая роль захвата № 1 состоит в возврате 60—80% выделяющегося медиатора обратно в нервное окончание. Попавший в везикулы эфедрин (или фенамин) вытесняет аккумулированный в них медиатор (норадреналин, дофамин), увеличивая его выход в цитоплазму, а из нее — в синаптическую щель. Этим непрямые адреномиметики увеличивают как спонтанное, так и вызванное нервным импульсом освобождение катехоламинов. Оно значительно возрастает при одновременном угнетении моноаминоксидазы (МАО) ипразидом или другими ее ингибиторами, так как выделившийся в цитоплазму окончания катехоламин не инактивируется и в большей степени попадает в синаптическую щель. Кроме того, непрямые адреномиметики тормозят возврат выделившегося катехоламина в нервное окончание, блокируя активность ферментов захвата № 1. Это в еще большей степени увеличивает концентрацию медиаторов в синаптической щели и их эффект. Наконец, оба препарата сенсибилизируют адренорецепторы к медиатору.
Таким образом, оба препарата вызывают эффект лишь при наличии катехоламинов в пресинаптическом окончании. Если их содержание в нем падает, то и эффект непрямых адреномиметиков постепенно снижается и даже исчезает, т. е. развивается тахифилаксия.
Известно, что в раннем возрасте содержание катехоламинов в окончаниях адренергических волокон невелико. В везикулах еще мало содержание хромогранина, участвующего в депонировании медиатора, недостаточно развит механизм захвата № 1 в пресинаптических окончаниях, низка активность МАО и КОМТ. В результате непрямые адреномиметики, так же как и стимуляция симпатических нервных волокон, вызывают значительно меньший эффект, чем в более старшем возрасте. Поэтому для получения биологически однозначного эффекта, например повышения артериального давления на 20 мм рт. ст., нужна тем большая доза (на единицу массы тела) препарата, чем моложе организм.
Педиатры общего профиля чаще используют эфедрин, преимущественно повышающий активность норадреналина, фенамин же чаще применяют в психиатрической и нервной клиниках, так как он в основном усиливает активность дофамина в ЦНС.
Повышая активность синаптического норадреналина, эфедрин усиливает его влияние на ос- и p-адренорецепторы. Поэтому его применяют для повышения тонуса кровеносных сосудов, возбудимости и проводимости сердца, расслабления спазмированных бронхов.
Эфедрин вводят интраназально при лечении ринитов и через рот при хронической гипотонии, некоторых формах брадиаритмий, а также для профилактики приступов бронхиальной астмы. Для устранения уже возникшего приступа, особенно астматического состояния, эфедрин менее пригоден, чем прямые р2-адреномиметики, особенно у детей младшей возрастной группы, у которых и прямые Рг-адреномиметики малоэффективны. Следует учесть, что эфедрин способствует влиянию синаптического норад- реналина на а-адренорецепторы сосудов легких и проксимальных отделов дыхательных путей, т. е. он повышает давление в малом круге кровообращения и нарушает газообмен между альвеолами и кровью. Наконец, тахифилаксия при повторном введении эфедрина делает его ненадежным средством для купирования приступа бронхиальной астмы.
Применяют эфедрин преимущественно через рот, в однократной дозе, зависящей от возраста: 2—Змг (до 1 года), 3—10мг (2—5 лет), 10—20 мг (6—12 лет). Об опасности сочетания эфедрина с теофиллином см. на страницах сайта. Дети обычно хорошо переносят эфедрин, и от терапевтических доз у них редко возникают побочные эффекты (беспокойство, сердцебиение, головокружение, тошнота), их частота возрастает по мере развития ребенка. У детей младшего возраста после приема эфетонина отмечали даже сонливость.