МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



О ВОСПИТАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Рубрика: Особенности детского организма

Дышать надо через нос — казалось бы, пет правил проще этого. Но вот при обследовании плохо успевающих учеников оказалось: более чем у половины детей нарушено носовое дыхание. «Позволь­те,— спросит читатель,— почему обследовалась именно группа плохо успевающих? Разве можно заранее предположить наличие связи между способом дыхания и успехами в школе?» Да, такая связь есть. И от того, правильно дышит ребенок или нет, зави­сит все его развитие — и физическое и интеллектуальное.

На дефекты дыхания, к сожалению, не всегда обращают долж­ное внимание. Отчасти это понятно: они не очень заметны, нет ни повышенной температуры,- ни резких изменений в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме растуще­го человека. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов, а в сутки ему требуется почти 10 тыс. л воздуха! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» — нос. Здесь он очищается, согревается, увлаж­няется и становится таким, какой нужен организму.

Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в лег­кие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верх­ние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во- вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее есть, прожевывать пищу. Да и обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается и на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не все. Застаивается жидкость, омыва­ющая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Вот почему так раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы дети, которые дышат ртом. Нередко появляется шум в ушах, ощущение тяжести в голове и даже приступы удушья, переходящие в астму.

Данные факты убеждают, почему так важно следить за дыха­нием маленького человека. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-то своими делами, держит рот открытым или же спит с открытым ртом, если он часто дышит, стал вялым, бледным, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами — это первые симптомы того, что он привыкает дышать неправильно. Что же делать, если ребенок дышит ртом? Прежде всего набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать или, как говорят, правильно его по­ставить, овладеть им так же, как голосом. Рекомендуются специальные упражнения, суть которых сводится к тому, чтобы научить­ся дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабаты­вать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

Вот простейшее упражнение — закрывание рта «на замок»: рот зажимают пальцами либо закрывают ладонью и просят ребенка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на все более продолжительное время. Через несколько дней упражнение услож­няют: проделывают его во время ходьбы.

Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно четко, понятно. Ребенок может контроли­ровать себя сам, громко произнося согласные звуки б, в, ж, м, п, т, ф, ш,, следя за дыханием при выполнении данного упражнения. Очень полезно следующее упражнение: 5—6 раз вдыхать и мед­ленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

После соответствующей консультации врача с ребенком проводят систематические занятия звуковой гимнастикой. Они восста­навливают дыхание через нос, повышают эмоциональный тонус малыша. Данному методу лечении больных после аденотомии сле­дует отдать предпочтение. Вот некоторые из упражнений.

Упражнение для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с рит­мичными интервалами согласные звуки б, в, м, п, т, о/с, иг, ф. Воз­дух как бы выталкивается через нос.

Упражнение аналогичного действия. Встать, выпрямиться. Смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно вдыхать воздух через левую ноздрю. Затем закрыть левую ноздрю, а воздух вдыхать правой ноздрей.

Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан теплой воды. Полоскать горло. При каждом полоскании сначала произносится звук «а-а-а», а затем «о-о-о», после чего вода выплевывается в раковину. Упражнение продолжать до тех пор, пока не кончится! вода в стакане.

Для занятий ребенку можно предложить одно из упражнений. Рекомендации для восстановления дыхания можно получить у ме­дицинской сестры — методиста кабинета лечебной физкультуры, предварительно проконсультировавшись с лечащим врачом.

Детям с целью улучшения дыхания через нос после операций советуют чаще сосать леденцы, есть твердую пищу — морковь, репу, жареное мясо.

Для улучшения дыхательной функции легких в комплекс утрен­ней гимнастики, которой должен заниматься больной, включают наклоны туловища назад, в правую и левую стороны — такие упражнения развивают мышцы живота и диафрагмы, улучшая проникновение воздуха в нижние о делы легких.

В восстановительный период лечения с успехом используют местные закаливающие процедуры. Задача закаливания — нормализовывать, закалять и тренировать верхние дыхательные пути. Немаловажна и их роль в предупреждении инфекционных заболе­ваний, последствий переохлаждений и улучшении носового дыха­ния. Очень полезны контрастные умывания. При этом ребенок утром умывает лицо попеременно: сначала горячей водой темпе­ратуры 38—40 °С, а затем прохладной примерно комнатной тем­пературы — 19 или 20 °С.

Закаливание верхних дыхательных путей и всего организма достигается регулярным питьем кипяченой воды с постепенным понижением ее температуры. Для первой закаливающей проце­дуры берут для питья теплую воду, к которой привык ребенок. И постепенно, каждые пять-семь дней, температуру воды понижа­ют до 4 °С, доводя ее до минимальной, индивидуально для каж­дого ребенка.

Все эти процедуры проводятся ежедневно, в одно и то же вре­мя. Родители согласовывают их с лечащим врачом, регулярно приходя на осмотры. При появлении кровотечения из носовой полости, ухудшении общего самочувствия проведение таких меро­приятий строго противопоказано.

Наиболее частой причиной сухости во рту, трещин губ является длительное затруднение носового дыхания, ре­же — побочное действие некоторых лекарственных сред­ств, сахарный диабет, гастрит.





Comments are closed.