МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Воспитательная работа в семье

Рубрика: Диспансеры

Участковый фтизиатр во время своих посещений больного на дому дает больному и членам его семьи гигиенические указания и советы. Повседневную воспитательную работу проводит здесь участковая медицинская сестра. Она учит больного бережно относиться к своему здоровью (аккуратно принимать препараты, выполнять режим, отказаться от употребления спиртных напитков и курения), помогает созданию обстановки домашнего санатория, внушает необходимость ограждать членов семьи от заражения. Санитарно-просветительная работа участковой сестры в семье бактериовыделителя охватывает примерно следующие темы: 1) гигиенический режим, включающий соблюдение диеты,— основа лечения туберкулеза; 2) личная гигиена больного и членов его семьи; текущая дезинфекция; 3) питание больного туберкулезом; 4) борьба с употреблением алкоголя, курением; 5) регулярный прием химиопрепаратов; 6) уход за жилищем; 7) наблюдения за контактирующими; 8) охрана детей от заражения.

Широко развернутая противотуберкулезная пропаганда является весьма трудоемким разделом диспансерной работы. В утвержденной Министерством здравоохранения СССР 11.09.48 г. «Инструкции о санитарно-просветительной работе туберкулезных диспансеров» указано, что к практическому участию в плановой санитарно-просветительной работе диспансера привлекается весь врачебный и средний медицинский персонал диспансера.

При проведении этой работы следует учесть, что культурный уровень населения нашей страны за последние десятилетия значительно вырос и, что требования слушателей к содержанию популярных выступлений на медицинские темы повысились. Каждый диспансерный врач должен владеть методикой санитарно-просветительной работы, а каждая его лекция или беседа требует тщательной подготовки.

Организационные вопросы

Общее оперативное и организационно-методическое руководство санитарно-просветительной работой диспансера возлагается на главного врача. Он несет ответственность за правильное направление и содержание этой работы, за ее качество и организацию. Руководители органов здравоохранения, практических и научных медицинских учреждений, а также их заместители должны личным примером стимулировать участие медицинских работников в санитарной пропаганде: читать публичные лекции или выступать по радио или в печати.

Большую методическую помощь в этой работе оказывают лекторские группы, в состав которых входят наиболее квалифицированные врачи учреждения, обладающие опытом в популяризации знаний. На совещаниях лекторской группы председательствует главный врач или его заместитель по лечебной части. Лекторская группа может дать авторитетную апробацию текста лекции или доклада; это особенно важно для молодых врачей, так как в ходе обсуждения потенциальный лектор получает много полезных указаний по содержанию и форме предстоящих выступлений.

В обязанности диспансерного врача входят выступления среди больных и в массовых аудиториях района (на предприятиях, в домоуправлениях и общежитиях, в школах), составление ответов на вопросы больных (устные— на вечерах вопросов и ответов, письменные — через доску вопросов и ответов), статей в многотиражки на предприятиях, занятия со средним и младшим персоналом. Наиболее опытных и подготовленных к выступлениям врачей рекомендуется привлекать к лекционной работе в больших аудиториях.

В обязанности участковых сестер входит проведение бесед в семье больного, раздача популярной литературы, организация выступлений участкового врача.

Санитарно-просветительная работа диспансера проводится на основе годичного плана и месячных графиков. В плане должны быть отражены темы, методы и формы работы, объекты, сроки выполнения, количественные показатели. В диспансере должен быть налажен учет всей проводимой санитарно-просветительной работы. О каждом выполненном мероприятии следует сделать отметку в «Книге записи санпросветработы» (учетная форма №38). При этом отмечают дату, форму работы (лекцию, беседу, демонстрацию кинофильма), фамилию и должность исполнителя, место проведения (диспансер, предприятие, учреждение, клуб, общежитие), адрес, состав аудитории, число слушателей. В примечании рекомендуется указать реакцию аудитории, число и характер заданных вопросов.


« Реабилитация больного туберкулезом ||| Реакция больного »



Comments are closed.