МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Метод ангиографии в тератологии

Рубрика: Рентгеноконтрастные средства

Все эти вещества оказались малоконтрастными и весьма токсичными. Однако, несмотря на это, указанные работы способствовали дальнейшему развитию прижизненной ангиографии. Данный метод стал применяться почти одновременно с холецистографией и внутривенной урографией.

В 1923 г. Sicard и Forestier (1923) ввели собаке йодированное масло и рентгенографически наблюдали работу сердца и поступление вещества в легочную артерию. Berberich и Hirsch (1923) контрастировали вены кисти с помощью бромистого стронция. Brooks (1924) получил рентгенографическое изображение бедренной артерии у человека под общим наркозом.

С. А. Рейнберг (1925), применявший метод ангиографии в тератологии, отметил его преимущество перед обычной препаровкой, так как он обнаруживает мельчайшие детали в ходе сосудов. М. С. Лисицын (1922), наблюдая заполнение контрастной смесью основных артериальных стволов верхних конечностей и их периферических ветвей, получил интересные данные по выяснению особенностей сосудистой системы в этой области. Необходимо отметить, что уже в то время ученые стремились подчинить полученные экспериментальные данные требованиям клинических дисциплин. Так, в 1923 г. А. В. Мельников с помощью метода ангиографии изучал сосуды паренхиматозных органов человека и на основании этого приступил к разработке оперативной техники на этих органах.

В 1925 г. появилась обзорная статья А. Н. Бакулева, дающая оценку различным способам рентгенографии, применяемым в клинике в то время. В этой работе подчеркивалось, что для рентгенографии сосудов можно с успехом пользоваться растворами солей разных металлов в различной концентрации.

В Советском Союзе одним из первых артериографию произвел доктор В. В. Крестовский (1930), который для получения ангиограмм вводил в сосуды 10—20% растворы йодистого натрия. Развитию ангиографического метода способствовали работы португальских ученых Moniz (1927); предложившего ангиографию головного мозга, и Dos Santos (1930, 1935), применившего ангиографию конечностей и разработавшего аортографию.

Введение ряда контрастных веществ

Moniz, начиная с 1927 г. (1927, 1932, 1943), экспериментально изучал интракаротидное введение ряда контрастных веществ: бромистых, йодистых и других соединений, которые затем широко применял в клинике. И. А. Голяницкий (1927) и К. П. Ковтунович (1932) применяли ангиографию при определенных заболеваниях артерий и вен конечностей.

Та большая осторожность, с которой подходили многие клиницисты в первое десятилетие к прижизненной ангиографии, объясняется, как справедливо отмечали Н. М. Штульберг и Г. М. Чечикян, следующими моментами: «1. Отсутствием вполне контрастного и вполне безвредного вещества, которое можно было бы применять без всяких осложнений. 2. На вид простой, но по существу сложной техникой исследования, требующей четкой сочетанной работы хирурга и рентгенолога. 3. Болезненностью метода, что вызывает необходимость применять анестезию».

Начиная с 30-х годов, появляются многочисленные работы, посвященные экспериментальному обоснованию ангиографического метода, обобщению опыта его использования в клинике и изысканию новых безвредных контрастных веществ. Среди экспериментальных работ необходимо отметить труды А. Рубашевой (1932), В. Кумова (1935), В. Корхова и М. Ольховской (1931), Р. Бурсиана и Г. Ивахненко (1935), Л. И. Дунаевского и Ф: Я. Строкова (1936), Л. С. Кадина (1939), А. Е. Плутенко (1946), П. Н. Мазаева (1937, 1949), Б. Н. Могильницкого и П. Н. Мазаева (1948), В. Г. Цумана (1960), М. Я. Поликарпова (1962), Р. П. Аскерханова (1959); Loffler (1946), Blallock (1947), Rossi и Pruder (1948), GrosseBrochhoff (1951), Loffler и Roth (1955) и др. Большое внимание в этих работах уделялось прижигающему действию контрастных препаратов на стенку сосудов, болезненности, отмечаемой при их введении, влиянию на паренхиматозные органы (печень, почки). Недостаточно изученным оставался механизм действия этих веществ на функциональные показатели различных систем и органов.

Синтез органических йодсодержащих препаратов

Позднее появились указания на то, что влияние ангиографии должно изучаться не только патоморфологическим путем, но прежде всего физиологическими методами. В работах Е. Н. Мешалкина (1953—1954), Н. Н. Малиновского (1954, 1959), Г. А. Педаченко (1953, 1957) и В. А. Никольского и Э. С. Темирова (1955) главное место отводится изменению уровня артериального давления, пульса, дыхания и других функциональных показателей при введении контрастных препаратов. Все перечисленные авторы отмечают, что в настоящее время нет еще такого идеального контрастного вещества, которое было бы безвредным для человеческого организма. Оказалось, что неорганические препараты йода не могут применяться для прижизненной ангиографии вследствие высокой общей токсичности и многочисленных осложнений, вызываемых ими.

Синтез органических йодсодержащих препаратов можно рассматривать как настоящий переворот в истории применения ангиографического метода. Еще Forssman (1929, 1931) вводил в сердце уроселектан, являющийся производным йодпиридона. Большое значение для более быстрого внедрения ангиографии в клинику имело открытие диодраста и неойопакса (von Lichtenberg, 1931; Binz, Rath, MajerBode и Hermann, 1932; Reitmann, 1933). С помощью этих средств Castellanos, Garcia и Pereiras (1938) диагностировали у детей пороки сердца и предложили термин ангиокардиографии.

В нашей стране первым осуществил ангиокардиографию на животных А. Е. Плутенко (1946).

В 1938 г. Robb и Steinberg (1938, 1940) впервые смогли контрастировать все отделы сердца и аорту взрослого человека. Одним из достижений этих ученых было установление возможности введения в сосуды и сердце гипертонических растворов контрастных веществ. Они также выяснили, что те дозы, которые возможны при интравенозной урографии, не могут быть приемлемыми для аортографии и ангиокардиографии. В последнем случае необходимы более высокие концентрации и значительно большие дозы рентгеноконтрастных средств.





Comments are closed.