МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Нефрографический эффект

Рубрика: Рентгеноконтрастные средства

Нефрографический эффект особенно ярко выявляется при почечнокаменной болезни, экспериментальных закупорках мочевыводящих путей и других состояниях, сопровождающихся стазом мочи.

Boeminhaus (1932) считал, что «так называемый пефрографический эффект имеется даже при получении нормальных урограмм, а при стазе мочи он усиливается».

Vesey, Dotter и Steinberg (1950) установили три вида выявления нефрографического действия контрастных веществ: 1) в момент абдоминальной артериографии; 2) во время интравенозной пиелографии с уретральной обструкцией; 3) при быстрой внутривенной инъекции большого количества рентгеноконтрастного агента.

При последнем воздействии контрастных препаратов они выделили три фазы: а) артериальную фазу, наблюдавшуюся между 10й и 14й секундой; б) капиллярную с максимальным контрастированием почек, длившуюся от 4 до 6 секунд; в) экскреторную, начавшуюся во время предыдущей и заключающуюся в аккумуляции контрастных веществ в клубочках и канальцах. Васкулярная и секреторная фазы были отчетливо разграничены в экспериментах Helandcr (1958), который одновременно вводил собакам в одну почечную артерию торотраст, а в другую — миокон. Результаты показали, что васкулярная фаза играет незначительную роль в нефрографическом эффекте.

Edling, Helander и Renick (1954), Edling, Edvall, Helander (1956), Edling и Helander (1957, 1958), снимали нефрограммы на кроликах и собаках и показали, что нефрографический эффект был подавлен предыдущей инъекцией фенолрота и парааминогиппуровой кислоты. Это сообщение указывает на два факта: 1) на нахождение в почках специфических для отдельных групп веществ транспортирующих систем; 2) обязательность экскреции рентгеноконтрастных веществ канальцами почек при нефрографии. Трудность в понимании этих процессов заключается в отсутствии сведений о локализации контрастных веществ в почках на клеточном уровне.

Длительное время считали, что контрастные вещества при попадании в почки находятся в моче и таким образом участвуют в тенеобразовании. Однако Engstrom и Josephson (1953) методом гистоавторадиографии было установлено, что выявление структуры почек с помощью рентгеновых лучей может явиться результатом включения контрастного вещества в ренальные тубулярные клетки. По их заключению диодраст выделяется почками собак путем клубочковой фильтрации и секреции проксимальными отделами канальцев. Урокон при высоких концентрациях в плазме полностью выделяется за счет клубочковой фильтрации, а при низких концентрациях — частично путем секреции в проксимальных канальцах. Гипак и миокон выделялись подобно креатинину. Небольшое количество всех этих веществ реабсорбировалось в канальцах.

Насыщение систем, переносящих йодпирацет, соответствует максимальной скорости переноса 1,210~8 мол/мин. В опытах было обнаружено, что контрастное вещество накапливается в реснитчатом теле. По мнению авторов, процессы накопления и выделения йодпирацета глазом по своему биомеханизму сходны с процессами в почечных канальцах.

Углубление и уточнение механизма выделения контрастных веществ, вероятно, помогут найти объяснение тех антагонистических взаимоотношений, которые имеются между различными фармакологическими агентами при их выделении из организма. В первую очередь эти соображения относятся к объяснению специфических процессов метаболизма контрастных веществ, которые и составляют сущность урографического метода.

Помимо ферментативных и медиаторных особенностей почечных функциональных систем, определенное значение в выделении урографических средств имеют их связи с белками плазмы крови. Hauschild (1963) в связи с этим приводит следующие концентрации не связанных с белками плазмы рентгеноконтрастных веществ: йодометамата 74%, йодпирацета 70—80%, ацетризоата 70—80%, диатризоата 76—89%.

Химическая структура

Несмотря на то, что эти данные оказались близкими, можно выделить диатризоат как препарат, наименее связанный с белковыми фракциями плазмы. Подобные сведения были получены Langecker, Harwart и Junkmann (1953, 1954), Neuhaus, Christman и Lewis (1950), Porporis, Zink, Wilson, Barry, Royce и Rose (1953), Porporis, Elliott, Fischer и Mueller (1954), Hoppe, Larsen и Coulston (1956). Эти же авторы сравнивали протеинсвязывающую способность контрастных веществ с их токсичностью.

Хотя химическая структура известным образом указывает на свойства йодного соединения, систематическое исследование его начинается в изотопной лаборатории (Herms, 1967). Меченное йодом вещество вводят различными путями крысам, которым накладывают желчный и мочеточниковый свищ или вводят в мочевой пузырь катетер. Затем определяют концентрацию вещества в желчи и моче в зависимости от способа введения, дозы и времени экспозиции. Для изучения скорости всасывания препарата в тонком кишечнике его вводят в двенадцатиперстную кишку, определяя концентрацию метки в крови животных.

Далее следует изучение распределения контрастного вещества в органах, для чего животных забивают через 1, 2, 4, 8 и 24 часа после аппликации. С помощью компенсационного диализа исследуют связь вещества с белками плазмы крови. Если соединение выдерживает такую проверку, т. е. выявляются его благоприятные свойства, оно подвергается фармакологическим исследованиям. Определяется острая и подострая токсичность (при однократном и хроническом введении). Постоянно контролируется функция печени, почек, сердца, а также картина крови. После забоя животных следует патоморфологическое исследование.

Исходя из сказанного, становится ясным, что одним из актуальных вопросов экспериментального изучения рентгеноконтрастных веществ является установление закономерностей их распределения и выделения из организма.





Comments are closed.