Рентгенография желудочнокишечного тракта
Рубрика: Рентгеноконтрастные средстваМетоды, основанные на рентгенографическом изображении сосудов: а) ангиокардиография; б) транслюмбальная аортография; в) нефрография; г) ангиография головного мозга; д) периферическая артериография; е) венография; ж) селективная катетеризационная ангиография. Другие методы: рентгенография желудочнокишечного тракта. Перечисление около 20 рентгенодиагностических методов наглядно иллюстрирует, насколько широко применяются сейчас органические йодзамещенные соединения. Такой анализ позволяет в то же время понять, что классифицировать рентгеноконтрастные средства по способу их применения вряд ли целесообразно.
Мы отчетливо представляем себе, что те настойчивые поиски новых менее токсичных рентгеноконтрастных средств, которые продолжают сейчас многие ученые разных стран, могут внести существенные дополнения в предлагаемую в данном разделе их классификацию или даже видоизменить ее.
Уже в первые годы применения рентгеновых лучей в медицинской практике обратила на себя внимание различная контрастность изображения разных органов животного организма. В дальнейшем было доказано, что интенсивность рентгеновского рисунка зависит от химического состава тех или иных тканей. Определение же физических свойств отдельных химических соединений позволило усиливать контрастность исследуемых органов. Из сказанного следует, что прежде чем переходить к анализу физических основ искусственного контрастирования с помощью определенных химических веществ, необходимо кратко остановиться на «судьбе» рентгеновых лучей при их прохождении через какойто абстрактно взятый слой с известной плотностью.
При искусственном же контрастировании мы имеем дело с несколькими слоями, обладающими разной плотностью.
При анализе физических основ искусственного контрастирования схема его по Dorn (1957) выглядит довольно простой. Вопервых, ведущим физическим явлением автор считает при введении рентгеноконтрастных средств фотоэффект, который состоит в отдаче всей энергии рентгеновского кванта на абсорбирующий атом. Из оболочек последнего К, L и т. д. освобождается электрон. Вовторых, явления рассеивания, которые почти независимы от длины волны и даже у самых тяжелых элементов (oz>20) в области диагностической жесткости лучей, значительно меньше, чем фотоэффект.
При применении диагностических доз рентгеновых лучей могут возникнуть вторичные лучи, которые, по данным Jacob и Wachsmann (1948), являются практически безвредными для организма.
Пригодность элемента как составной части рентгеноконтрастного средства зависит с точки зрения химической и фармакологической от величины коэффициента фотоэффекта массы в области диагностических лучей.
Если проанализировать, какие элементы наиболее полно поглощают рентгеновы лучи, то оказывается, что одним из них является йод. Отличительная его черта — возможность введения в молекулы органических индифферентных веществ, которые становятся высококонтрастными. Это свойство предопределило успешное применение йода для искусственного контрастирования по сравнению с другими элементами, имеющими более высокие порядковые числа.
Практическое значение коэффициента ослабления массы подчеркивается возможностью сравнения двух веществ по степени их контрастности. Допустим, для веществ X и Y, имеющих одинаковую контрастность:
В монографии Knoefel обсуждение физических основ искусственного контрастирования построено по следующему плану: 1) генератор рентгеновых лучей, 2) абсорбция лучей диагностическим материалом и телом, 3) рассеянная радиация, 4) чувствительность экрана, 5) видимость на флюороскопическом экране.
Получение теневого изображения сердца
При анализе физических свойств контрастных веществ автор пользуется теми же рассуждениями, которые были приведены выше, привлекая иногда дополнительный материал.
Итак, большое значение в искусственном контрастировании имеет явление фотоэффекта. Сравнительные величины степени контрастности различных веществ можно получить при расчете с помощью определенных уравнений.
Из истории применения, рентгеноконтрастных веществ для ангиографии и экскреторной урографии
История получения теневого изображения сердца, сосудов и почек с помощью рентгеновых лучей насчитывает более 50 лет. Вначале ученые стремились добиться их контрастирования на трупах и в экспериментах, а затем метод ангиографии был с успехом использован в клинике.
Впервые в нашей стране мысль о применении рентгеновых лучей в медицине высказал М. М. Бехтерев в 1896 г.
Выдающийся анатом В. Н. Тонков с помощью рентгеновых лучей изучал коллатеральное кровообращение. В 1897 г. в журнале «Хирургия» была опубликована статья проф. П. И. Дьяконова, в которой указывалось на возможность рентгеновского изображения сосудов анатомических препаратов в условиях наполнения их контрастной массой. Перу П. И. Дьяконова принадлежит интересная работа по ангиографии «Несколько слов о применении светописи по Рентгену к приготовлению анатомических рисунков». В 1903 г. появились первые сообщения о прижизненной ангиографии на животных. Rietus предпринял попытку ввести в яремную вену собаке свинцовые дробинки и при помощи экрана наблюдать их продвижение в правое сердце (цит. по М. П. Вилянскому). В 1910 г. Alwens и Franck вводили в магистральные сосуды собак и кроликов 10—35% взвеси висмута в масле. Schepelman применил для вазографии 1% раствор бромистого калия, 5—10% раствора солей цинка, марганца, железа, а также 10—20% растворы колларгола.