МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Анализ и тест разборчивости речи у детей

Рубрика: Диагностика и обследование нарушения голоса

Логопеду нередко приходится оценивать разборчивость речи у детей с различными коммуникационными нарушениями. Разборчивость речи снижается при резко выраженных изменениях ларингеального тона. У некоторых детей голос нормальный, но настолько тихий, что их речь трудно понимать, других детей трудно понять из-за недостаточности небно-глоточного клапана или потери слуха. Нарушения артикуляции также могут снижать разборчивость речи.

Обычно первым шагом в оценке разборчивости речи служат тесты, предусмотренные картой «Голос» системы Баффало III.

В некоторых случаях клиницисту необходимо более подробно исследовать разборчивость речи. Мы делаем это с помощью 4 тестов. Первоначально эти тесты были разработаны для обследования детей с потерей слуха, однако в некоторых случаях их можно применять для оценки разборчивости речи у детей с нормальным слухом.

Тест на разборчивость речи, предложенный Magner (1980), состоит из 600 предложений. Для обследования одного пациента отбирают 6 предложений, каждое из которых содержит 10 слогов.

Обследуемый читает предложения, и его речь записывают на пленку. Затем 6 опытных специалистов по анализу речи детей с нарушениями слуха прослушивают каждое предложение и записывают свои замечания. Каждый понятный слог оценивают в 1 балл. В 6 предложениях — 60 слогов. Результаты всех 6 экспертов суммируют (максимальная оценка может достигать 360 баллов). Этот тест рекомендуют проводить каждые полгода, каждый раз используя новые предложения.

Markides (1978) изучил разборчивость речи детей с нарушением слуха, сравнивая чтение вслух с произвольным описанием картинок. Всего было обследовано 20 детей. Средний чистый тон при 500, 1000 и 2000 Гц составил 60,7 дБ для менее пораженного уха. Средняя разборчивость речи при описании картинки составила 81,7%, а при чтении была значительно ниже— 57,4%. Было разработано 20 не связанных друг с другом предложений типа подлежащее—глагол—дополнение, предназначенных для описания знакомых ребенку явлений. Эти предложения разрабатывали с учетом лингвистических возможностей детей и их уровня чтения.

Изображения на картинках был связаны по смыслу с предложениями для устного чтения. Ребенок сам отбирает 10 предложений для чтения или описывает 10 картинок. Все это записывают на пленку и прослушивают каждое предложение или описание 3 раза. Эксперты записывают то, что, по их мнению, сказал ребенок. Разборчивость речи оценивают в виде процента правильно понятых слушателями слов.

Тест на разборчивость речи, предложенный McGaar (1981, 1983), состоит из 36 предложений. Словарный состав соответствует уровню развития глухих детей в возрасте 8—15 лет [Silverman—Dresner, Guilfoyle, 1972, цитировано по McGaar, 1981]. Порядок чтения предложений выбирают произвольно. В своих исследованиях McGaar использовала большое число слушателей для идентификации проверочных слов в записанных на пленку предложениях, которые произносили здоровые и глухие дети. Слушателей просили записывать все предложение, но оценивать только проверочное слово. Высшая оценка составляла 36 баллов. В первых 18 предложениях проверочные слова были легко узнаваемыми, так как здоровые молодые люди очень легко восстанавливали эти пропущенные слова в написанных сил учителей, занимающихся с глухими, оценить качество голоса; глухих детей в возрасте около 5 лет. Произнесение слогов ба к бо оценивали по 4-балльной шкале, где 1 балл означал плохое, а 4 балла — нормальное качество. Воспроизводимость оценок при повторной проверке варьировалась от 0,66 до 0,74 и в среднем составляла 0,72. Whitehead и Leiberth (1979) с помощью пятибалльной шкалы с равными интервалами изучали напряженность и резкость голоса у глухих молодых людей при произнесении гласных а я у и чтении предложений. Эксперты установили, что гласный а был более напряженным, чем и и два предложения. Средние уровни спектрального шума были выше при произнесении а, чем при произнесении и.


« Избирательный мутизм – невербальная манера общения ||| »



Comments are closed.