МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Взрывная вокализация и твердая голосовая атака

Рубрика: Голосовая терапия

Особое внимание следует обращать на устранение взрывной вокализации и твердой голосовой атаки, обучая ребенка мягкой нормальной атаке и использованию «легкого» голоса [King, Di Michael, 1978]. Для преодоления твердой голосовой атаки можно использовать технику зевания — вздыхания, предложенную Boone (1983). Gould (1979) рекомендовал хвалить детей, когда они говорят тихим или «легким» голосом и избегают использовать сценический шепот, который более вреден, чем громкий резкий голос. Взрослые должны разговаривать с детьми тихим приятным голосом, это поможет им изменить свою манеру фонации на более естественную. Следует подчеркнуть, что при мягкой голосовой атаке голосовые складки начинают вибрировать постепенно и не возникают придыхательные звуки или щелкающий шум. Чистота тона зависит от синхронности работы экспираторной мускулатуры и мышц гортани; эта синхронная работа мышц и определяет нормальную мягкую атаку [Fomon et al., 1966]. При нормальной мягкой атаке непосредственно перед началом фонации выходит от 30 до 100 см3 воздуха [Isshiki, von Leden, 1964]. Werner-Kukuk и von Leden (1970) при мягкой голосовой атаке наблюдали регулярную вибрацию голосовых складок по всей их длине. Частота этих вибраций была довольно стабильной, а амплитуда постепенно увеличивалась в течение первых восьми циклов вибрации. Измерения, проведенные на передней, средней и задней третях голосовых складок, показали их полное смыкание во всех трех точках.

Период полного сближения передней и задней частей складок во время каждого вибрационного цикла был одинаковым. В середине складок период смыкания был несколько дольше. Амплитуда колебания была наибольшей в задней части и наименьшей — в передней. Быстро достигалосьмаксимальное открытие сначала в средней трети, затем в задней трети и наконец в передней трети складок.

Leeper (1976) изучил характеристики голосовой атаки у 8 детей с двусторонними узелками голосовых складок и сравнил с голосовой атакой у 8 детей с нормальными голосами. Средний возраст детей был 9 лет 5 мес (7—14 лет). Каждого ребенка научили трем типам голосовой атаки — твердой, мягкой и придыхательной при произнесении слов па, ба и ха. Измерение воздушного потока и акустический анализ показали, что при каждом из трех типов атаки у детей с узелками голосовых складок была большая утечка воздуха и нестабильность фонации, чем у детей с нормальными складками. Автор пришел к заключению, что у детей с узелками голосовых складок необходимо разорвать «порочный круг» перенапряжения голоса, обращая особое внимание на замену твердой атаки мягкой. Для этого ребенок должен также уменьшать громкость голоса.

Больных с узелками голосовых складок и неправильной голосовой атакой настоятельно рекомендуется обучать легкому дыханию во время разговора [Berry, Eisenson, 1956; Rubin, 1964; Van Riper, Irwin, 1958]. F. B. Wilson и Rice (1977) для уменьшения твердой голосовой атаки предложили использовать придыхание. Голос ребенка записывают на пленку после интенсивной физической нагрузки, например, после быстрого бега вверх по лестнице. Этот образец собственного придыхательного голоса служит ребенку примером. Ему рекомендуют использовать придыхательный голос только в особых ситуациях. Moore (1983) рекомендует регулировать энергию фонации, исходящую из определенных мышц грудной клетки и брюшной стенки. Мы советуем избегать высокого дыхательного давления, когда оно сочетается с твердой голосовой атакой.

Снижение давления способствует мягкой голосовой атаке. Для замены взрывной вокализации и твердой голосовой атаки мягкой полезно обучать ребенка слуховому восприятию. Логопед демонстрирует ребенку твердую и мягкую голосовую атаку и обсуждает с ним их отличительные особенности. Ребенок определяет, какую атаку показывает логопед, а затем его обучают расслабленной фонации [Moore, 1971а]. Это можно делать с помощью трехступенчатой программы обучения правильному голосообразованию. Первые две ступени (ознакомление ребенка с нарушениями своего голоса и обучение умению распознавать выраженные нарушения своего голоса) описаны в главе 8. На третьем этапе обучают распознавать слабо выраженные изменения своего голоса. При обучении нормальной голосовой атаке ребенку сначала демонстрируют придыхательную голосовую атаку. При обучении распознаванию небольших изменений голоса используют твердую голосовую атаку (или взрывную вокализацию), мягкую атаку и придыхательную атаку. Таким образом ребенок обучается распознавать неправильные формы голосовой атаки и избавляться от них.

Следует обратить особое внимание на напряжение гортани во время твердой голосовой атаки. Ребенка просят положить палец на треугольник щитовидного хряща во время твердой атаки. Напряжение проявится поднятием гортани. Затем ребенку показывают, что мягкая атака почти или совсем не приводит к поднятию гортани [West, Ansberry, 1968]. Brodnitz (1971а) для уменьшения твердой голосовой атаки рекомендовал жевательный метод. Он будет описан ниже при обсуждении способов достижения сбалансированности мышечного тонуса.





Comments are closed.