МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Соблюдение правил гигиены голоса

Рубрика: Голосовая терапия

В самом начале лечения ребенку следует рассказать о механизме образования голоса и об основных его нарушениях [D. К. Wilson, 1961, 1962Ь]. По мнению Moor (1983), многие люди не понимают, что происходит в гортани и голосовом тракте при нарушении голоса, и детальное описание с использованием рисунков, муляжей и фотографий во многих случаях позволяет человеку понять этот механизм и увидеть его как бы изнутри. Уровень сложности описания зависит от возраста ребенка и его умственного развития. Имея представление об основах возникновения голоса и его нарушениях, ребенок легче понимает суть терапевтических мероприятий и активнее стремится к улучшению голоса. Маленькому ребенку можно давать упрощенное объяснение функции гортани, резонирования и артикулирования ларингеального тона, составляющих основу полноценного вербального общения.

Маленький ребенок лучше воспринимает суть нарушения, если ему это объясняют с помощью рисунков. Причину нарушений объясняют, не вдаваясь в детали. Например, узелки голосовых складок можно сравнить с мозолями на ладонях или просто назвать их «шишками». Более взрослые дети и подростки хорошо воспринимают не только рисунки, но и схемы из анатомических атласов и муляжи [Irwin, 1965; Boone, 1930; Aronson, 1985]. Не следует использовать слишком сложные рисунки с большим числом деталей. Особенно полезны рисунки во время объяснения необходимости избавиться от перенапряжения голоса или его неправильного употребления [D. К. Wilson, 1962а]. Мы считаем, что очень важно выяснить, как ребенок относится к собственному голосу, считает ли он его необычным или даже неприятным. Важно узнать, как воспринимают его голос окружающие. После того как удается убедить ребенка в необходимости лечения, начинают осуществление программы гигиены голоса.

Соблюдение правил гигиены голоса — основа голосовой реабилитации. Каждому ребенку дают два списка правил. Первый— «Правила поддержания хорошего голоса» — содержит список рекомендаций, которым надо следовать, чтобы иметь хороший голос. Второй — «Перенапряжение голоса», где представлены данные о формах перенапряжения, которых нужно избегать. Правила из этого списка подбирают индивидуально для каждого ребенка.

Поддержание хорошего голоса

1. Расстояние между собеседниками не должно превышать 1 м.

2. Располагайся в центре комнаты, тогда все тебя хорошо услышат и тебе не придется напрягать голос. Говори только тогда, когда остальные молчат.

3. Говори достаточно громко, с удобными для тебя высотой тона и темпом речи.

4. Голос должен иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.

5. Говори легко, плавно и без усилий. При разговоре голову держи прямо. Участвующие в фонации мышцы лица, глотки, шеи и плеч во время разговора должны быть расслаблены. Дыхание должно быть адекватным.

6. При инфекциях верхних дыхательных путей (например, ларингит) говорить много не следует. В сильный мороз старайся не дышать ртом.

7. Укрепляй свое здоровье, регулярно посещай врача, соблюдай сбалансированную полноценную диету, занимайся физкультурой, однако без чрезмерных нагрузок и не слишком шумно. Не кури, избегай запыленных и задымленных мест. Не употребляй алкоголь и спи столько, сколько тебе необходимо.

8. Если ты регулярно принимаешь лекарства, проверь, не вызывают ли они сухости глотки, рта и носа.

Оба списка правил составлены на основании работ Anderson, Newby (1973), Bryce (1974), Cooper (1973), Fox и Blechman (1975), Punt (1974, 1979), D. K- Wilson (1961, 1962a, 1962b, 1966, 1977). Была собрана информация о голосовом поведении детей в школе, дома, во время спортивных мероприятий и игр на улице. Все возможные формы перенапряжения голоса сведены в специальные таблицы, где их выраженность оценивается в баллах. По таким таблицам логопед может определить, как часто встречается у данного ребенка та или иная форма перенапряжения голоса и насколько она выражена. На основании этой информации он выбирает из обоих списков правила, наиболее актуальные для данного ребенка. Во время первого лечебного сеанса в тетрадь ребенка в понятной для него форме записывают правила, по возможности иллюстрируя картинками, соответствующими его возрасту. Логопед должен объяснить подробно каждый пункт правил. Некоторые правила дают в форме категорического требования, например: не говорить в шумных местах, избегать курения табака и марихуаны. Mueller и Wilcox (1980) изучали влияние марихуаны на высоту тона и тембр голоса у 14 человек в возрасте 18—42 лет. Контролем служила группа некурящих людей. При непрямой ларингоскопии было установлено, что у 8 из обследованных 12 курильщиков марихуаны голосовые складки были более темными, чем у некурящих. У всех обследованных лиц результаты изменений тонового диапазона основной частоты и качества голоса не выходили за пределы нормы.

Однако субъективно голоса курильщиков казались более напряженными и хриплыми. Авторы провели дополнительное обследование курильщиков марихуаны и обнаружили раздражение слизистой гортани и глотки. Они также обследовали 10 человек, курящих обычные сигареты, в возрасте 18—29 лет. По всем оцененным параметрам эти курильщики не отличались от некурящих лиц контрольной группы. Cooper (1973) утверждал, что одним из компонентов гигиены голоса может быть ограничение активности ребенка. Он советовал родителям вмешиваться и предотвращать те ситуации, в которых ребенку приходится перенапрягать голос. Иногда необходимо вместо голоса пользоваться иными средствами коммуникации, например, болельщикам следует не кричать во время спортивных соревнований, а свистеть в свистки.

Cook и соавт. (1979) описали программу гигиены голоса в школах. Одна из целей этой программы состоит в том, чтобы заручиться согласием детей с хриплым голосом и их родителей на проведение ларингоскопии. Одним из компонентов программы является информирование детей о строении и функции механизма голосообразования, о правильном использовании голоса, формах его перенапряжения и нарушений. Nilson и Schneiderman (1983) описали программу по предотвращению перенапряжения голоса и охриплости, рассчитанную на учащихся 2—3 классов. Программа состоит из 4 уроков. На первом уроке детям объясняют механизм голосообразования, знакомя их с такими терминами, как «голосовые связки», «грубый и чистый голос», «тембр голоса», «охриплость». Записывают голоса нескольких детей на пленку и обсуждают их качество.

На втором уроке рассматривают адекватные и неадекватные параметры голоса, различные формы перенапряжения голоса и альтернативное им голосовое поведение. Объясняют, как правильно использовать голос. На третьем уроке рассматривают свойства хриплого и нормального голоса. Составляют списки вариантов неправильного и правильного голосового поведения и характерные для этого ситуации. Логопед читает детям рассказы, в которых одни персонажи правильно пользуются своим голосом, а другие перенапрягают его. Детей просят описать различные варианты голосового поведения. На четвертом уроке подводится итог всем занятиям. Детям выдают тетрадки с рисунками, списки, в которых перечислены нормальные формы голосового поведения и его перенапряжения, а также вручают «удостоверение» о прохождении курса обучения.

Существует тщательно разработанная система изменения голосового поведения. Ее можно применять для изменения любого параметра голоса. Для маленьких детей эта схема может быть представлена в виде лестницы, где начало терапии является первой ступенькой, а завершающий этап лечения — последней, самой верхней ступенькой.

1. Я знаю правило, касающееся моего голоса.

2. Я могу сказать, когда другие люди неправильно используют свой голос.

3. Я могу сказать, когда другие люди правильно используют свой голос.

4. Я могу сказать, когда неправильно использую свой голос.

5. Я могу сказать, когда правильно использую свой голос.

6. Я знаю, в каких ситуациях я неправильно использую свой голос,

7. Я знаю, в каких ситуациях правильно использую свой голос.

8. Я могу правильно использовать свой голос некоторое время.

9. Я правильно использую свой голос большую часть времени.

10. Я могу всегда правильно использовать свой голос.





Comments are closed.