МЗ: Медицина и Здоровье

МЗ: Медицина и Здоровье


профилактика, диагностика и лечение



Десятиступенчатая схема голосовой терапии

Рубрика: Голосовая терапия

Необходимо строго придерживаться следующей схемы. Сначала ребенку демонстрируют пример правильного конкретного параметра голоса. Затем его учат определять, неправильно или правильно другие люди пользуются этим свойством голоса. Далее ребенок старается исправить свое голосовое поведение, научившись различать те моменты, когда его голос звучит неправильно, и те, когда он звучит правильно. Затем ребенок определяет ситуации и места, где его голосовое поведение не соответствует норме и где оно правильно. Период закрепления полученных навыков состоит из трех стадий, когда ребенок правильно пользуется голосом: на 80% (иногда), на 90% (большую часть времени) и на 100% (всегда).

Тщательно спланированная тренировка слухового восприятия — ключ к достижению почти всех целей голосовой терапии. Moore (1983) отмечал, что «большинство людей слышат свой собственный голос не так, как его слышат другие. Обучение восприятию своего голоса на слух является одним из первых важных шагов в голосовой терапии. Такое обучение должно носить систематический характер…». Стержнем голосовой терапии является тренировка слухового восприятия и слуховая обратная связь. Это более важно, чем двигательная обратная связь. Ребенок должен знать, как звучит его голос, а также уметь отличать нормальные и неправильно звучащие голоса и сравнивать их со своим [Aronson, 1965]. Brodnitz (1981) различал три типа восприятия: зрительное, акустическое и кинесте-зическое. Он подчеркивает, что для переобучения голосовым навыкам человек должен использовать в первую очередь акустическое и кинестезическое восприятие, а зрение применять для подкрепления первых двух.

Тренировка слухового восприятия

Тренировка слухового восприятия означает, что ребенок учится слушать. Он приобретает опыт отличия хорошего голоса от плохого. Он слушает, как логопед демонстрирует примеры хорошего и плохого голоса. Он слушает, как говорят другие дети с теми или иными нарушениями голоса [Moore, 1971а], а затем запись своего голоса. Такое обучение развивает и оттачивает способность ребенка улавливать дефекты голоса, включая различные формы его перенапряжения. Очень важно, чтобы люди с нарушением голоса умели хорошо слушать. У каждого ребенка с нарушением голоса необходимо оценить способность слушать и при необходимости развить ее до уровня, соответствующего его возрасту. Например, Lamberts и соавт. (1980) описали программы тренировки слухового восприятия с использованием магнитофонных записей, содержащих большое количество самых разнообразных окружающих нас звуков, причем эти записи поясняются соответствующими картинками и словами.

В процессе голосовой терапии часто используют магнитофонные записи, однако к прослушиванию ребенком своего голоса следует подходить с осторожностью. Многие дети слышали свой голос в записи на пленку в школе и дома, но это, как правило, делалось для развлечения. Если ребенку с тяжелыми нарушениями дать прослушать его голос на первом же лечебном сеансе без соответствующей подготовки, он может очень сильно расстроиться. Часто ребенок зажимает уши и отказывается слушать запись.

Логопед сначала должен просто так, «для развлечения» записать голос ребенка, а затем уже проанализировать голос вместе с ребенком и начать занятия по тренировке слухового восприятия [Pronovost, Kingman, 1959]. Он объясняет ребенку принцип работы магнитофона, предупреждает его, что голос может быть не столь приятным, как этого хотелось бы, но что магнитофонные записи помогут улучшить голос.

Способность слушать можно тренировать как на живых голосах, так и на записях. Наша программа предусматривает постоянное чередование прослушивания адекватного и неадекватного голоса. На первом этапе обучения логопед выбирает для прослушивания один из неправильных параметров голоса ребенка. В это время необходимо постараться избавиться от перенапряжения голоса. Развитие способности слушать можно начать также с прослушивания образцов слишком высокого тона, слишком громкого голоса, охриплости, гипер- или гипоназальности. Логопед может во время занятий имитировать голос ребенка, подчеркивая характерные для него нарушения.

Van Riper (1978) подчеркивал, что нужно быть очень осторожным при выборе слов, которыми оценивают то или иное нарушение голоса. Например, вместо слова «плохой» логопед может сказать: «Это еще не то, что нужно», вместо «Хорошо — это почти то, что нужно». Andrews (1975) рекомендовал не употреблять слова, имеющие отрицательный оттенок, такие как «неправильный», «плохой», «неприятный», а заменять их словом «необычный». После того как началось улучшение голоса ребенка, мы для описания «старого» голоса используем термин «неясный», а для нового — «чистый». Andrews также рекомендовал демонстрировать детям показания прибора. Например, измерителя громкости голоса, вместо того чтобы использовать термины «слишком тихий» или «слишком громкий».





Comments are closed.